на главную страницу            

   На главную    

   Биография

   Живопись

   Иван Грозный   
   Крестный ход   
   Запорожцы   
    Портреты 
   Приплыли   

   Графика

   О рисунках

   Лев Толстой

   Воспоминания

   Арт критика:    

   Шер   
   Бенуа   
   Иванов   
   Грабарь   
   Волынский   
   Кириллина   

   В "Пенатах"

   Репин и ТПХВ

   Репин в Питере

   Письма Репина

   Статьи Репина

   Приложение

   Публикации

   Хронология

   Фото архив    

   Гостевая

   Музеи

Илья Репин

   Илья Репин
   1880-е годы

Илья Репин

   Илья Репин
   1910-е годы
   
  
   

Первая страница
 Вторая страница 
Третья страница
Четверт страница

   


Портретная галерея Ильи Репина. История репинских портретов, часть 2

Портрет Аксакова был выставлен Репиным на Первой периодической выставке картин Общества любителей художеств в Москве в январе 1881 года и вызвал восторженную оценку критики. «Русский курьер» писал, что «портрет написан бойкой кистью, но просто, без всякой погони за эффектами, тем не менее художник постарался здесь выдвинуть перед глазами зрителя внутреннего человека, его психию, а это и составляет, по нашему мнению, главную задачу портретиста». «Художественный журнал» отмечал: «Общее внимание привлекает портрет И.С.Аксакова, написанный И.Репиным. Аксаков, с энергическими, блестящими глазами, выделяется на темном фоне полотна, точно живой, он как будто сейчас вот заговорит, черты его лица как бы в движении, напряжены, и кисть Репина с одного, видимо, сеанса, уловила эти черты, прочувствовала их и вылила в одну жизненную форму».

Портретным шедевром Репина московского периода его жизни и, пожалуй, вообще лучшим произведением из созданной художником огромной портретной галереи является портрет великого русского композитора Модеста Петровича Мусоргского. Глубокая любовь связывала Репина с Мусоргским. Они высоко ценили талант друг друга. Репин восхищался музыкой Мусоргского, композитор преклонялся перед кистью Репина. Репин писал о Мусоргском: «Какая глубина души, изящество мысли и добродушие в поступках... А какое чутье Руси! Какая способность вытаскивать из летописной пыли живые перлы характеров, животрепещущих былей и оживлять всю эту силу поддонную». И всегда, был ли он за границей или жил в Москве вдали от композитора, ему вспоминался «Мусорянин», как называли Модеста Петровича Репин и Стасов: «Нас вечно восхищающий, здоровый, как лев, полный сил и таланта, до такой степени своеобразного и чисто русского, что я внутренне приседал до полу или подскакивал до потолка от его неожиданных и, как гром, сильных творений». Репин и Мусоргский были очень близки по духу своего творчества. Высказывая в письме к Репину свое восхищение «Бурлаками», Мусоргский говорил художнику, что и он стремится к тому же, к раскрытию в музыке образа народа: «То-то вот: народ хочется сделать: сплю и вижу его, ем - и помышляю о нем, пью - мерещится он мне, он один цельный, большой, не подкрашенный и без сусального... Какая неистощимая руда для хватки всего настоящего, жизнь русского народа! Только ковырни - напляшешься, если истинный художник!» Мусоргский называл «тройкой» Репина, Антокольского и себя, причем «коренником» этой великой тройки он считал именно Репина.

В феврале 1881 года в газетах появилась заметка о болезни Мусоргского. Репин пишет Стасову: «Как жаль эту гениальную силу», и едет в Петербург повидаться с Модестом Петровичем. Там, в Николаевском военном госпитале, где лежал Мусоргский, Репин за четыре дня написал портрет композитора, один из самых лучших своих портретов, да и не только своих, - один из лучших портретов, когда-либо созданных русскими художниками. Портрет Мусоргского был написан Репиным в Петербурге, но окончательно дорабатывал его художник в Москве. Он был показан Репиным на IX Передвижной выставке и восторженно принят посетителями и критикой. Больше всех восхищался портретом В.В.Стасов. Он писал П.М.Третьякову, купившему этот портрет для своей галереи (и просил показать это письмо Репину): «...поздравляю Вас с чудной высокой жемчужиной, которую Вы прибавили теперь к Вашей великолепной народной коллекции!! Портрет Мусоргского, кисти Репина, это одно из величайших созданий всего русского искусства... вчера с утра я привез портрет на Передвижную выставку, все наши лучшие художники... в один голос трубили славу Репину!»

