на главную страницу            

   На главную    

   Биография

   Живопись

   Иван Грозный   
   Крестный ход   
   Запорожцы   
   Портреты   
   Приплыли   

   Графика

   О рисунках

   Лев Толстой

   Воспоминания

   Арт критика:    

   Шер   
   Бенуа   
   Иванов   
   Грабарь   
   Волынский   
   Кириллина   

    В "Пенатах" 

   Репин и ТПХВ

   Репин в Питере

   Письма Репина

   Статьи Репина

   Приложение

   Публикации

   Хронология

   Фото архив    

   Гостевая

   Музеи

Илья Репин

   Илья Репин
   1880-е годы

Илья Репин

   Илья Репин
   1910-е годы
   
  
   

Усадьба "Пенаты":

 Первая страница 
Вторая страница
Третья страница

   


Усадьба Репина "Пенаты". Финляндия, Куокалла. Последний период творчества

«Пенаты» - усадьба, где почти тридцать лет прожил Илья Ефимович Репин. Выдающийся русский художник, кумир своего времени, он был прост и скромен, какими бывают люди, всецело поглощенные своей страстью, своим делом. В его доме, на первый взгляд причудливом, не было ничего лишнего, ничего вычурного. Здесь все для дела. Это дом счастливца, которому судьба разрешила заниматься именно тем, что он любил больше всего, и он сам сотворил свою судьбу. Его полнокровная жизнь была и для других как приглашение к творчеству.

По-видимому, поселившись в усадьбе с названием «Пенаты» (латинское слово, вошедшее в русский язык как обозначение родного дома), Репин не мог и предположить, что этот малый кусочек земли станет для него и родным домом до конца дней, и символом родины для многих русских, оказавшихся, как и он, отрезанными от России, когда в апреле 1918 года внезапно закрылась граница с Финляндией. Не порывая с родиной, Репин мечтал, что Карельский перешеек, как и раньше, будет открыт для свободного передвижения, но так и не дождался этого. 5 августа 1930 года Репину исполнилось 86 лет, а 29 сентября он умер и, согласно его воле, похоронен в этой же усадьбе.

«Пенаты» - дом и сад (теперь музей-усадьба) - находятся в 44 километрах от Ленинграда по Приморскому шоссе, в поселке Репино (быв. Куоккала). Делами музея ведает Академия художеств СССР, которой Репин и завещал усадьбу.
У пенатского дома своя судьба, в которой были и расцвет, и гибель, и возрождение. В 1899 году, когда дом приобретен, это было маленькое одноэтажное строение, никак не приспособленное к работе художника-живописца. Постепенно Репин перестроил его, облепив всевозможными светлыми пристройками и возведя второй этаж, где оборудовал две удобные мастерские - зимнюю и летнюю. В 1940 году в доме Репина Академией художеств был открыт мемориальный музей. Когда началась Великая Отечественная война, из репинского дома в Ленинград спешно эвакуировали картины, рисунки, скульптуру, предметы быта и обстановки. Летом 1944 года Карельский перешеек был освобожден и стало известно, что репинского дома больше нет. Кругом стояли обгоревшие деревья, валялись оплавленные куски жести и стекла, торчали полуобвалившиеся трубы печей, и только фундамент из местного дикого камня сохранял контуры бывшего дома. Давно проросли новыми стенами старые камни фундамента стали на прежние места сохраненные старые вещи. С 24 июня 1962 года репинский дом живет новой жизнью. Только если присмотреться внимательно к высоким деревьям вокруг дома, можно обнаружить на них длинные, заплывающие корой шрамы - память о том страшном пожаре.
Каждый, кто хотел видеть Репина, мог прийти в среду после трех часов дня. Остальные дни недели были заняты работой. Теперь сюда, в музей-усадьбу «Пенаты», приходят каждый день с 10 часов утра. Всякий день теперь - среда, всегда в «Пенатах» ждут гостей и всегда возможна встреча с художником. Как при жизни Репин освящал своим присутствием самые обыденные вещи, наполняя окружающее атмосферой творчества, так и теперь. Мы входим в дом, видим непритязательную обстановку, следы упрощенного быта, картины на стенах и мольбертах - разрозненные частицы большой жизни, только осколки памяти. И незаметно мы совершаем шаг к пониманию другого человека.

«Пенаты» в начале века были счастливым местом общения самых разных людей. Гостеприимство отличало и хозяйку «Пенатов» Наталью Борисовну Нордман, на имя которой была куплена Репиным усадьба. Нордман была женщиной образованной, знала шесть европейских языков. Она была доброй, отзывчивой, всегда готовой прийти на помощь. Потребность в общении с людьми различных интересов и положения сближала Репина и Нордман. Дом в «Пенатах» был демократичным в самом широком смысле этого слова: от удивлявших многих правил приема гостей, видевших всюду надписи, призывавшие к самостоятельности, до воскресных кооперативных собраний.
Первыми гостями в «Пенатах» были В.В.Стасов и члены его семьи 24 июля (ст. ст.) 1904 года, в день рождения Репина. «...День прошел - чудесно! - писал Стасов брату. - Мадмуазель Нордман сняла со всех нас множество фотографий (она большая мастерица), мы обедали, и очень парадно, в 8-угольной стеклянной огромной клетке, которую Репин пристроил к даче, как мастерскую plein-air, вечером ходили на большие песчаные горы над морем, откуда он писал «Какой простор» - красивые места!..» Фотографии, о которых писал Стасов, сохранились.
18 августа 1904 года в «Пенаты» пришел Горький. Он тоже поселился в Куоккале, на «Вилле Линтула», примерно в двух километрах от «Пенатов». Репин познакомил Горького со Стасовым. Фотограф К.К.Булла не упустил случая снять всех. Эта встреча положила начало знаменитым репинским «средам», которыми прославились «Пенаты».
Здесь Репина застали трагические события 1905 года. В тот год он много общался с непосредственными участниками событий, и, прежде всего с А.М.Горьким, которому после освобождения из Петропавловской крепости разрешено было вновь поселиться в Куоккале.

