Илья Репин в товариществе Передвижных выставок. Репин и ТПХВ
Почти вся сознательная жизнь Ильи Ефимовича Репина была связана с ТПХВ - Товариществом Передвижных Художественных Выставок, или с людьми, создавшими это объединение. Репин начал выставляться в Товариществе с 1874 года, а в 1878 году был избран его членом. Затем он шел с передвижниками в течение долгих десятилетий. Правда, отношения не были ровными. В 1887 году Репин выбыл из Товарищества на год. Более длительным был выход в 1891 году - Репин вернулся в объединение только семь лет спустя. Но нельзя преувеличивать значение этих фактов.
Выходя из Товарищества, Репин оставался в среде передвижников. Внутренние связи с ними никогда не прерывались. Достаточно сказать, что Репин продолжал почти ежегодно участвовать на выставках Товарищества. С передвижниками шел он и трудные 1900-е и 1910-е годы. Попытки оторвать Репина от передвижников и даже противопоставить его сотоварищам, имевшие место и в дореволюционной печати и в советском искусствознании, лишены, в сущности, всякой почвы. Даже жизненный путь его сходен с путем большинства передвижников.
Подобно большинству «шестидесятников», Репин вырос в глуши (в г.Чугуеве), в среде, далекой от тех передовых освободительных идей, которыми жила демократическая интеллигенция. Правда, есть в биографии художника и отличия - Репин был сыном человека, тянувшего 27 лет лямку николаевской солдатчины, знавшего и зажиточную жизнь, но гораздо больше - зависимость и бедность. Вынужденный рано зарабатывать на жизнь, Репин уже в отрочестве завязал отношения с иконописцами и писал образа.
Его первый учитель, иконописец И.М.Бунаков, был грамотным портретистом.
Приезд в Петербург (осенью 1863 года), знакомство с художественной молодежью, задушевные беседы с Крамским, сближение со Стасовым, с Антокольским и другими, жадное чтение общественно-политической литературы - все это шаг за шагом вытесняет из души Репина старый мир представлений. Он переживает такую же душевную перестройку, как и Максимов, Шишкин и ряд других будущих передвижников в годы своего первоначального становления.
«Мое очарование (Академией) было беспредельно и долго, - говорит Репин в старости, вспоминая свои первые годы в Академии, - пока беспощадная действительность не разочаровала моих традиционных обожании ... Все мои идеалы: Рафаэль, Брюллов, Бруни и весь классический метод академий считался уже отсталым, вредным, бессмысленным... В душе я еще был полон очарования старыми формами, чувствовал себя разбитым и оскорбленным со своими поверженными кумирами и глубоко страдал», - заканчивает Репин.
Академические работы первых лет («Похищение сабинянок», 1867; «Избиение первенцев египетских», 1869) доказывают, что в этот период Репин еще действительно всецело следует традициям классицизма. Однако процесс отхода от академических принципов совершился - он был неотвратим. К началу 70-х годов преодоление академических традиций начинает ощущаться все отчетливее в живописи и рисунках молодого художника. «Воскрешение дочери Иаира» (1871), последняя конкурсная академическая композиция, за которую он получил большую золотую медаль, говорит уже не только о необычайной силе дарования, но и о победе в творчестве Репина реалистических начал.
В переписке периода заграничной командировки Репин выступает уже как истый и пламенный последователь искусства критического реализма, вдохновленный эстетическими идеями революционных демократов.
В течение последующих десятилетий Репин кровно, органически связан с творческой деятельностью передвижников. Но если его товарищи сосредоточиваются преимущественно на каком-то одном круге творческих вопросов, Репин, человек неутомимой энергии и огромного творческого темперамента, решает одновременно многие из насущных проблем, охватывает и отражает разнообразные стороны действительности, выступая в различных жанрах живописи. Он относится к действительности с жадным, неиссякаемым интересом, с взволнованностью художника и гражданина.
Максимов, Мясоедов, Савицкий почти полностью поглощены крестьянской темой. Репин наряду с темами и образами, связанными с деревней («Экзамен в сельской школе», «Проводы новобранца», «Мужик с дурным глазом», «Мужичок из робких»), создает свою монументальную эпопею «Крестный ход в Курской губернии», пишет исторические картины («Царевна Софья», «Иван Грозный и сын его Иван», «Запорожцы»). Как и Ярошенко, он посвящает цикл полотен революционной интеллигенции («Арест пропагандиста», «Отказ от исповеди», «Не ждали» и другие).
Подобно Крамскому и Перову, оставляет огромную портретную галерею.
Как художник современной жизни, Репин поднимается на небывалую дотоле и в русском и в мировом искусстве высоту, ломая рамки бытовой живописи. Его картина «Бурлаки на Волге» содержит глубокое обобщение, а «Крестный ход в Курской губернии» представляет целую энциклопедию современной ему русской жизни. Одного этого полотна было бы достаточно, чтобы сохранить имя Репина в истории мировой живописи, в ряду великих мастеров. Используя порой традиционные сюжеты,
Репин воплощает в их рамках свои замыслы с той захватывающей мощью, с той выразительностью и полнотой, которые под силу только великому дарованию. Он находит новые, наиболее совершенные решения, которые поднимают искусство критического реализма на более высокую ступень.
Первым произведением, которое утвердило за Репиным не только отечественную, но и мировую славу как мастера национально русского и великого реалиста, была картина «Бурлаки на Волге» (1870-1873, Государственный Русский Музей), которой мы уже неоднократно касались. Выбор сюжета картины глубоко связан со стремлением поставить в центре внимания не болельщиков за народ, но сам народ.
Задаваясь вопросами, почему «Бурлаки» Репина выросли в произведение этапное для самого художника и для русской живописи, почему Репину удалось создать образы, исполненные такой суровой и глубокой правды, надо прежде всего отметить, что Репин наблюдал бурлаков не в мастерской, а в жизни, в их привычной среде.
В таком наблюдении он видел путь, который, согласно представлению передвижников, вел к подлинной народности и типичности образов.
В своих поисках ярких, впечатляющих образов Репин имел великого и достойного предшественника в лице Александра Иванова. Огромная серия подготовительных этюдов, созданных А.Ивановым к картине «Явление Христа народу» - этюдов, которым он посвятил много лет жизни, - появилась в результате стремления художника глубоко, правдива передать народные типы и характеры.
Конечно, Репин не мог следовать за Ивановым в его стремлении равнять «свои этюды по антикам». Тем не менее страстная жажда приникнуть к источнику народной жизни делает А.Иванова зачинателем дальнейших исканий русских художников в области подготовительной работы над картиной. Репин с наибольшей последовательностью шел за Ивановым применительно к новой задаче отражения современной жизни.
Подготовительный материал к «Бурлакам» Репина - это грандиозная серия этюдов, набросков, зарисовок, моделью для которых служили сами бурлаки, созданная в процессе знакомства с их жизнью на Волге. Когда картина была уже почти готова, Репин вторично поехал на Волгу, чтобы найти несколько новых фигур взамен не удовлетворявших его в картине.
продолжение...
|