на главную страницу            

   На главную    

   Биография

   Живопись

   Иван Грозный   
   Крестный ход   
   Запорожцы   
   Портреты   
   Приплыли   

   Графика

   О рисунках

   Лев Толстой

   Воспоминания

   Арт критика:    

   Шер   
   Бенуа   
   Иванов   
   Грабарь   
   Волынский   
   Кириллина   

   В "Пенатах"

    Репин и ТПХВ 

   Репин в Питере

   Письма Репина

   Статьи Репина

   Приложение

   Публикации

   Хронология

   Фото архив    

   Гостевая

   Музеи

Илья Репин

   Илья Репин
   1880-е годы

Илья Репин

   Илья Репин
   1910-е годы
   
  
   

Первая страница
Вторая страница
Третья страница
Четвер страница
Пятая страница
 Шестая страница 
Седьма страница

   


Илья Репин в товариществе Передвижных выставок. Репин и ТПХВ

Поэтому не случайно, что параллельно с «Крестным ходом» Репин пишет ряд произведений, непосредственно посвященных революционному движению 70-80-х годов. Это «Арест пропагандиста» (1878-1892, Государственная Третьяковская Галерея), «Под конвоем» (1876, Государственная Третьяковская Галерея), «Отказ от исповеди перед казнью (1879-1885, Государственная Третьяковская Галерея), «Не ждали» (1883-1888, Государственная Третьяковская Галерея). В этой области его искания соприкасаются с Ярошенко.
Сочувствие Репина героям этого цикла совершенно бесспорно. Это видно в самой трактовке образов революционеров. Один из них остается стойким в своих убеждениях даже перед лицом смерти («Отказ от исповеди»); другой исполнен мужества, готовности отдать свои силы борьбе за освобождение народа («Арест пропагандиста»). Выразителен и образ оратора в «Сходке». Весь его облик - вдохновенный, властный, умный. Пламя лампы озаряет огненным светом его длинные волосы, бороду, красную косоворотку.
Готовность народнических революционеров 70-х годов умереть за свои идеи, вера в близость революции овеяла их образы в произведениях Репина, как и Ярошенко, романтическим ореолом. В характеристике лиц враждебного социального лагеря, напротив, сильны элементы сатиры.

«Революционная» серия Репина близка произведениям его сотоварищей, и в то же время она имеет ряд отличительных черт. Произведения этой серии отличаются особой экспрессией, драматизмом, резкими контрастами и противопоставлениями. Для них характерна динамика мазка, напряженный лаконизм общего решения при сохранении волнующей жизненности образов. Наиболее значительной среди работ этого круга является картина «Не ждали» (1883, Государственная Третьяковская Галерея). В ней изображено событие, знакомое демократическим кругам зрителей, - возвращение революционера из далекой ссылки в семью (согласно раннему варианту, - даже бежавшего из заключения). Репин показал это событие как бы в развитии. Он в полной мере использует здесь принципы переходящего движения. Позы, жесты персонажей показаны словно во времени. Кажется, что все они неизбежно должны перерасти в иные. Так, например, горничная сейчас закроет дверь, за ручку которой она держится. Ссыльный вот-вот остановится. Мать поднимется из-за стола. Ее движение еще не закончено, но уже возникает новое, навстречу сыну, и т.д. Все это создает ощущение нарастания психологической напряженности действия. Отсюда легкость прочтения сюжета. Действие с особой быстротой развертывается во времени, зритель ясно воспринимает и предшествующие и последующие звенья события.

