на главную страницу            

   На главную    

   Биография

   Живопись

   Иван Грозный   
   Крестный ход   
   Запорожцы   
   Портреты   
   Приплыли   

   Графика

   О рисунках

   Лев Толстой

   Воспоминания

   Арт критика:    

   Шер   
   Бенуа   
   Иванов   
   Грабарь   
   Волынский   
    Кириллина 

   В "Пенатах"

   Репин и ТПХВ

   Репин в Питере

   Письма Репина

   Статьи Репина

   Приложение

   Публикации

   Хронология

   Фото архив    

   Гостевая

   Музеи

Илья Репин

   Илья Репин
   1880-е годы

Илья Репин

   Илья Репин
   1910-е годы
   
  
   

Первая страница
Вторая страница
Третья страница
 Четвер страница 
Пятая страница

   


Ольга Кириллина. Биографический очерк о жизни и творчестве Репина, стр.4

Работая над «Грозным», Репин одновременно начал писать картину о запорожской вольнице. Были уже созданы первые варианты эскизов, осуществлена поездка на Украину. Собранные художником во время путешествия по Днепру в 1880 году этюды удовлетворяли его не полностью. Через восемь лет он вновь совершил поездку, но теперь уже на Кубань, где знакомился с бытом, нравами, типами казаков, делал зарисовки и этюды с натуры, искал подлинные вещи, принадлежавшие когда-то запорожцам. Третье путешествие Репин намеревался совершить в 1890 году, но жара вскоре заставила его вернуться в Петербург, да, собственно, и работа была уже закончена. Картина получила название «Запорожцы пишут письмо турецкому султану Магомету IV». Она передает момент, когда день угасает, но ночь еще не наступила. Над землей опускаются сиреневые сумерки, и яркими точками начинают светиться куренные костры. Этот поэтический свет вечерней зари в степи, чрезвычайно трудный для передачи в живописи, Репин создал с большим настроением. Существует будто незримая нить, которая как бы связывает репинских «Запорожцев» - одну из его последних монументальных работ - с его первой картиной «Бурлаки на Волге». Зародившееся у художника еще тогда ощущение таящихся в народе могущества, цельности, красоты и яркости характеров питало в дальнейшем животворной силой репинское творчество. В «Запорожцах» выразилось его восхищение народом-богатырем. Обратившись к теме запорожской вольницы, художник нашел способ воплотить в картине народ не в лямке, давящей ему грудь, не в истлевших нищенских лохмотьях, но свободным, сознающим свою независимость, свое могущество, свою непобедимость. Художник долго и кропотливо собирал материалы, делая это ради исторической достоверности картины и ради того, чтобы раскрыть все красочное великолепие жизни Запорожской Сечи. Первый эскиз, созданный еще в Абрамцеве в 1878 году, лег в основу картины. Некоторые фигуры неизмененными перешли в законченные произведения. Не случайно здесь употреблено множественное число: на тему «Запорожцев» художник написал два варианта картины и большой эскиз, который, по существу, тоже самостоятельное произведение. Время создания этого эскиза точно неизвестно, но можно предположить, что годы его написания 1880- 1885. По сравнению с картинами, в эскизе все более тесно, весело, более жарко и откровенно. Запорожцы хохочут над турецким султаном Магометом IV, который прислал им послание с требованием перейти к нему на службу и принять мусульманскую веру. Во главе с атаманом Иваном Серко они пишут ответ, полный насмешки, издевательства, а подчас и соленой шутки. Эти свободные люди могут позволить себе сочинить такой ответ «великодержавному» корреспонденту, так как сами представляют огромную силу.

