на главную страницу            

   На главную    

   Биография

   Живопись

   Иван Грозный   
   Крестный ход   
   Запорожцы   
   Портреты   
   Приплыли   

   Графика

   О рисунках

   Лев Толстой

   Воспоминания

   Арт критика:    

   Шер   
   Бенуа   
   Иванов   
   Грабарь   
   Волынский   
   Кириллина   

   В "Пенатах"

    Репин и ТПХВ 

   Репин в Питере

   Письма Репина

   Статьи Репина

   Приложение

   Публикации

   Хронология

   Фото архив    

   Гостевая

   Музеи

Илья Репин

   Илья Репин
   1880-е годы

Илья Репин

   Илья Репин
   1910-е годы
   
  
   

Первая страница
Вторая страница
 Третья страница 
Четвер страница
Пятая страница
Шестая страница
Седьма страница

   


Илья Репин в товариществе Передвижных выставок. Репин и ТПХВ

Когда в 1873 году Репин как пенсионер Академии уезжает за границу (это право дала ему большая золотая медаль за конкурсную картину «Дочь Иаира»), он все же остается тесно связанным с жизнью России. Не только переписка с Крамским и Стасовым служит этой связью (переписка эта представляет один из самых замечательных человеческих документов России XIX века). Посетив Италию, Репин оседает в Париже, где в это время живет и работает целая колония передвижников (будущих и настоящих) - В.Поленов, К.Савицкий, А.Боголюбов и другие. Побывали в эти годы в Париже И.Крамской и В.Стасов. Показательно, что, как и Перов, Клодт и Шишкин, Репин зачастую тяготится своим отрывом от родины и возвращается раньше срока в Россию. По непосредственным результатам его пребывание за границей оказалось малопродуктивным - так полагал и сам Репин. Он с трудом довел до конца задуманную во Франции картину «Парижское кафе» (1875) - очень уж чужда была ему жизнь парижских бульваров. Неудача постигла Репина и в работе над картиной «Садко» (1875-1876, Государственный Русский Музей). Картина вышла холодной и бесстрастной. Язык аллегории, для воплощения очень важной для художника идеи, был чужд ему.

Однако пребывание за границей имело и свои положительные стороны: широкое знакомство с подлинниками мировой классики и с современным западным искусством было очень важно для дальнейшего роста Репина как художника. Он искал то, что было близко его творческой индивидуальности. К современному французскому искусству он относился двойственно. Его не удовлетворяла поверхностность многих полотен, но он очень серьезно стремился отдать себе отчет в том новом, что он встречал на выставках во Франции, в частности у импрессионистов.

Полезны были для роста Репина как живописца недели, проведенные в Веле, в Нормандии, - здесь художник писал этюды на пленэре. Но в целом жизнь во Франции его томила. В 1876 году он вернулся на родину - сначала в Чугуев, затем в Москву и, наконец, в Петербург. В этот период, вплоть до персональной выставки в 1891 году, ознаменовавшей двадцатилетие творческой деятельности Репина, было создано большинство наиболее известных произведений художника. О творческом расцвете Репина говорила необычайная значительность его произведений, из года в год появлявшихся на выставках. На такое огромное напряжение и полноту творческих сил указывают следующие данные: на 6-й выставке Репин наряду с другими работами показал «Протодиакона» и этюд «Мужичка из робких»; на 7-й - картину «Царевна Софья Алексеевна в Новодевичьем монастыре в 1698 году»; на 8-й - «Проводы новобранца»; на 9-й - портреты Мусоргского, Писемского, Ге, картину «Вечерницы»; на 10-й - целый цикл портретов, «Героя минувшей войны» и «Горбуна». В то же время Репин нашел в себе силы создать и показать на XI выставке картину, потребовавшую долгих лет подготовительного труда, - «Крестный ход в Курской губернии»; на XII - «Не ждали» и целый цикл превосходных портретов; на XIII - «Ивана Грозного и сына его Ивана» и снова портреты.

