на главную страницу            

   На главную    

   Биография

   Живопись

   Иван Грозный   
   Крестный ход   
   Запорожцы   
   Портреты   
   Приплыли   

   Графика

   О рисунках

   Лев Толстой

   Воспоминания

   Арт критика:    

   Шер   
   Бенуа   
   Иванов   
   Грабарь   
   Волынский   
    Кириллина 

   В "Пенатах"

   Репин и ТПХВ

   Репин в Питере

   Письма Репина

   Статьи Репина

   Приложение

   Публикации

   Хронология

   Фото архив    

   Гостевая

   Музеи

Илья Репин

   Илья Репин
   1880-е годы

Илья Репин

   Илья Репин
   1910-е годы
   
  
   

Первая страница
Вторая страница
Третья страница
 Четвер страница 
Пятая страница

   


Ольга Кириллина. Биографический очерк о жизни и творчестве Репина, стр.4

Работая над «Грозным», Репин одновременно начал писать картину о запорожской вольнице. Были уже созданы первые варианты эскизов, осуществлена поездка на Украину. Собранные художником во время путешествия по Днепру в 1880 году этюды удовлетворяли его не полностью. Через восемь лет он вновь совершил поездку, но теперь уже на Кубань, где знакомился с бытом, нравами, типами казаков, делал зарисовки и этюды с натуры, искал подлинные вещи, принадлежавшие когда-то запорожцам. Третье путешествие Репин намеревался совершить в 1890 году, но жара вскоре заставила его вернуться в Петербург, да, собственно, и работа была уже закончена. Картина получила название «Запорожцы пишут письмо турецкому султану Магомету IV». Она передает момент, когда день угасает, но ночь еще не наступила. Над землей опускаются сиреневые сумерки, и яркими точками начинают светиться куренные костры. Этот поэтический свет вечерней зари в степи, чрезвычайно трудный для передачи в живописи, Репин создал с большим настроением. Существует будто незримая нить, которая как бы связывает репинских «Запорожцев» - одну из его последних монументальных работ - с его первой картиной «Бурлаки на Волге». Зародившееся у художника еще тогда ощущение таящихся в народе могущества, цельности, красоты и яркости характеров питало в дальнейшем животворной силой репинское творчество. В «Запорожцах» выразилось его восхищение народом-богатырем. Обратившись к теме запорожской вольницы, художник нашел способ воплотить в картине народ не в лямке, давящей ему грудь, не в истлевших нищенских лохмотьях, но свободным, сознающим свою независимость, свое могущество, свою непобедимость. Художник долго и кропотливо собирал материалы, делая это ради исторической достоверности картины и ради того, чтобы раскрыть все красочное великолепие жизни Запорожской Сечи. Первый эскиз, созданный еще в Абрамцеве в 1878 году, лег в основу картины. Некоторые фигуры неизмененными перешли в законченные произведения. Не случайно здесь употреблено множественное число: на тему «Запорожцев» художник написал два варианта картины и большой эскиз, который, по существу, тоже самостоятельное произведение. Время создания этого эскиза точно неизвестно, но можно предположить, что годы его написания 1880- 1885. По сравнению с картинами, в эскизе все более тесно, весело, более жарко и откровенно. Запорожцы хохочут над турецким султаном Магометом IV, который прислал им послание с требованием перейти к нему на службу и принять мусульманскую веру. Во главе с атаманом Иваном Серко они пишут ответ, полный насмешки, издевательства, а подчас и соленой шутки. Эти свободные люди могут позволить себе сочинить такой ответ «великодержавному» корреспонденту, так как сами представляют огромную силу.

