на главную страницу            

   На главную    

   Биография

   Живопись

   Иван Грозный   
   Крестный ход   
   Запорожцы   
   Портреты   
   Приплыли   

   Графика

   О рисунках

   Лев Толстой

   Воспоминания

   Арт критика:    

   Шер   
   Бенуа   
   Иванов   
   Грабарь   
   Волынский   
    Кириллина 

   В "Пенатах"

   Репин и ТПХВ

   Репин в Питере

   Письма Репина

   Статьи Репина

   Приложение

   Публикации

   Хронология

   Фото архив    

   Гостевая

   Музеи

Илья Репин

   Илья Репин
   1880-е годы

Илья Репин

   Илья Репин
   1910-е годы
   
  
   

 Первая страница 
Вторая страница
Третья страница
Четвер страница
Пятая страница

   


Ольга Кириллина. Биографический очерк о жизни и творчестве Репина

Имя Ильи Ефимовича Репина - одно из самых великих среди имен русских художников. Пожалуй, никто другой не раскрыл в художественных образах столь глубоко и полно современную ему жизнь России во всей ее сложности и противоречивости и при этом был бы равен Репину по силе жизнеутверждающего пафоса, веры в человека, в могучие силы народа.
Илья Ефимович Репин родился 24 июля 1844 года, в городе Чугуеве Харьковской губернии, в семье военного поселенца. Отец художника, Ефим Васильевич Репин, много лет прослужил в Киеве - вся тяжесть заботы о семье легла на мать, Татьяну Степановну. Невесело было в доме - холодно, голодно. Хотя мать и подрабатывала шитьем, но даже черного хлеба не всегда хватало вдоволь. У Репина была старшая сестра Устя, которую он горячо любил, и два младших брата. Будущий художник начал свой «творческий путь» с вырезания лошадок из бумаги, лепил их из воска и все выставлял на окнах, выходивших на улицу. Чугуевцы не могли отказать себе в удовольствии посмотреть на эти «витрины», и часто около репинского дома собиралась целая толпа зевак. Толчком к увлечению рисованием было появление коробочки акварельных красок и кисточки, которые привез двоюродный брат Трофим Чаплыгин, приехавший на рождественские каникулы. Уезжая, он подарил их Илье. С восторгом Репин начал рисовать красками, выполняя нехитрые заказы сверстников. Учился Репин грамоте, арифметике и закону божьему у дьячка, а в тринадцать лет сбылась его мечта: он стал учеником чугуевской школы военных топографов. К этому времени относятся самые первые его живописные портреты, а также рисунок, сохранившийся до наших дней,- вид Чугуева со зданием школы. Два года пробыл в ней Репин, а потом школу неожиданно закрыли, и у него остался только один выход: идти учиться к местному иконописцу. За год с небольшим он превзошел в мастерстве своего учителя и в семнадцать лет получил первые самостоятельные заказы. Слава о нем разнеслась далеко за пределы Чугуева.

