| ||||||||
| ||||||||
|
|
Илья Репин. Галерея картин и рисунков художника - На дерновой скамье, 1876Великие мастера русской живописи. Илья Репин На дерновой скамье, 1876 Эта небольшая картина была написана сразу по возвращении из Парижа, на даче в Красном Селе под Петербургом, где Репин жил вместе с семьей. Здесь изображены жена художника Вера Алексеевна Репина с дочерьми Верой и Надей, ее родители и брат с супругой. Картина написана с великолепным живописным мастерством и тонкостью. Красива зелень на фоне голубого неба, заставляющая вспомнить лучшие пейзажи Коро. Вся сцена увидена в некотором отдалении, трава на первом плане взята как бы " не в фокусе" , и удивительно, что при такой экспозиции каждая из фигур имеет сугубо индивидуальный, портретный очерк, поворот, рисунок позы. В картине соединены все те художественные уроки, которые Репин мог получить во Франции. Это не откровенно импрессионистическая манера, но в то же время это работа художника, который знает и учитывает открытия современной импрессионистической живописи. В стадиальном отношении это, скорее, вариант творчества барбизонской школы. Примечательно, что здесь отсутствует какой-либо сюжет и основную интригу составляет " работа глаза" - наблюдательность и внимательное прослеживание тех пластических и живописно-колористических соотношений и конфигураций, которые предъявляет конкретный эпизод протекающей жизни. Это одно из немногих произведений Репина, где присутствует длительная созерцательная установка. Обычно художник дает мгновенное, быстро проходящее впечатление, тогда как здесь зрителю продиктовано спокойное наблюдение игры света, цвета, выразительности силуэтов - иначе говоря, это любование чисто живописной красотой, прелестная " картинка на память" . Картина написана незадолго до создания Московского дворика Василия Поленова, хотя по своей концепции она близка к выраженной в поленовском пейзаже идее " чистой живописи" , радости, простоты и естественности. Характерно, что в такого рода живописных удачах Репин не видел для себя пути - эта была работа на периферии его творчества, хотя именно подобные произведения и формировали магистральный путь развития европейской живописи в конце XIX века. |
|
| ||||
| ||||||||
| ||||||||
| ||||||||
|
|
Усадьба "Пенаты" - последнее пристанище Репина
Поселившись в усадьбе с названием «Пенаты» (латинское слово, вошедшее в русский язык как обозначение родного дома), Репин не мог и предположить, что этот малый кусочек земли станет для него и родным домом до конца дней,
и символом родины для многих русских, оказавшихся, как и он, отрезанными от России, когда в апреле 1918 года внезапно закрылась граница с Финляндией. Не порывая с родиной, Репин мечтал, что Карельский перешеек,
как и раньше, будет открыт для свободного передвижения, но так и не дождался этого. 5 августа 1930 года Репину исполнилось 86 лет, а 29 сентября он умер и, согласно его воле,
похоронен в этой же усадьбе... Илья Репин и Лев Толстой
Репин познакомился со Львом Николаевичем Толстым живя в Москве. Уже с первых встреч между двумя великими людьми, возникла взаимная симпатия, перешедшая вскоре в большую дружбу, продолжавшуюся в течение трех десятилетий, вплоть до смерти писателя.
Почти ежедневные свидания в Москве, когда оба они жили там, далее - переписка и встречи с Толстым в Москве и в Ясной Поляне, куда чуть ли не ежегодно приезжал художник, были плодотворны и для Репина и для Толстого. Их постоянные беседы об искусстве
оплодотворяли творческую мысль того и другого. Их дружба сослужила и большую службу для русского искусства - Репин создал целую галерею портретов Льва Николаевича, и маслом, и акварелью,
и пером, и карандашом... Письма Ильи Репина разных лет
Ваше письмо произвело на меня настолько поднимающее впечатление, что я едва ли сумею ответить Вам достойно. Начиная с превосходной фотографии большой группы лиц, столь дорогих и родственно-симпатичных! Но что делает время!!
Лица, эти дорогие лица, так изменились, что я долго, долго рассматривал их, пока не отгадал. Спасибо, подошел Юра, и мы вместе узнавали лица и удостоверялись проверкой «О» - кружка...
Да, да, первым угадали Дмитрия Федоровича Богословского, потом - Александра Аввакумовича Куренного, наконец, Ивана Семеновича Куликова (на Горького стал похож). Какие все апостольские лица! Мешков, Хотулев...
Простите, что так много пишу: не могу оторваться, а почерк мой... простите...
Хочется плакать от собственных несовершенств... |
|
| ||||
| ||||||||
| ||||||||