Репин неоднократно переписывал образ самого ссыльного, утративший в результате в известной мере свойственные первому варианту черты благородного мужества. Надо сказать, что если членов семьи ссыльного Репин писал с окружающих его людей, то работа над образом главного героя картины сопровождалась напряженными исканиями. Здесь дело не столько в поисках «прообраза», подходящей модели, сколько в истолковании образа.
В трактовке образа героя «Не ждали» как бы отразилась судьба народничества. Чем ожесточеннее становилась реакция, тем яснее обнаруживался кризис народнического движения.
Герой картины «Арест пропагандиста» силен, энергичен, он готов продолжить неравный бой. В последнем варианте «Не ждали» ссыльный производит впечатление человека, потерявшего почву под ногами. Думается, оба эти решения образов исторически очень верны. Стасов был прав, говоря о подлинной историчности серии Репина, посвященной освободительному движению 1870-1880-х годов.
В произведениях русской живописи был широко представлен быт купечества, крестьянства, чиновничества, различных слоев городского мещанства и т.д. Но быт разночинной интеллигенции, казалось бы, наиболее близкий художникам, только начинает попадать в поле их зрения. Добавим, что русское искусство знало интерьер усадебный и дворцовый, интерьер дворянского жилья начала 30-40-х годов XIX века. Федотов, Перов, а вслед за ними Корзухин, Неврев, Журавлев создают интерьер купеческий. Произведения этих художников дают представление о быте российского купечества середины прошлого века, работы Максимова, а затем Лемоха - об интерьере крестьянском.
Картина «Не ждали» впервые в русском искусстве воспроизводит жизненную обстановку трудовой интеллигенции. С исключительной теплотой в картине запечатлена психологическая атмосфера домашней жизни этой социальной группы. Репин знает все характерные мелочи этого быта. Невысокая комната, оклеенная дешевыми обоями, старое кресло - все говорит здесь о жизни на грани нужды. Портреты Шевченко и Некрасова на стене - свидетельства сочувствия демократическому движению. Рояль, отодвинутый к стене, большая географическая карта - свидетельства культурной жизни, уложенной в скромный бюджет. Это та обстановка, в которой и самому Репину и многим его товарищам приходилось проводить многие годы.

Скромная обстановка дома овеяна тем не менее поэзией и удивительной теплотой. Репин показывает голубое мерцание света, проникающего сквозь дверь балкона и мягко ложащегося на предметы. Всех членов семьи ссыльного Репин писал, как уже говорилось, с членов своей семьи или семей знакомых11. Первым из художников он сделал людей этого круга и привычную для них обстановку предметом поэтического воспроизведения.
В своем портретном творчестве Репин развивает и углубляет традиции Перова, Крамского и Ярошенко. Как и они, Репин создает целую серию портретов типовых. Его «Мужичок из робких», «Мужичок с дурным глазом» продолжают линию «Фомушки-сыча» Перова, «Полесовщика» Крамского. В то же время, как и Крамской и Ярошенко, Репин видел свой патриотический долг в том, чтобы запечатлеть лучших людей России. Хорошо известно, что он не только отверг предложение Третьякова написать портрет Каткова, но горячо возражал вообще против того, чтобы портрет этого реакционного публициста нашел место в русской национальной галерее (Третьяков внял убеждениям художника). Портреты Репина - это обычно изображения поясные, выступающие из нейтрального фона и лишенные аксессуаров. Чаще всего это портреты социально-психологического характера. Им свойственно особое сочетание одухотворенности, напряженности духовной жизни изображенного с полнотой чувственной материальности плоти. Репин неоднократно навлекал на себя упреки идейных противников в якобы присущем ему физиологизме. В действительности сила портретов Репина именно в том, что они раскрывают интенсивную жизнь «ума и сердца» (портреты Пирогова, Мусоргского, многочисленные изображения Стасова и другие).

В портрете Н.И.Пирогова (1881, Государственная Третьяковская Галерея) резкий поток света энергично лепит голову, выделяя ее из нейтрального, инертного фона. Создается впечатление самостоятельного бытия в картине личности человека. Искусно оперируя светом, художник создает ощущение живой, полнокровной, одушевленной плоти. И это придает портретам Репина особую, волнующую жизненность.
Вера в силы русского народа воплощалась у Репина не только в образах простых людей, но и в портретных изображениях русской интеллигенции. Говоря о Толстом, Репин сопоставляет его с Каниным: «Много лет спустя я вспомнил Канина (прообраз «ведущего» бурлака), когда передо мною, в посконной, пропотелой насквозь рубахе, проходил по бороздке с сохой за лошадью Лев Толстой...».
Очень часто в портретах лучших представителей интеллигенции мы ощущаем стремление художника показать, что они плоть от плоти народа. И в этом - особая демократичность портретов Репина. Они не всегда создают ощущение непосредственной беседы со зрителем, как, например, портреты Крамского.

окончание...


"Репин плохой мыслитель. Это человек, вполне зависящий от настроения минуты, от последнего впечатления. В этом, положим, лучше всего сказывается его глубоко художественная натура, призванная отражать все, что творится вокруг нее. Но, к сожалению, Репин явился в такой момент, когда-то, что творилось, скорее можно было передать на словах, нежели в образах. Репин - дитя общества и времени, отвергнувших внешнюю культуру, следовательно, и пластическое искусство." (А.Н.Бенуа)

* * *

www.ilya-repin.ru, Илья Ефимович Репин, 1844-1930, olga(a)ilya-repin.ru

Rambler's Top100