на главную страницу            

   На главную    

   Биография

   Живопись

   Иван Грозный   
   Крестный ход   
   Запорожцы   
   Портреты   
   Приплыли   

   Графика

   О рисунках

   Лев Толстой

   Воспоминания

   Арт критика:    

   Шер   
   Бенуа   
   Иванов   
   Грабарь   
   Волынский   
    Кириллина 

   В "Пенатах"

   Репин и ТПХВ

   Репин в Питере

   Письма Репина

   Статьи Репина

   Приложение

   Публикации

   Хронология

   Фото архив    

   Гостевая

   Музеи

Илья Репин

   Илья Репин
   1880-е годы

Илья Репин

   Илья Репин
   1910-е годы
   
  
   

Первая страница
 Вторая страница 
Третья страница
Четвер страница
Пятая страница

   


Ольга Кириллина. Биографический очерк о жизни и творчестве Репина, стр.2

На даче в Ораниенбауме, вскоре по приезде, художник пишет небольшое произведение - «На дерновой скамье». Это семейный портрет на фоне пейзажа. В творчестве Репина выразилось общее стремление искусства его времени - выйти из мастерской на воздух, на солнечный свет. Получилась картина необыкновенно свежая, богатая игрой света, солнечными зайчиками, скользящими по земле, по фигурам сидящих людей. Это одно из лучших произведений художника, интересное и как начало его поисков в области синтезирования жанров. В картине воедино слиты элементы портрета, жанра и пейзажа. Возникающая в результате реалистическая целостность образа стала одной из существеннейших особенностей художественного метода Репина. Из Петербурга Репина тянуло на родину, и уже через несколько недель он едет в Чугуев. Художник много путешествует по окрестным деревням, посещает ярмарки, свадьбы, гулянья. Сюжеты не надо было искать и придумывать: они приходили сами, глубокие, красочные, полнокровные. Вскоре же появляются картины «В волостном управлении», «Возвращение с войны», «Экзамен в сельской школе», «Мужик с дурным глазом», «Мужичок из робких», «Протодиакон». Последние три - портреты конкретных людей и в то же время социально-психологические типы.
«Мужик с дурным глазом» - крепкий, цепкий хозяин, умный, наблюдательный, трезвый, себе на уме. Подчеркивая настроение и состояние изображенного, композиция портрета спокойная, уравновешенная. На светлом, плотно написанном фоне четко выделяется силуэт человека. А «Мужичок из робких» - это бедняк, к которому жизнь всегда поворачивается своей оборотной стороной, обиженный несправедливостями, но не покорившийся. Его взгляд испуган и насторожен. Он изображен бочком, как будто куда-то протискивается, его прозрачные слезящиеся глаза выражают неуверенность и в то же время глубоко затаенную озлобленность. В Чугуеве Репина поразил Иван Уланов, соборный дьякон, своим мощным голосом сотрясавший стены церкви. Художника всегда привлекали значительные явления, характерные образы, яркие события. Не мог он пройти мимо Ивана Уланова, человека, в котором сочетались ум и проницательность с сильным характером. Чугуевский дьякон не сразу согласился позировать художнику. Он заставил долго себя уговаривать.
Картина, получившая название «Протодиакон», была написана в 1877 году и стала одним из наиболее значительных и интересных произведений Репина. На полотне, как могучая глыба, вырастает фигура протодиакона в рясе и скуфье. На нас в упор смотрят умные, но недобрые и хищные маленькие глазки. Взметнулись, как крылья птицы, густые брови. Сквозь усы виден чуть приоткрытый плотоядный рот, и сизый нос выдает любовь его обладателя к крепким напиткам. Мелкие морщинки и красные прожилки покрывают лицо. Правая рука протодиакона спокойно и удовлетворенно покоится на обширном чреве, а в левой Уланов держит посох, и мы ощущаем силу, энергию, волю и его, видимо, крутой характер. Все это позволило Репину перешагнуть за грань написания портрета конкретного лица и создать образ представителя русского духовенства. Несмотря на многие отрицательные черты, Репина покорила в протодиаконе жажда жизни, яркий темперамент и богатырская сила этого служителя культа. Не случайно В.В.Стасов считал образ, созданный Репиным, близким образу Варлаама из оперы М.П.Мусоргского «Борис Годунов».

«Протодиакона открывает период полного расцвета творческих сил художника. Картина экспонировалась на очередной передвижной выставке, и с этого момента Репин неразрывно связал свою деятельность с Товариществом передвижных художественных выставок. Товарищество сплотило силы передового реалистического искусства во имя борьбы за торжество демократических идеалов в искусстве и в самой жизни. Объединения художников с такой программой не существовало ни в одной из европейских стран. Его возникновение в России придало русскому реалистическому искусству характер мощного движения, отстаивало его от влияния индивидуалистических идей, шедших с Запада.