Стасов обещает написать об этом портрете, и в газете «Голос» появляется его статья «Портрет Мусоргского». В. В. Стасов писал, что черты Мусоргского не погибнут, потому что их изумительно передал Репин. Описывая показанные на IX Передвижной выставке холсты Крамского, Маковского, Шишкина, Ярошенко и других художников, Стасов писал: «И вот, на этом золотом, сияющем фоне выставки вдруг появляется еще, как последний аккорд, как чудная заключительная нота, - портрет Мусоргского! Какое счастье, что есть теперь этот портрет на свете». 16 марта 1881 года Мусоргский скончался. Узнав о его смерти, Репин отдал полученный им от Третьякова гонорар за портрет на сооружение памятника композитору. На портрете Репина Мусоргский изображен больным, с мешками под глазами, со спутанными волосами. Тяжко глядеть, чувствуется - ему остаются считанные часы жизни. Но большой чистый лоб, светло-голубые глаза, словно видящие далеко вперед, глубокая мысль, освещающая все лицо Мусоргского, неукротимый творческий дух оттесняют на задний план жалость к человеку. На первый план выступает тот Мусоргский, который говорил про себя: «...и теперь, и вчера, и недели тому назад, и завтра все дума - одна дума выйти победителем и сказать людям новое слово дружбы и любви, прямое во всю ширь русских полян, правдой звучащее слово скромного музыканта». Победитель - вот то слово, какое хочется сказать, глядя на портрет больного, умирающего Мусоргского. Это действительно - жизнь побеждает смерть.

А вот другой портрет, написанный Репиным в Москве. Здесь также изображен очень больной человек - писатель Алексей Феофилактович Писемский. Одутловатое лицо, круги под глазами, такие же взъерошенные волосы. Но какая же огромная разница в характерах, в психологическом раскрытии внутреннего облика человека! Там, в портрете Мусоргского - борец, борец до конца, гордый, мужественный, здесь старый, упавший духом, некогда широко известный, а потом полузабытый писатель, и сам не верящий в свои силы, сокрушенный, убитый жизнью. Там - гордо поставленная голова, большой духовный подъем, думающий, великий человек, здесь - ссутулившаяся фигура, безвольно опершиеся на палку руки; это человек, у которого нет уже никаких дум, никаких мыслей, здесь - все в прошлом. Там - жизнь, борьба; здесь - смерть, увядание.

Еще один портрет московского периода - портрет знаменитой актрисы Пелагеи Антипьевны Стрепетовой. «Это тип, а не портрет», как точно определил Третьяков. Здесь даже и не соблюдено сходство. Но Репин дал главное, что характеризует Стрепетову, - пламенную страсть, горение, порыв, душевный жар. И не случайно, портрет Стрепетовой считают одной из лучших репинских работ, он и сам придавал ему особое значение. Так, художник отказался продать его Третьякову для галереи, ответив, что портрет актрисы, «этюд», как называл Репин это совершенное свое произведение, «останется у меня еще долгое, и, может быть, очень долгое время. Не в том дело, что он мне понадобится, а он бывает нужен мне очень часто. Может быть он поступит в вашу галерею, когда меня уже не будет в живых». Несомненно, Репин считал этот портрет одним из самых удачных своих полотен и поэтому не хотел с ним расставаться. Но есть и другое предположение, что портрет Стрепетовой нужен был Репину для какой-то задуманной им сюжетной картины. В 1881 году Репин нарисовал Стрепетову в роли Лизаветы в пьесе «Горькая судьбина» Писемского.

продолжение...


   Реклама:
   »  http://riobetzerkalo.com/geym-tvist/

"Мой главный принцип в живописи: плоть и материя как таковая. Мне нет дела до особенных красок, красивого колорита, изящных мазков и виртуозности кисти. Я всегда преследовал суть: тело как тело. Правда так правда." (Репин И.Е.)

* * *

www.ilya-repin.ru, Илья Ефимович Репин, 1844-1930, olga(a)ilya-repin.ru

Rambler's Top100