на главную страницу            

   На главную    

   Биография

   Живопись

   Иван Грозный   
   Крестный ход   
   Запорожцы   
   Портреты   
   Приплыли   

   Графика

   О рисунках

   Лев Толстой

   Воспоминания

   Арт критика:    

   Шер   
   Бенуа   
   Иванов   
   Грабарь   
   Волынский   
   Кириллина   

   В "Пенатах"

    Репин и ТПХВ 

   Репин в Питере

   Письма Репина

   Статьи Репина

   Приложение

   Публикации

   Хронология

   Фото архив    

   Гостевая

   Музеи

Илья Репин

   Илья Репин
   1880-е годы

Илья Репин

   Илья Репин
   1910-е годы
   
  
   

Первая страница
Вторая страница
 Третья страница 
Четвер страница
Пятая страница
Шестая страница
Седьма страница

   


Илья Репин в товариществе Передвижных выставок. Репин и ТПХВ

Когда в 1873 году Репин как пенсионер Академии уезжает за границу (это право дала ему большая золотая медаль за конкурсную картину «Дочь Иаира»), он все же остается тесно связанным с жизнью России. Не только переписка с Крамским и Стасовым служит этой связью (переписка эта представляет один из самых замечательных человеческих документов России XIX века). Посетив Италию, Репин оседает в Париже, где в это время живет и работает целая колония передвижников (будущих и настоящих) - В.Поленов, К.Савицкий, А.Боголюбов и другие. Побывали в эти годы в Париже И.Крамской и В.Стасов. Показательно, что, как и Перов, Клодт и Шишкин, Репин зачастую тяготится своим отрывом от родины и возвращается раньше срока в Россию. По непосредственным результатам его пребывание за границей оказалось малопродуктивным - так полагал и сам Репин. Он с трудом довел до конца задуманную во Франции картину «Парижское кафе» (1875) - очень уж чужда была ему жизнь парижских бульваров. Неудача постигла Репина и в работе над картиной «Садко» (1875-1876, Государственный Русский Музей). Картина вышла холодной и бесстрастной. Язык аллегории, для воплощения очень важной для художника идеи, был чужд ему.

Однако пребывание за границей имело и свои положительные стороны: широкое знакомство с подлинниками мировой классики и с современным западным искусством было очень важно для дальнейшего роста Репина как художника. Он искал то, что было близко его творческой индивидуальности. К современному французскому искусству он относился двойственно. Его не удовлетворяла поверхностность многих полотен, но он очень серьезно стремился отдать себе отчет в том новом, что он встречал на выставках во Франции, в частности у импрессионистов.

Полезны были для роста Репина как живописца недели, проведенные в Веле, в Нормандии, - здесь художник писал этюды на пленэре. Но в целом жизнь во Франции его томила. В 1876 году он вернулся на родину - сначала в Чугуев, затем в Москву и, наконец, в Петербург. В этот период, вплоть до персональной выставки в 1891 году, ознаменовавшей двадцатилетие творческой деятельности Репина, было создано большинство наиболее известных произведений художника. О творческом расцвете Репина говорила необычайная значительность его произведений, из года в год появлявшихся на выставках. На такое огромное напряжение и полноту творческих сил указывают следующие данные: на 6-й выставке Репин наряду с другими работами показал «Протодиакона» и этюд «Мужичка из робких»; на 7-й - картину «Царевна Софья Алексеевна в Новодевичьем монастыре в 1698 году»; на 8-й - «Проводы новобранца»; на 9-й - портреты Мусоргского, Писемского, Ге, картину «Вечерницы»; на 10-й - целый цикл портретов, «Героя минувшей войны» и «Горбуна». В то же время Репин нашел в себе силы создать и показать на XI выставке картину, потребовавшую долгих лет подготовительного труда, - «Крестный ход в Курской губернии»; на XII - «Не ждали» и целый цикл превосходных портретов; на XIII - «Ивана Грозного и сына его Ивана» и снова портреты.