За столом из плохо оструганных досок сидит в центре ухмыляющийся писарь. За его спиной, подавшись вперед, держа в руке трубку и поблескивая умными и хитроватыми глазами, расположился сам кошевой- атаман Иван Дмитриевич Серко. Посматривая на собравшихся вокруг него запорожцев, он обдумывает каждое слово ответа, чтобы оно было острое и заковыристое, и каждый из присутствующих помогает ему, вставляя свое крепкое, злое, разящее замечание. Волны могучего запорожского хохота перекатываются не только здесь за столом, но и, кажется, из конца в конец по всей ковыльной степи. Жест казака, стоящего за спиной писаря, объединяет группу людей на переднем плане с куренями, уходящими к горизонту. Изобразить на картине смеющееся лицо очень трудно. Репину же предстояло создать произведение, где смех должен был стать главным героем, написать людей разных характеров и возрастов, но одинаково веселых, бесшабашных, сильных и смелых. От ухмыляющегося писаря волны хохота расходятся во все стороны. Сдерживая смех, вносит какие-то свои добавления немолодой, бритоголовый, обнаженный до пояса казак. Услышав его слова, откинулся назад в припадке смеха сидящий к нам спиной запорожец, трясется, схватившись за живот, смеющийся справа от Серка казак в красной одежде и белой папахе. Здесь сконцентрированы все оттенки смеха: от улыбки до безудержного хохота. Сцена необыкновенно яркая и живая. Что же заставило художника создать две почти одинаковые картины по вполне законченному большому эскизу?

В конце восьмидесятых годов прошлого века в Петербурге началось формирование Русского музея - ведь столица не имела ничего, что хотя бы отдаленно напоминало галерею Третьякова в Москве, которая гремела уже на всю Россию. Репин мечтал, чтобы какое-либо его монументальное произведение находилось в новом столичном музее, но в то же время не хотелось обижать старого доброго друга Третьякова. И художник создал две картины: одну для нового музея в Петербурге, другую для московской галереи Третьякова. Ему же он принес в дар большой эскиз к картине. Ни одно из законченных произведений не повторяет полностью эскиза. Репин был также и замечательным портретистом, оригинальным и глубоким. Современники сравнивали его произведения с лучшими творениями мирового искусства. В портретах, написанных Репиным, во множестве разных человеческих образов встает перед нами Россия той эпохи, когда жил художник. По ним мы постигаем все оттенки социальной психологии - от психологии крестьянина до психологии высшего сановника. Но в море репинских портретов особенно привлекают образы передовых представителей русской культуры, воплощавших в себе разум, талант, совесть нации, ее лучшие стремления. Таких людей Репин писал с особым вдохновением и называл их «дорогими нации».

Он всегда оставался художником-гражданином. Характерен для Репина следующий эпизод: узнав, что в Третьяковской галерее может появиться портрет известного реакционера Каткова, он обратился к основателю галереи Павлу Михайловичу Третьякову с письмом, полным гнева и осуждения. Художник умолял не помещать в сокровищнице портрет Каткова рядом с портретами лучших русских людей, чтобы не осквернить национальную гордость и святыню.
Начиная с конца семидесятых годов, не было ни одной выставки, на которой бы зрителя не очаровывали и не поражали портретные работы Репина.

На передвижной выставке 1881 года появился портрет А.Ф.Писемского. Писатель сидит тяжело опираясь на палку и напоминает настороженную большую старую птицу. Кажется, Репин, вполне подчиняясь модели, создал образ писателя таким, каким он был в последние годы жизни. Конкретность изображения здесь как будто абсолютная. Но суть заключается в том, что в этом совершенно конкретном образе Репин сумел передать как бы обостренные старостью и болезнью наиболее существенные черты психологического облика писателя-консерватора по убеждению, полного желчного раздражения по поводу новых порядков. Это раздражение пронизывало ядовитым сарказмом все его литературное творчество. Писемский Репина - это человек, наиболее ярко воплотивший в своей индивидуальности определенную грань общественной идеологии.

окончание...


"Мой главный принцип в живописи: плоть и материя как таковая. Мне нет дела до особенных красок, красивого колорита, изящных мазков и виртуозности кисти. Я всегда преследовал суть: тело как тело. Правда так правда." (Репин И.Е.)

* * *

www.ilya-repin.ru, Илья Ефимович Репин, 1844-1930, olga(a)ilya-repin.ru

Rambler's Top100