У Репина созрело твердое решение отправиться в Петербург и попытаться стать там хотя бы вольнослушателем Академии художеств. Накопив сто рублей, окрыленный мечтой, Репин отправился дилижансом из Харькова в Москву, где пересел в вагон железной дороги и ноябрьским днем 1863 года прибыл в Петербург. Именно в этом году в Академии произошло событие, ставшее своего рода вехой в развитии русского искусства. Оно обозначало рождение нового, демократического направления. Очередная группа художников оканчивала Академию художеств. Глубоко восприняв страстную проповедь русского революционного демократа Н.Г.Чернышевского, эти художники приняли его эстетическую программу, согласно которой назначение искусства состояло в отражении жизни. Они не могли мириться с косными правилами Академии художеств, где художник не мог сам избрать себе тему дипломной работы на соискание золотой медали. Обычно советом Академии назначалась тема из мифологии, одна для всех, а каждый уже должен был ее решать в меру своих возможностей, фантазии и таланта. Не получив разрешения писать диплом на свободно избранную тему, молодые художники покинули Академию, потеряв право участвовать в конкурсе на соискание золотой медали и заграничное пенсионерство.
Возглавлял группу из четырнадцати бунтарей яркий, живой, темпераментный и умный И.Н.Крамской. Свои занятия в Академии он сочетал с преподаванием в рисовальной школе Общества поощрения художников. Там произошла его встреча с Репиным, который перед вступительными экзаменами в Академию два с лишним месяца посещал эту школу. В 1864 году Репин стал вольнослушателем Академии художеств. Занятия нужно было совмещать с ежедневной заботой о хлебе насущном: бегать по урокам, предлагать свои услуги в иконописных мастерских. Тем не менее учился Репин успешно. Рисунки его получали первые номера (высшую оценку), а программные работы - серебряные медали. Обучение в Академии дало Репину профессиональные знания. Большое влияние на формирование его художественных взглядов оказал Крамской. В 1865 году Репин стал «классным художником», что дало ему возможность получить звание свободного художника и избавиться от ненавистного положения военного поселенца. Годы в Академии прошли быстро. Наступило время работать над дипломом, бороться за золотую медаль и право поездки за границу. Репину и оканчивающим вместе с ним конкурентам задали тему для диплома из евангелия - «Воскрешение дочери Иаира» (суть ее заключается в том, что у Иаира - друга Христа - умерла дочь. Христос, узнав об этом, совершил чудо, воскресив ее). Тема была чужда реалистическому дарованию Репина. Но конкретность мышления и опыт жизненных наблюдений помогли ему. В основу картины легли чувства самого Репина, воспоминания о состоянии окружающих, обстановка в родном доме после смерти его сестры Усти. В созданном им произведении преобладает скорбное чувство, а не удивление и восторг перед свершающимся чудом.
На большом горизонтальном полотне светлым пятном выделяется ложе, на котором покоится мертвая дочь Иаира. К ней, не как бог для свершения таинства, а как врач к больной, подходит Христос, протянув вперед правую руку. Его фигура красиво задрапирована в голубой хитон. Теплый желтоватый свет от свечей борется с лучами зарождающегося дня. Такой контраст придает картине напряженность и драматизм реального события. За это произведение Репину была присуждена золотая медаль. Стала возможной заграничная командировка. Однако автор «Дочери Иаира» не сразу воспользовался своим правом поехать в шестилетнее путешествие для пополнения знаний и совершенствования мастерства. Это объяснялось тем, что еще задолго до окончания Академии художником властно завладела мысль - создать произведение, тема которого была подсказана жизнью. Ясным летним днем 1868 года Репин совершал загородную прогулку по Неве. Берега были заполнены празднично одетыми людьми, искрилась вода в солнечных лучах. Никто из гулявших не обращал внимания на бурлаков, тянувших нагруженную баржу. Контраст веселой, нарядной гуляющей публики и угрюмой, оборванной, темным пятном надвигающейся ватаги бурлаков был слишком разителен. Репин не мог отделаться от впечатления и уже на следующий день попробовал набросать эскизы увиденной сцены. Первоначально он думал построить картину на контрасте толпы гуляющих и бурлаков, почти потерявших человеческий облик. Изображение жизни в резких противопоставлениях являлось характерною особенностью метода социально-критического искусства шестидесятых годов.
Однако, начав картину, Репин почувствовал необходимость углубить ее содержание: в изображении бурлаков не ограничиваться первым общим впечатлением о них, а проникнуть в суть этого явления. По совету друзей летом 1870 года Репин отправляется на Волгу, славившуюся своими бурлацкими ватагами. Обосновавшись в деревне под Саратовом, художник занялся писанием этюдов. С утра до вечера Репин пропадал на Волге, знакомился с бурлаками, наблюдал их, шел рядом с ними по песчаным волжским косам, делая зарисовки в альбоме. Особенно большое впечатление на Репина произвел коренник бурлацкой ватаги - поп-расстрига Канин. Сочетание в этом человеке громадной физической силы с умом и затаенной грустью покорило Репина. Канин стал центральной фигурой картины.
В 1871 году законченное произведение впервые было показано на выставке под названием «Бурлаки на Волге». По песчаной косе медленно, налегая на лямки, движутся бурлаки. Вся ватага расчленена на три группы. Впереди первой - Канин, могучий человек со скорбным выражением лица. В центре второй выделяется мятежный молодой бурлак Ларька. Он еще не привык к лямке, часто ее поправляет, гневно оглядывается по сторонам. В его фигуре олицетворен протест непокорной молодости. В глубине видны бурлаки, замыкающие шествие. Кругом расстилаются волжские просторы, левый низкий берег уходит к горизонту. Все залито полуденным летним знойным солнцем. От земли поднимается горячий воздух. Фигуры людей отбрасывают короткие резкие тени. Несколько растянутый по горизонтали формат картины позволил так расположить изображенных, что зритель ощущает медленное движение людей. В процессе работы над картиной художник отказался от своей первоначальной мысли строить ее на контрасте. Это изменило идейный смысл произведения. Сначала роль «Бурлаков» была ограничена задачей обличить праздных богатых людей. В окончательном варианте сами бурлаки - с их психологией, характерами, судьбой - составляют ее тему. От этого картина не утратила остро обличительного смысла, но потеряла свой наивно-дидактический характер. Существенно новое в ней - непредвзятый интерес к народу, постижение его мыслей и чувств. «Бурлаками» Репин начал новый этап в развитии русского демократического искусства. Картина вызвала взрыв восторга передовой части русского общества. Автор ее сразу стал известным художником.
После первого появления «Бурлаков» на выставке Репин еще два года работал над картиной, добиваясь большей выразительности в характеристике бурлаков, лаконизма и ясности образов, работал над пейзажем, подчиняя его общему замыслу. Для Третьякова в 1872 году он создал вариант картины: «Бурлаки, идущие вброд», задуманный еще на Волге. Своим правом на заграничную командировку Репин воспользовался только в 1873 году. В мае он выехал из Петербурга в Италию через Вену, где в то время была открыта Всемирная выставка. Представленное на ней искусство современных западноевропейских художников Репина разочаровало. Из итальянских городов Репину понравилась Венеция. Его поразили Веронезе и Тинторетто - венецианские живописцы эпохи Возрождения. Ознакомившись с итальянскими музеями, Репин переехал в Париж, который в то время был центром художественной жизни Европы. Здесь он пробыл два с половиной года. За это время он создал два больших полотна - «Парижское кафе» и «Садко», небольшую картину «Продавец новостей в Париже» и написал ряд этюдов. Но все его мысли, все думы были обращены к России, и, пробыв за границей только половину положенного срока, в июле 1876 года Репин возвратился в Петербург.

продолжение...


   Реклама:
   » 

"Не знаю других областей искусства, но живопись у теперешних французов - так глупа, так пуста, что сказать страшно. Собственно, сама живопись талантлива, но одна живопись, содержания никакого... Для этих художников жизни не существует, она их не трогает. Идеи их дальше картинной лавочки не поднимаются". (И.Е.Репин о французской живописи)

* * *

www.ilya-repin.ru, Илья Ефимович Репин, 1844-1930, olga(a)ilya-repin.ru

Rambler's Top100