Немало работ миновало в эти годы (по тем или иным причинам) передвижные выставки. Сюда относятся «Арест пропагандиста», «Отказ от исповеди», «Сходка», которые были показаны зрителю только на персональной выставке Репина в 1891 году. Сюда же относится и работа над последней капитальной исторической картиной Репина - «Запорожцы». Начатая в 1878 году, она впервые была показана зрителю на персональной выставке, которая как бы подвела итог целой эпохе в творческом развитии Репина. Наконец, в эти годы было создано великое множество рисунков, книжных иллюстраций, театральных декораций и даже предприняты опыты в области скульптуры.
Произведения этого периода можно условно разбить на четыре группы. В ряде картин, рисунков, как и в «Бурлаках», действуют люди из трудовых низов, из гущи народных масс. Картины другой группы непосредственно связаны с проблемами освободительного движения и содержат образы радикальной, революционно настроенной интеллигенции. К третьей можно отнести картины исторического характера и к четвертой - портреты. Но произведения Репина, к каким бы группам они ни относились, объединены жадным любопытством к жизни народа, объединены темой человека во всей его индивидуальной неповторимости и сложности его психологии, его духовного мира.

Тема народа с особой силой прозвучала в монументальном полотне Репина «Крестный ход в Курской губернии» (1880-1883, Государственная Третьяковская Галерея), одном из наиболее совершенных произведений художника и всей русской реалистической демократической школы живописи второй половины XIX века.
Параллельно работе над «Крестным ходом» Репин выступал с другими произведениями, что отнюдь не тормозило созревание замысла «Крестного хода», а, наоборот, помогало углубить и воплотить его наиболее полно. В картине «Явленная икона» (1876, Государственный Русский Музей), изобразив «Крестный ход» происходящим в условиях патриархальной глуши, Репин приходит в дальнейшем к изображению крестного хода вблизи современного ему большого губернского города, что открывало гораздо большие возможности для решения тех широких задач, которые его воодушевляли.
Сюжеты массовых религиозных процессий были популярны у передвижников и их предшественников. Вспомним «Сельский крестный ход на пасхе» Перова, «Молебствие на поле о ниспослании дождя» Мясоедова, «Встречу иконы» Савицкого. После Репина тему крестного хода разрабатывал Прянишников. В конце 70-х-90-х годах к этой теме вернулся Савицкий.

Частое обращение художников передвижнического лагеря к сюжету церковной процессии было вызвано отнюдь не интересом к религии. Причина популярности этой темы заключается в возможности вывести народ на улицу, показать его вне узких бытовых рамок, не в семейных, а в общественных связях.
В изображении религиозно-церковных процессий наблюдается тяга к «гражданскому эпосу» (как характеризовал Писарев тягу к роману в литературе). В «Крестном ходе» Перова действует только несколько персонажей - в названных полотнах Савицкого и Мясоедова уже целые толпы, у Репина - огромный народный поток. «Крестный ход» - это грандиозный по охвату современной действительности изобразительный эпос, он вызывает ассоциации с произведениями Гоголя, Щедрина, Толстого и другими величайшими творениями.
Ни в одной картине передвижников не были использованы с такой полнотой, как в «Крестном ходе», художественные завоевания предшествующих лет. Репин шел в своей картине от наследия Федотова и А.Иванова. Он учитывал также опыт создания многофигурных композиций и своими товарищами передвижниками.
Немаловажную роль сыграли здесь и зарубежные впечатления Репина - изучение произведений старых и современных мастеров.
Кроме того, общая композиция картины, столь же новаторская, как и в «Бурлаках», но гораздо более сложная, не могла быть решена с таким блеском, если бы Репин не опирался на опыт, накопленный в этой области Академией. В картине Репина действуют представители различных социальных слоев России 80-х годов - начиная от помещиков и купечества, кончая крестьянской беднотой.

продолжение...


"Не знаю других областей искусства, но живопись у теперешних французов - так глупа, так пуста, что сказать страшно. Собственно, сама живопись талантлива, но одна живопись, содержания никакого... Для этих художников жизни не существует, она их не трогает. Идеи их дальше картинной лавочки не поднимаются". (И.Е.Репин о французской живописи)

* * *

www.ilya-repin.ru, Илья Ефимович Репин, 1844-1930, olga(a)ilya-repin.ru

Rambler's Top100