| ||||||||
| ||||||||
|
|
Илья Репин. Галерея картин и рисунков художника - Портрет критика В.В.Стасова Русский художник Илья Ефимович Репин Портрет критика В.В.Стасова Репин долгие годы был со Стасовым в тесной дружбе. В своих мемуарах он называет его "рыцарем в благороднейшем смысле слова" , " рожденным для искусств" , много и охотно пишет о его "пылком темпераменте" и "возвышенной душе" . Между тем в репинском портрете акцентированы иные характерные черты - как раз те, которые составили Стасову репутацию "идейного вождя" русского реализма, бескомпромиссного противника "искусства для искусства" . В очерке фигуры, в движении головы, полуоткрытых губах, фиксированном, прямом взгляде отчетлив "сценарий" портрета - критик, созерцающий произведение искусства. По свидетельству Репина, Стасов был "грозою многих критиков, его боялись" . Репин поразительным образом " угадал" в фигуре критика не только " пламенного рыцаря" , но и сурового консерватора, агрессивно-враждебного по отношению к художникам нового поколения, каким он предстает, например, в воспоминаниях живописца Василия Переплетчикова. Переплетчиков описывает беседу Стасова и Валентина Серова на одной из выставок: "Наконец, с величественным видом, с каталогом в руке появился знаменитый критик Стасов. Он ходил по выставке и жевал губами. Словечко "декадент" уже было изобретено, оставалось только его употреблять кстати и некстати. — Не хочется встречаться со Стасовым, - говорит мне Серов, — скроюсь в комнату при выставке, где пьют чай, авось не встречусь. Пробиваясь в эту комнату, сталкивается со Стасовым. — А-а-а... Серов, здравствуй. — Здравствуйте. Берет Серова за руку и с видом человека, имеющего власть, ведет его к картинам. — Я должен задать вам один вопрос, - говорит Стасов. — Правда ли, вы не признаете картины с содержанием? — Не признаю. — Так-с. Вид у Стасова зловещий, он очень и очень "не одобряет" и не скрывает этого. Он встает и подходит к столу со скульптурой. — Скажите, не смотря фамилии автора, хорошо или нет, - говорит Серов. — Скажите. Стасов стремится раскрыть каталог. — Нет, нет, не смотрите. Стасов раскрывает каталог, стремительно ищет №№. — Врубель, - восклицает он, — конечно, скверно". |
|
| ||||
| ||||||||
| ||||||||
| ||||||||
|
|
Страницы биографии
Выдающийся русский художник Илья Ефимович Репин родился в 1844 году в Чугуеве на Харьковщине в семье отставного солдата. Первоначальные навыки живописи получил от чугуевских иконописцев. В 1863 году поступил в Петербургскую Академию художеств и в 1871 году закончил ее.
Регулярно участвовал в выставках передвижников.
Писал портреты, жанровые и исторические картины. Жил в Москве и Петербурге; последние годы жизни — в Куоккале, на Карельском перешейке (ныне Репино Ленинградской области). Там он и умер в 1930 году. О Репине написаны десятки монографий, сотни статей, воспоминаний и публикаций,
но тема жизни и творчества художника далеко
не исчерпана... О графических рисунках Репина
За свою долгую деятельность Репин рисовал неустанно. Карандаш - неразлучный его спутник и товарищ. По свидетельству близко его знающих лиц, он пользуется всяким случаем, чтобы рисовать:
сидит ли он на каком-нибудь заседании, беседует ли с приятелем или знакомым на улице - всюду он зарисовывает в альбом или на лист бумаги. Работая над картиной или портретом,
он опять попутно рисует; ищет на бумаге карандашом наиболее совершенного
выражения своей идеи... Воспоминания современников Репина
Илью Ефимовича Репина я узнала, когда была еще ребенком, вероятно, лет семи, в то время, как он писал портрет моей матери, Поликсены Степановны Стасовой.
Этот портрет висел у нас в квартире в Петербурге сначала на Малой Морской улице, а потом на Фурштадской, в кабинете отца над диваном. Направо от него, под углом, висел портрет дяди - Владимира Васильевича Стасова,
писанный И. Е. Репиным в 1883 году, в течение трех дней в Дрездене. Кроме этих работ Репина, у моих родителей был еще один из
первоначальных набросков к «Бурлакам»... |
|
| ||||
| ||||||||
| ||||||||