Портретная галерея Ильи Репина. История репинских портретов, часть 3
В мае 1881 года Москва готовилась к встрече знаменитого русского хирурга Николая Ивановича Пирогова, приезжавшего в Москву в связи с празднованием в Московском университете 50-летнего юбилея его врачебной деятельности. Репину очень хотелось написать портрет великого русского хирурга, но, не надеясь в такие торжественные дни самому добиться от Пирогова сеансов, он обратился с просьбой к Третьякову помочь ему через брата Третьякова - Сергея Михайловича, бывшего в ту пору московским городским головою. Третьяков выполнил просьбу Репина.
Художнику удалось побывать и на перроне вокзала, где встречали Пирогова, и на юбилейных торжествах. «Это самое большое торжество образованного человечества!! - восклицал Репин. - Сколько говорилось там глубокого, правдивого, человеческого. Особенно сам Пирогов, он говорил лучше всех!» Получил Репин и сеансы для работы над портретом с натуры.
Репин сделал портрет Пирогова, а затем вылепил его бюст. Хорошо написал о портрете Пирогова Игорь Грабарь: «Он так соблазнительно легко и просто сделан, с такой непринужденностью и свободой, так красива цветистая мозаика его мазков и так безошибочно и безупречно они лежат по форме на характерной, энергично вздернутой кверху голове, что этот портрет стал вскоре любимым из всех репинских, даже Писемского».
Но заслуга Репина главным образом в глубоком психологическом раскрытии образа замечательного русского хирурга, педагога-гуманиста, героя русско-турецкой войны. Репин изобразил его стариком (незадолго до смерти), со старчески сложенными на груди руками, со стариковским, плотно сжатым ртом, с сильно прищуренным глазом (один глаз у Пирогова почти не видел), но над этим, уже отжившим, уже близким к смерти, угасающим обликом старика высится изумительная, полная энергии, глубокой мудрости, страсти борца - голова.
Немощное, старческое тело и неумирающая, борющаяся голова борца-мыслителя - таково содержание этого замечательного портрета.
Портрет Н.И.Пирогова был написан Репиным в течение всего трех сеансов (это отличительная способность Репина-портретиста; вспомним написанный также в течение трех сеансов портрет Мусоргского), и отсюда нервные, быстрые, словно бегающие мазки кисти, усиливающие энергические черты лица.
Вылепленный Репиным бюст Пирогова интересен как одно из немногочисленных свидетельств скульптурного мастерства художника. Бюст, как и портрет, превосходно передает характер мыслителя и борца. Репин сам был доволен бюстом Пирогова: «Вышел хороший, сходство полнее, чем в портрете».
Обе эти работы Репин делал без заказа и писал Стасову, что, вероятно, и портрет и бюст навсегда останутся его собственностью, ибо, как с горечью и с едкой иронией говорил он, «кому же нужен у нас портрет или бюст гениального человека (а Пирогов - гениален)».
Горечь и ирония Репина вполне объяснимы. Если бы Пирогов был только хирургом, у художника не возникли бы опасения, что портрет и бюст останутся не проданными. Репин великолепно понимал другое. Пирогов был и общественным деятелем, всю свою жизнь отдавшим народу и резко восстававшим против социального уклада современной ему русской действительности.
А это было не по нутру царской верхушке, которая, как хорошо знал художник, естественно влияла и на коллекционеров картин.
Ныне портрет и бюст Пирогова находятся в Третьяковской галерее.
Тогда же Репин, по заказу Третьякова, написал портрет Антона Рубинштейна. «Интересная голова, на льва похожа», - говорил художник. Репин боялся, что портрет не получится. Слишком мало времени мог уделить Антон Рубинштейн на сеансы, да и позировал Рубинштейн «скверно». Однако портрет «вышел», и не один, а два погрудных - прямо и сбоку. Первый портрет поступил в Третьяковскую галерею (где находится и ныне), второй же, не совсем законченный, остался у Репина.
Через пять лет Репин вернулся к нему, но написал Рубинштейна дирижирующим.
В Москве Репин писал (1878 г.) портрет Павла Михайловича Третьякова. Писал его долго, портрет давался трудно, да к тому же Третьяков, человек необычайной скромности, явно не желал, чтобы посетители галереи видели его портрет. Даже подчинившись настойчивым требованиям Репина и согласившись позировать, Третьяков всячески оттягивал сеансы.
Работа удалась художнику. Третьяков изображен сидящим на стуле в своей галерее, у стены, увешенной картинами. Задумчивый взгляд, руки с тонкими, красивыми пальцами... Умного, душевного, по-своему красивого человека показал Репин.
Позже, уже после смерти Третьякова, Репин написал второй портрет Павла Михайловича, изобразив его во весь рост, рассматривающим свои художественные сокровища. Высокий, худой, с воспаленными глазами, - Третьяков на портрете такой, каким описывают его современники. Вдали чуть видны "Богатыри" Васнецова и "У омута" Левитана.
Особо следует остановиться на портрете Ивана Сергеевича Тургенева, написанном Репиным в Москве в 1879 году.
В 1878 году в Абрамцеве у Мамонтова Репин встретился с Тургеневым после четырехлетнего перерыва.
Репин знал произведения Тургенева, читал и перечитывал каждый новый его роман и повесть. В репинских письмах постоянно фигурируют тургеневские цитаты и образы. Но чувство неприязни, возникшее еще при первом знакомстве в 1871 году в Петербурге и усиленное затем при последующих встречах - в Москве в 1872 году, когда Репин писал картину «Славянские композиторы», и в 1874 году в Париже, - осталось у Репина на всю его жизнь.
Немалую роль в этой неприязни играли отнюдь не дружеские взаимоотношения Тургенева со Стасовым, а все, что касалось Стасова, сейчас же отражалось и на Репине.
Первый портрет Тургенева Репин написал в Париже в 1874 году по заказу П.М.Третьякова.
Тургенев не был удовлетворен этим портретом, да и самому Репину портрет не нравился, о чем художник откровенно сказал Третьякову, принял на себя этот «грех» и утешался надеждой, что когда-нибудь поправит эту, «почти непроизвольную» ошибку. О причинах этой «непроизвольной» ошибки, в которой виновен был, в первую очередь, сам Тургенев, Репин рассказал незадолго до смерти.
«Первый сеанс был так удачен, - говорил Репин, - что И.С. торжествовал мой успех». Но перед вторым сеансом Репин получил «длинную» и «беспокойную» записку Тургенева, в которой тот резко изменил свое первоначальное мнение о начатом портрете (это «совсем неудачное начало») и просил художника начать снова на другом холсте. Эта мгновенная перемена мнения объясняется, как утверждал Репин, тем, что Полина Виардо, знаменитая французская певица, друг Тургенева, вкус и приговоры которой были для Ивана
Сергеевича высшим авторитетом, забраковала начатый портрет и рекомендовала писать новый, в другом повороте. Как ни убеждал художник Тургенева, что из этого ничего не выйдет, - не помогло. «И, о глупость моя, я сгоряча повернул мой удачно схваченный яркий подмалевок (который не надо было трогать) головой вниз и начал с другого поворота... Увы, портрет вышел сух и скучен».
окончание...
|