на главную страницу            

   На главную    

   Биография

   Живопись

   Иван Грозный   
   Крестный ход   
   Запорожцы   
    Портреты 
   Приплыли   

   Графика

   О рисунках

   Лев Толстой

   Воспоминания

   Арт критика:    

   Шер   
   Бенуа   
   Иванов   
   Грабарь   
   Волынский   
   Кириллина   

   В "Пенатах"

   Репин и ТПХВ

   Репин в Питере

   Письма Репина

   Статьи Репина

   Приложение

   Публикации

   Хронология

   Фото архив    

   Гостевая

   Музеи

Илья Репин

   Илья Репин
   1880-е годы

Илья Репин

   Илья Репин
   1910-е годы
   
  
   

Первая страница
Вторая страница
 Третья страница 
Четверт страница

   


Портретная галерея Ильи Репина. История репинских портретов, часть 3

В мае 1881 года Москва готовилась к встрече знаменитого русского хирурга Николая Ивановича Пирогова, приезжавшего в Москву в связи с празднованием в Московском университете 50-летнего юбилея его врачебной деятельности. Репину очень хотелось написать портрет великого русского хирурга, но, не надеясь в такие торжественные дни самому добиться от Пирогова сеансов, он обратился с просьбой к Третьякову помочь ему через брата Третьякова - Сергея Михайловича, бывшего в ту пору московским городским головою. Третьяков выполнил просьбу Репина.
Художнику удалось побывать и на перроне вокзала, где встречали Пирогова, и на юбилейных торжествах. «Это самое большое торжество образованного человечества!! - восклицал Репин. - Сколько говорилось там глубокого, правдивого, человеческого. Особенно сам Пирогов, он говорил лучше всех!» Получил Репин и сеансы для работы над портретом с натуры.
Репин сделал портрет Пирогова, а затем вылепил его бюст. Хорошо написал о портрете Пирогова Игорь Грабарь: «Он так соблазнительно легко и просто сделан, с такой непринужденностью и свободой, так красива цветистая мозаика его мазков и так безошибочно и безупречно они лежат по форме на характерной, энергично вздернутой кверху голове, что этот портрет стал вскоре любимым из всех репинских, даже Писемского».
Но заслуга Репина главным образом в глубоком психологическом раскрытии образа замечательного русского хирурга, педагога-гуманиста, героя русско-турецкой войны. Репин изобразил его стариком (незадолго до смерти), со старчески сложенными на груди руками, со стариковским, плотно сжатым ртом, с сильно прищуренным глазом (один глаз у Пирогова почти не видел), но над этим, уже отжившим, уже близким к смерти, угасающим обликом старика высится изумительная, полная энергии, глубокой мудрости, страсти борца - голова. Немощное, старческое тело и неумирающая, борющаяся голова борца-мыслителя - таково содержание этого замечательного портрета.