Тем памятным летом многие друзья Горького часто приходили в «Пенаты». Репин вспоминал позже, как бывали здесь С.Скиталец, И.Рукавишников, А.Куприн. Гостей бывало много, чувствовали они себя свободно и высказывались обо всем открыто. Репин зарисовывал гостей. Горького он изобразил читающим только что написанную драму «Дети солнца», а рядом с ним слушающих В.Стасова и Н.Гарина-Михайловского. Тогда же он написал портреты Л. Андреева, жены Горького М.Андреевой, В.В.Стасова. Для тех, кто приходил в «Пенаты», было важно, что художник ценил и в других проявления творческого духа. Он умел распознать талантливость в любом роде человеческой деятельности. Может быть, потому к Репину так любили приезжать люди молодые - литераторы, художники, что в «Пенатах» они могли услышать всегда непосредственный и искренний отклик на все, что их волновало. Все, кому посчастливилось видеть Репина за работой, не могли забыть этого чуда приобщения к творчеству. Так, А.И.Куприн в 1920 году вспоминал события пятнадцатилетней давности, когда ему довелось наблюдать работу Репина над портретом М.Ф.Андреевой: «Палитра у Вас лежала на полу (это было в стеклянном павильоне); Вы придерживали ее ногой, когда нагибались, чтобы взять кистью краску; отходили, всматривались, приближались, склоняли голову и слегка туловище, с кистью то поднятой вверх, то устремленной вперед, писали и быстро поворачивались, и все это было так естественно, невольно, само собой, что я видел, что до нас, посторонних зрителей Вашего дела, Вам никакого интереса не было: мы не существовали. Тогда-то, помню, я подумал: «А ведь как красивы все бессознательные движения человека, который, совершенно забыв о производимом впечатлении, занят весь своей творческой работой или свободной игрой...»»
Осенью 1907 года Репин познакомился в Куоккале с молодым литератором Корнеем Ивановичем Чуковским, и в судьбе обоих это знакомство оставило глубокий след. Чуковский был свидетелем создания многих картин Репина, сопутствовал ему в поездках и в значительной степени разделял увлечения художника, стал первым редактором литературных трудов Репина, объединенных в книге «Далекое близкое».

Репин стал бывать у Чуковского, особенно часто после того, как Чуковские переехали в дом почти напротив репинской усадьбы. (Этот дом, сохранившийся до наших дней, Репин помог и приобрести и даже перестроить.) Чуковский писал: «...Не раз вокруг чайного стола затевались бурные, молодые - часто наивные - споры: о Пушкине, о Достоевском, о журнальных новинках, а также о волновавших нас знаменитых писателях той довоенной эпохи - Куприне, Леониде Андрееве, Валерии Брюсове, Блоке. Часто читались стихи или отрывки из только что вышедших книг.
Репин любил эту атмосферу идейных интересов и волнений, она была с юности привычна ему».

Часто и в «Пенатах» собирались чисто литературные «среды». После осмотра мастерской и знакомства с новыми картинами художника приглашенные оставались обедать. Обеды в «Пенатах» были не совсем обычные. Они приготовлялись только из растительных продуктов. В то время вегетарианство было довольно распространено. В середине прошлого века появилась статья профессора А.Н.Бекетова «Питание человека в его настоящем и будущем», в которой ученый излагал основы питания растительной пищей, объясняя полезность «безубойных» продуктов. Большое впечатление произвела в свое время на Репина и моральная проповедь Л.Н.Толстого, считавшего, что человек может и должен стать лучше, отучившись убивать другое живое существо для своей пользы. Вегетарианство в «Пенатах» было то строгим, то смягченным, и лишь в 1918 году, когда стало очень трудно с продуктами, Репин перешел на обычную пищу. Его любимым блюдом был, по словам Чуковского, картофель с подсолнечным маслом. Сохранилось много фотографий круглого репинского стола. Он оригинален и удобен. Сделан стол в 1909 году по рисункам Репина, после того как они с Нордман пересмотрели множество конструкций. Стол двухъярусный, с поворачивающейся центральной частью. Туда составлялось заранее все подаваемое к обеду, и каждый мог, потянув за ручку подвижную середину, приблизить к себе то, что ему хотелось. Чтобы не было лишней суматохи, чистую посуду тоже ставили заранее, и каждый мог сам взять нужное; использованную посуду составляли в нижние выдвижные ящики стола. Так была решена проблема обслуживания гостей, а помогавшие по дому люди обедали вместе со всеми.

продолжение...


"В русском искусстве нет художника, который был бы так всенародно популярен, как Репин. Это знают все, и может проверить каждый. Кто бы ни был, ваш собеседник, ...спросите его сразу, врасплох: "Кто знаменитейший из русских художников?", ответ будет один: Репин! Его имя приходит первым. Наша память и мысль подсказывают его, прежде всего. ... Он - воплощение национальной славы русской живописи. Он самый полномочный из ее представителей. В общенародном сознании, это - Русский Художник, с двух заглавных букв." (Эфрос А.М.)

* * *

www.ilya-repin.ru, Илья Ефимович Репин, 1844-1930, olga(a)ilya-repin.ru

Rambler's Top100