Немало работ миновало в эти годы (по тем или иным причинам) передвижные выставки. Сюда относятся «Арест пропагандиста», «Отказ от исповеди», «Сходка», которые были показаны зрителю только на персональной выставке Репина в 1891 году. Сюда же относится и работа над последней капитальной исторической картиной Репина - «Запорожцы». Начатая в 1878 году, она впервые была показана зрителю на персональной выставке, которая как бы подвела итог целой эпохе в творческом развитии Репина. Наконец, в эти годы было создано великое множество рисунков, книжных иллюстраций, театральных декораций и даже предприняты опыты в области скульптуры.
Произведения этого периода можно условно разбить на четыре группы. В ряде картин, рисунков, как и в «Бурлаках», действуют люди из трудовых низов, из гущи народных масс. Картины другой группы непосредственно связаны с проблемами освободительного движения и содержат образы радикальной, революционно настроенной интеллигенции. К третьей можно отнести картины исторического характера и к четвертой - портреты. Но произведения Репина, к каким бы группам они ни относились, объединены жадным любопытством к жизни народа, объединены темой человека во всей его индивидуальной неповторимости и сложности его психологии, его духовного мира.

Тема народа с особой силой прозвучала в монументальном полотне Репина «Крестный ход в Курской губернии» (1880-1883, Государственная Третьяковская Галерея), одном из наиболее совершенных произведений художника и всей русской реалистической демократической школы живописи второй половины XIX века.
Параллельно работе над «Крестным ходом» Репин выступал с другими произведениями, что отнюдь не тормозило созревание замысла «Крестного хода», а, наоборот, помогало углубить и воплотить его наиболее полно. В картине «Явленная икона» (1876, Государственный Русский Музей), изобразив «Крестный ход» происходящим в условиях патриархальной глуши, Репин приходит в дальнейшем к изображению крестного хода вблизи современного ему большого губернского города, что открывало гораздо большие возможности для решения тех широких задач, которые его воодушевляли.
Сюжеты массовых религиозных процессий были популярны у передвижников и их предшественников. Вспомним «Сельский крестный ход на пасхе» Перова, «Молебствие на поле о ниспослании дождя» Мясоедова, «Встречу иконы» Савицкого. После Репина тему крестного хода разрабатывал Прянишников. В конце 70-х-90-х годах к этой теме вернулся Савицкий.

Частое обращение художников передвижнического лагеря к сюжету церковной процессии было вызвано отнюдь не интересом к религии. Причина популярности этой темы заключается в возможности вывести народ на улицу, показать его вне узких бытовых рамок, не в семейных, а в общественных связях.
В изображении религиозно-церковных процессий наблюдается тяга к «гражданскому эпосу» (как характеризовал Писарев тягу к роману в литературе). В «Крестном ходе» Перова действует только несколько персонажей - в названных полотнах Савицкого и Мясоедова уже целые толпы, у Репина - огромный народный поток. «Крестный ход» - это грандиозный по охвату современной действительности изобразительный эпос, он вызывает ассоциации с произведениями Гоголя, Щедрина, Толстого и другими величайшими творениями.
Ни в одной картине передвижников не были использованы с такой полнотой, как в «Крестном ходе», художественные завоевания предшествующих лет. Репин шел в своей картине от наследия Федотова и А.Иванова. Он учитывал также опыт создания многофигурных композиций и своими товарищами передвижниками.
Немаловажную роль сыграли здесь и зарубежные впечатления Репина - изучение произведений старых и современных мастеров.
Кроме того, общая композиция картины, столь же новаторская, как и в «Бурлаках», но гораздо более сложная, не могла быть решена с таким блеском, если бы Репин не опирался на опыт, накопленный в этой области Академией. В картине Репина действуют представители различных социальных слоев России 80-х годов - начиная от помещиков и купечества, кончая крестьянской беднотой.

продолжение...


"Репин и теперь все еще в полном расцвете сил и мастерства. Но, увы - ожидать от него новых слов нечего. Он все сказал, он весь без утайки предстал перед нами, и теперь уже можно сказать решительное слово об этом большом художнике. Можно, но в то же время опасно, так как, без сомнения, мы, современники, находимся в самых невыгодных для правильной оценки условиях. Наш приговор фатально будет несправедливым и односторонним. Нет достаточной отдаленности, чтоб судить о настоящей величине Репина, нет достаточного спокойствия, чтоб беспристрастно говорить о художнике, который благодаря своей чрезмерной впечатлительности и нервности так часто менял свое отношение к молодому искусству, переходя от ярой защиты его к беспощадной вражде." (А.Н.Бенуа)

* * *

www.ilya-repin.ru, Илья Ефимович Репин, 1844-1930, olga(a)ilya-repin.ru

Rambler's Top100