За столом из плохо оструганных досок сидит в центре ухмыляющийся писарь. За его спиной, подавшись вперед, держа в руке трубку и поблескивая умными и хитроватыми глазами, расположился сам кошевой- атаман Иван Дмитриевич Серко. Посматривая на собравшихся вокруг него запорожцев, он обдумывает каждое слово ответа, чтобы оно было острое и заковыристое, и каждый из присутствующих помогает ему, вставляя свое крепкое, злое, разящее замечание. Волны могучего запорожского хохота перекатываются не только здесь за столом, но и, кажется, из конца в конец по всей ковыльной степи. Жест казака, стоящего за спиной писаря, объединяет группу людей на переднем плане с куренями, уходящими к горизонту. Изобразить на картине смеющееся лицо очень трудно. Репину же предстояло создать произведение, где смех должен был стать главным героем, написать людей разных характеров и возрастов, но одинаково веселых, бесшабашных, сильных и смелых. От ухмыляющегося писаря волны хохота расходятся во все стороны. Сдерживая смех, вносит какие-то свои добавления немолодой, бритоголовый, обнаженный до пояса казак. Услышав его слова, откинулся назад в припадке смеха сидящий к нам спиной запорожец, трясется, схватившись за живот, смеющийся справа от Серка казак в красной одежде и белой папахе. Здесь сконцентрированы все оттенки смеха: от улыбки до безудержного хохота. Сцена необыкновенно яркая и живая. Что же заставило художника создать две почти одинаковые картины по вполне законченному большому эскизу?

В конце восьмидесятых годов прошлого века в Петербурге началось формирование Русского музея - ведь столица не имела ничего, что хотя бы отдаленно напоминало галерею Третьякова в Москве, которая гремела уже на всю Россию. Репин мечтал, чтобы какое-либо его монументальное произведение находилось в новом столичном музее, но в то же время не хотелось обижать старого доброго друга Третьякова. И художник создал две картины: одну для нового музея в Петербурге, другую для московской галереи Третьякова. Ему же он принес в дар большой эскиз к картине. Ни одно из законченных произведений не повторяет полностью эскиза. Репин был также и замечательным портретистом, оригинальным и глубоким. Современники сравнивали его произведения с лучшими творениями мирового искусства. В портретах, написанных Репиным, во множестве разных человеческих образов встает перед нами Россия той эпохи, когда жил художник. По ним мы постигаем все оттенки социальной психологии - от психологии крестьянина до психологии высшего сановника. Но в море репинских портретов особенно привлекают образы передовых представителей русской культуры, воплощавших в себе разум, талант, совесть нации, ее лучшие стремления. Таких людей Репин писал с особым вдохновением и называл их «дорогими нации».

Он всегда оставался художником-гражданином. Характерен для Репина следующий эпизод: узнав, что в Третьяковской галерее может появиться портрет известного реакционера Каткова, он обратился к основателю галереи Павлу Михайловичу Третьякову с письмом, полным гнева и осуждения. Художник умолял не помещать в сокровищнице портрет Каткова рядом с портретами лучших русских людей, чтобы не осквернить национальную гордость и святыню.
Начиная с конца семидесятых годов, не было ни одной выставки, на которой бы зрителя не очаровывали и не поражали портретные работы Репина.

На передвижной выставке 1881 года появился портрет А.Ф.Писемского. Писатель сидит тяжело опираясь на палку и напоминает настороженную большую старую птицу. Кажется, Репин, вполне подчиняясь модели, создал образ писателя таким, каким он был в последние годы жизни. Конкретность изображения здесь как будто абсолютная. Но суть заключается в том, что в этом совершенно конкретном образе Репин сумел передать как бы обостренные старостью и болезнью наиболее существенные черты психологического облика писателя-консерватора по убеждению, полного желчного раздражения по поводу новых порядков. Это раздражение пронизывало ядовитым сарказмом все его литературное творчество. Писемский Репина - это человек, наиболее ярко воплотивший в своей индивидуальности определенную грань общественной идеологии.

окончание...


   Реклама:
   » 

"Вот увидишь сам, как заблестит перед тобой наша русская действительность, никем не изображенная. Как втянет тебя до мозга костей ее поэтическая правда, как станешь ты постигать ее, да со всем жаром любви переносить на холст - так сам удивишься тому, что получится перед твоими глазами." (Из письма Репина Поленову в 1877 г.)

* * *

www.ilya-repin.ru, Илья Ефимович Репин, 1844-1930, olga(a)ilya-repin.ru

Rambler's Top100