Портрет Н.И.Пирогова был написан Репиным в течение всего трех сеансов (это отличительная способность Репина-портретиста; вспомним написанный также в течение трех сеансов портрет Мусоргского), и отсюда нервные, быстрые, словно бегающие мазки кисти, усиливающие энергические черты лица.
Вылепленный Репиным бюст Пирогова интересен как одно из немногочисленных свидетельств скульптурного мастерства художника. Бюст, как и портрет, превосходно передает характер мыслителя и борца. Репин сам был доволен бюстом Пирогова: «Вышел хороший, сходство полнее, чем в портрете».
Обе эти работы Репин делал без заказа и писал Стасову, что, вероятно, и портрет и бюст навсегда останутся его собственностью, ибо, как с горечью и с едкой иронией говорил он, «кому же нужен у нас портрет или бюст гениального человека (а Пирогов - гениален)».
Горечь и ирония Репина вполне объяснимы. Если бы Пирогов был только хирургом, у художника не возникли бы опасения, что портрет и бюст останутся не проданными. Репин великолепно понимал другое. Пирогов был и общественным деятелем, всю свою жизнь отдавшим народу и резко восстававшим против социального уклада современной ему русской действительности. А это было не по нутру царской верхушке, которая, как хорошо знал художник, естественно влияла и на коллекционеров картин.
Ныне портрет и бюст Пирогова находятся в Третьяковской галерее.
Тогда же Репин, по заказу Третьякова, написал портрет Антона Рубинштейна. «Интересная голова, на льва похожа», - говорил художник. Репин боялся, что портрет не получится. Слишком мало времени мог уделить Антон Рубинштейн на сеансы, да и позировал Рубинштейн «скверно». Однако портрет «вышел», и не один, а два погрудных - прямо и сбоку. Первый портрет поступил в Третьяковскую галерею (где находится и ныне), второй же, не совсем законченный, остался у Репина.
Через пять лет Репин вернулся к нему, но написал Рубинштейна дирижирующим.
В Москве Репин писал (1878 г.) портрет Павла Михайловича Третьякова. Писал его долго, портрет давался трудно, да к тому же Третьяков, человек необычайной скромности, явно не желал, чтобы посетители галереи видели его портрет. Даже подчинившись настойчивым требованиям Репина и согласившись позировать, Третьяков всячески оттягивал сеансы.
Работа удалась художнику. Третьяков изображен сидящим на стуле в своей галерее, у стены, увешенной картинами. Задумчивый взгляд, руки с тонкими, красивыми пальцами... Умного, душевного, по-своему красивого человека показал Репин.
Позже, уже после смерти Третьякова, Репин написал второй портрет Павла Михайловича, изобразив его во весь рост, рассматривающим свои художественные сокровища. Высокий, худой, с воспаленными глазами, - Третьяков на портрете такой, каким описывают его современники. Вдали чуть видны "Богатыри" Васнецова и "У омута" Левитана.
Особо следует остановиться на портрете Ивана Сергеевича Тургенева, написанном Репиным в Москве в 1879 году.
В 1878 году в Абрамцеве у Мамонтова Репин встретился с Тургеневым после четырехлетнего перерыва.
Репин знал произведения Тургенева, читал и перечитывал каждый новый его роман и повесть. В репинских письмах постоянно фигурируют тургеневские цитаты и образы. Но чувство неприязни, возникшее еще при первом знакомстве в 1871 году в Петербурге и усиленное затем при последующих встречах - в Москве в 1872 году, когда Репин писал картину «Славянские композиторы», и в 1874 году в Париже, - осталось у Репина на всю его жизнь.
Немалую роль в этой неприязни играли отнюдь не дружеские взаимоотношения Тургенева со Стасовым, а все, что касалось Стасова, сейчас же отражалось и на Репине.
Первый портрет Тургенева Репин написал в Париже в 1874 году по заказу П.М.Третьякова.
Тургенев не был удовлетворен этим портретом, да и самому Репину портрет не нравился, о чем художник откровенно сказал Третьякову, принял на себя этот «грех» и утешался надеждой, что когда-нибудь поправит эту, «почти непроизвольную» ошибку. О причинах этой «непроизвольной» ошибки, в которой виновен был, в первую очередь, сам Тургенев, Репин рассказал незадолго до смерти.
«Первый сеанс был так удачен, - говорил Репин, - что И.С. торжествовал мой успех». Но перед вторым сеансом Репин получил «длинную» и «беспокойную» записку Тургенева, в которой тот резко изменил свое первоначальное мнение о начатом портрете (это «совсем неудачное начало») и просил художника начать снова на другом холсте. Эта мгновенная перемена мнения объясняется, как утверждал Репин, тем, что Полина Виардо, знаменитая французская певица, друг Тургенева, вкус и приговоры которой были для Ивана Сергеевича высшим авторитетом, забраковала начатый портрет и рекомендовала писать новый, в другом повороте. Как ни убеждал художник Тургенева, что из этого ничего не выйдет, - не помогло. «И, о глупость моя, я сгоряча повернул мой удачно схваченный яркий подмалевок (который не надо было трогать) головой вниз и начал с другого поворота... Увы, портрет вышел сух и скучен».

окончание...


   Реклама:
   »  портрет по фото цена

"Вот увидишь сам, как заблестит перед тобой наша русская действительность, никем не изображенная. Как втянет тебя до мозга костей ее поэтическая правда, как станешь ты постигать ее, да со всем жаром любви переносить на холст - так сам удивишься тому, что получится перед твоими глазами." (Из письма Репина Поленову в 1877 г.)

* * *

www.ilya-repin.ru, Илья Ефимович Репин, 1844-1930, olga(a)ilya-repin.ru

Rambler's Top100