Портретная галерея Ильи Репина. История репинских портретов
Репин - один из величайших в мировом искусстве мастеров портретной живописи. Он создал такую огромную и по количеству и по качеству портретную галерею своих современников, что едва ли можно сравнить с ним кого-либо из крупнейших художников мира.
Репинская портретная галерея замечательна не только и не столько отображением определенных исторических лиц, но, и это самое главное, - является отражением жизни его времени.
В.В.Стасов говорил, что Репин-портретист отличается от всех других мастеров портрета тем, что «с дерзостью смелого починателя попробовал в некоторых своих портретах то, чего никогда никто и нигде, кажется, еще не пробовал: это изобразить творческую и работающую, внутри головы, мысль великого человека».
18 ноября 1877 года Репин сделал рисунок, а потом и этюд «Мертвый Ф.В.Чижов», подаренный затем художником Савве Ивановичу Мамонтову.
Федор Васильевич Чижов, крупный предприниматель и финансист, был в то же время незаурядным математиком и историком литературы и искусства. Репин познакомился с ним еще во Франции, когда Чижов приезжал туда и бывал у В.Д.Поленова. Уже тогда Чижов высказывал пожелание, чтобы Репин и Поленов написали его портрет. И, приехав в Россию, Чижов в письмах к Поленову в Париж не раз возвращался к этому вопросу. Он хорошо относился к Репину, давал ему дружеские советы и предлагал свою помощь. Так, узнав, что Репин пишет в Париже картину «Садко», Чижов, через Поленова, рекомендует
Репину съездить в Неаполь, посмотреть и сделать этюды с самого большого аквариума в мире, потому что это для Репина «клад», и предлагает Репину для поездки деньги, обещает художнику великолепный прием в Неаполе, так как директором этого аквариума является приятель Чижова. Неоднократно пишет он об этом Поленову, просит уговорить Репина съездить в Неаполь.
Репин не воспользовался этим предложением, но такая забота тронула его, и, по приезде в Москву, он поехал к Чижову, захватив с собой, как и всегда, альбом и карандаши с намерением рисовать его портрет. Но он не застал Чижова в живых. Случилось так, что в это же время Чижов скоропостижно скончался, сидя в кресле за столом. Такова история создания рисунка, изображающего мертвого Чижова.
В этом же году Репин написал портрет Ивана Егоровича Забелина.
В первые недели своего пребывания в Москве осенью 1877 года Репин написал и портрет Николая Петровича Собко, известного историка русского искусства.
Репин познакомился с Собко в Петербурге у Стасова еще до отъезда своего в 1873 году за границу, сблизился с ним, и, когда в конце 1877 года Собко приехал из Петербурга в Москву для отбора картин на Всемирную выставку, Репин не замедлил написать его портрет.
Этим портретом сам Репин был очень доволен. И действительно, портрет Собко в портретной галерее Репина занимает одно из выдающихся мест. Стасов называл этот портрет «превосходным», отмечал «метко схваченное выражение натуры и характера», «мастерскую смелую кисть, гнушавшуюся всякой лжи».
Из интересных работ Репина московского периода нужно отметить портрет публициста и общественного деятеля Ивана Сергеевича Аксакова, датированный 12 августа 1878 года. Портрет сделан с натуры, в имении Варварино Владимирской губернии, где жил опальный Аксаков.
В 1878 году в результате окончания русско-турецкой войны был заключен Сан-Стефанский мирный договор, освободивший балканские народы от турецкого гнета. Но затем русское правительство вынуждено было согласиться на пересмотр Сан-Стефанского договора, пойти на ряд крупных уступок на Международном конгрессе в Берлине. Берлинский договор встретил общее осуждение в России.
Тогда Аксаков, стоявший во главе московского Славянского комитета, выразил мнение русской общественности, выступив против Берлинского трактата 1878 года, резко критикуя русских дипломатов за их уступчивость. Он говорил в речи на московском Славянском комитете: «Не хоронить ли собрались мы сегодня... миллионы людей, целые страны, свободу болгар, независимость сербов, хоронить великое святое дело, заветы и предания предков, наши собственные обеты, - хоронить Русскую славу, Русскую честь, Русскую совесть?.. Ты ли это, Русь-победительница, сама добровольно разжаловавшая себя в побежденную?»
За это выступление, заслужившее ему славу русского и славянского патриота, Аксаков был отстранен от руководства Славянским комитетом и выслан из Москвы в его имение. Передовое русское общество осудило репрессии, которым подвергся Аксаков. «Аксаков ссылается за смелое, правдивое слово», - писал П.И.Чайковский; «Аксакову пришлось одному публично высказать, что чувствовали все простые русские люди», - говорил П.М.Третьяков; «Ужасное время!» - восклицал И.Н.Крамской.
Репин, как и все передовые люди того времени, возмущался ссылкой Аксакова и с удовольствием поехал, по предложению П.М.Третьякова, в Варварино писать портрет Аксакова. Он создал этот великолепный портрет за три дня.
Вспоминая впоследствии, через двадцать пять лет, о том, как писался портрет Аксакова, Репин говорил: «Вообще у нас многие странно понимают художество. Я реалист и никогда не прикрашивал и не скрывал натуры. Припоминается случай с Иваном Сергеевичем Аксаковым. Начинаю писать его, он мне и говорит: «Вот что, Илья Ефимович, если вы хотите писать меня, как следует, убавьте мне лицо, рожи у меня много!» Действительно, лицо у Ивана Сергеевича Аксакова было красное, мясистое и массивное.
Но это-то мне и показалось очень типичным в этой фигуре, а он просил сделать ему тонкое и бледное лицо».
Репин, как и всегда, не стал «приукрашивать» свою натуру. Самому Аксакову портрет очень понравился, и он благодарил Третьякова «за знакомство с Ильей Ефимовичем Репиным. Он очень симпатичный и талантливый художник, с широкою кистью. Мне кажется, портрет удался». «Портрет очень хорошо удался», - писала и жена Аксакова А.Ф.Тютчева.
Репин пробыл у Аксакова четыре дня, в течение которых, помимо портрета, написал интересный, очень удавшийся художнику пейзаж одного из уголков Варварина. О создании этого пейзажа и о том, как работал Репин, хорошо написал сам Аксаков, наблюдавший работу Репина над варваринским пейзажем.
Вот что он писал: «К сожалению, у него не было акварельных красок или цветных карандашей, а к еще большему сожалению, погода, сначала солнечная, обратилась в пасмурную, потом в холодную с дождем и ветром. Тем не менее он, под дождем и ветром, прямо на полотно масляными красками, широкою талантливою кистью перенес прелестный вид...
Сделано чрезвычайно живо и талантливо, хотя, разумеется, без отделки, всего ведь в несколько часов».
Портрет Аксакова был выставлен Репиным на Первой периодической выставке картин Общества любителей художеств в Москве в январе 1881 года и вызвал восторженную оценку критики. «Русский курьер» писал, что «портрет написан бойкой кистью, но просто, без всякой погони за эффектами, тем не менее художник постарался здесь выдвинуть перед глазами зрителя внутреннего человека, его психию, а это и составляет, по нашему мнению, главную задачу портретиста». «Художественный журнал» отмечал: «Общее внимание привлекает портрет И.С.Аксакова, написанный И.Репиным.
Аксаков, с энергическими, блестящими глазами, выделяется на темном фоне полотна, точно живой, он как будто сейчас вот заговорит,
черты его лица как бы в движении, напряжены, и кисть Репина с одного, видимо, сеанса, уловила эти черты, прочувствовала их и вылила в одну жизненную форму».
продолжение...
|