Вступив в ряды Товарищества, Репин способствовал усилению его авторитета. Наряду с этим, принадлежность к Товариществу содействовала росту репинского таланта. Он на долгие годы становится знаменем передового искусства России. У Репина учатся, ему подражают. Необычайно отзывчивый к явлениям современности, стремящийся вникнуть в существо тех отношений и процессов, которыми определялась русская действительность пореформенной эпохи, Репин, работая с невероятной энергией, создает одно за другим произведения, в которых эта действительность отразилась в огромном многообразии. Политический заключенный, под конвоем жандармов увозимый в ссылку по осенней распутице русских дорог, - в таком образе действительность предстала Репину в глухом местечке Мохначи под Чугуевом. Поразивший художника эпизод послужил сюжетом для его замечательного эскиза «По грязной дороге». Здесь же Репин наблюдал сцену крестного хода, давшую содержание одному из наиболее значительных его произведений. Работа над ним была начата рисунком, изображавшим женщину, упавшую на колени перед иконой. Рисунок этот был выполнен под свежим впечатлением. Долго, упорно, кропотливо собирал художник материал для картины.
Его петербургские друзья, Стасов и Крамской, многого ждали от этого произведения и часто в письмах упрекали Репина за медлительность в работе. Закончив этюды, Репин приступил в 1881 году к созданию картины, известной под названием «Явленная икона, или Крестный ход в дубовом лесу». Чтобы освежить впечатления и написать с натуры дубовый лес, он едет в Курскую губернию, в Коренную пустынь. Там ежегодно, в июле, устраивались крестные ходы, которые славились своей пышностью и большим стечением народа. Но по приезде вместо дубрав художник увидел холмы, покрытые пнями. По России шагал капитализм: вырубались не только вишневые сады, но и дубовые рощи. Здесь зародилась у Репина идея написать картину «Крестный ход в Курской губернии». Видоизменив первоначальный замысел, он решил придать картине более злободневный характер. Был сделан этюд с натуры. Взята точка зрения, изменившая композицию, что заставило художника отказаться от намерения сделать центром картины шествующего дьякона. Но большая часть ранее собранного материала была использована для нового замысла. Появились и другие впечатления. В 1878 году Репин часто бывал у известного мецената С.И.Мамонтова в его имении Абрамцево. Художник здесь мог видеть самые разнообразные человеческие типы, так как Абрамцево находилось на пути в два самые почитаемые монастыря России: Хотьковский и Троице-Сергиевскую лавру. Сюда за многие десятки и сотни верст стекались странники-богомольцы. Народные типы покоряли Репина. Но особенно его поразил послушник Хотьковского монастыря калека-горбун. Художник писал его шесть раз на протяжении нескольких лет. Серия этих изображений дает почувствовать, как горбун превращался из мягкого и застенчивого подростка в замкнутого, настороженного человека.
Полотно «Крестный ход в Курской губернии» появилось на одиннадцатой передвижной выставке в 1883 году. При первом взгляде на это произведение зритель видит живую движущуюся толпу людей. Прямо из глубины картины течет могучий человеческий поток. Дальние ряды народа тонут в пыльном жарком мареве. Высоко над толпой колышутся золотые хоругви. Дышит зноем блеклое, выцветшее небо с кое-где плывущими легкими кучевыми облаками. Художник, писавший картину, будто располагался на обочине дороги. Это дало ему возможность показать шествие развернуто, в последовательном движении составлявших его групп. Соединенные в один бесконечный человеческий поток, перед художником проходят представители всех классов, всех социальных групп тогдашней России. Справа на переднем плане степенно идут зажиточные мужики, несущие тяжелый ковчег, сияющий золотой главой. Следом за ними, богомольно опустив глаза, семенят две мещанки с футляром от иконы. Далее шествует церковный хор. Его регент, мужчина с седой бородой, все свое внимание сосредоточил на юных певцах, которые старательно выводят высокие ноты. На небольшом расстоянии, за спинами хористов, торжественно шагает белокурый дьякон, усердно размахивая кадилом. В центре движутся хозяева края: разодетая спесивая и глупая помещица и толстосум-купец, жестокий, наглый, с отталкивающим лицом. В руках барыни икона, сияющая золотым окладом. Это самое яркое пятно картины. Дальше на фоне толпы выделяются голубовато-синеватые камилавки местного духовенства. Процессия крестного хода отделена от толпы вереницей конных стражников и сотских на лошадях. С помощью выборных из крестьян, вооруженных палками, они сдерживают натиск теснящегося народа. Простой люд обгоняет слева центральную часть шествия. Здесь крестьяне, пришедшие из далеких деревень, странники, нищие, калеки - все те, кто в религии искал утешения от несправедливости и невзгод. Тяжело переступая, идут уже безразличные ко всему от усталости две богомолки. Вперед вырвался калека-горбун, опирающийся на костыль. Он полон веры в чудо, стремится к ковчегу и не замечает протянутой палки, преграждающей ему дорогу. Справа виден урядник. Подняв на дыбы лошадь, он замахнулся плетью на какую-то женщину, и она в ужасе подняла руку, чтобы защититься от удара.

продолжение...


   Реклама:
   » 

"Зная и понимая, что великий талант обязывает его, что каждая его новая картина, всякий новый портрет есть не только его личное развитие, но и возвеличивание всего нашего родного русского искусства, он с терпеливой настойчивостью и невероятным упорством вынашивал каждую вещь. Каждая новая картина, каждый новый портрет Репина были большими культурными событиями." (Нестеров М.В.)

* * *

www.ilya-repin.ru, Илья Ефимович Репин, 1844-1930, olga(a)ilya-repin.ru

Rambler's Top100