на главную страницу            

   На главную    

   Биография

   Живопись

   Иван Грозный   
   Крестный ход   
   Запорожцы   
   Портреты   
   Приплыли   

   Графика

   О рисунках

   Лев Толстой

   Воспоминания

   Арт критика:    

   Шер   
   Бенуа   
   Иванов   
   Грабарь   
   Волынский   
   Кириллина   

    В "Пенатах" 

   Репин и ТПХВ

   Репин в Питере

   Письма Репина

   Статьи Репина

   Приложение

   Публикации

   Хронология

   Фото архив    

   Гостевая

   Музеи

Илья Репин

   Илья Репин
   1880-е годы

Илья Репин

   Илья Репин
   1910-е годы
   
  
   

Усадьба "Пенаты":

Первая страница
Вторая страница
 Третья страница 

   


Усадьба Репина "Пенаты". Последний период творчества, страница 3

В «Пенатах» Репин снова начал работать над начатой еще в 1870-х годах картиной «Крестный ход в дубовом лесу», написал новые варианты картин «Иван Грозный и сын Иван» («Сыноубийца». 1909) и «Дуэль» («Поединок». 1913). Было написано несколько десятков портретов, а также картины «На разведке» (1904), «Манифестация 17 октября 1905 года» (1907-1911), «В осажденной Москве» и «Защитники Москвы» (1912), «Козьма Крючков» и «Бельгийский король Альберт в бою» (1914-1915), «В атаку с сестрой» (1915-1917) и «Пушкин на набережной Невы». Последняя картина простояла у художника в работе более тридцати лет. Судьба творца, психология художественного творчества - эти темы постоянно интересовали Репина. Он всегда охотно писал портреты артистов, художников, музыкантов, писателей. Изобразить работу мысли, неуловимые приметы вдохновения, чуда, которое предшествует рождению художественного образа, - та «синяя птица», которую стремился настигнуть художник. Стремление воплотить образы художников недавнего прошлого было предметом мучений художника, его надежд и разочарований. В столетнюю годовщину рождения Гоголя Репин написал трагическое полотно, на котором изобразил писателя сжигающим рукопись второго тома «Мертвых душ» («Самосожжение Гоголя». 1909). В 1910 году по заказу лицейского общества Репин приступил к работе над картиной «А.С.Пушкин на акте в Лицее 8 января 1815 года». Художник настолько увлекся, что вместо предполагавшегося маленького эскиза стал писать картину на большом холсте, с фигурами в натуральную величину. Однако, увидев недоумение своих заказчиков, написал для Лицея другой холст, значительно меньшего размера. (Эта хорошо известная картина находится во Всесоюзном музее А.С.Пушкина.). Однако Репин не оставил и первоначального своего замысла. Этот первый вариант был показан на передвижной выставке, вызвал множество разноречивых откликов, вернулся в мастерскую художника и позднее попал в Чехословакию.

Гораздо сложнее протекала работа над другим «пушкинским» холстом, который остался в «Пенатах» и стоит на мольберте в мастерской. Репин задумал изобразить фигуру Пушкина к столетию его рождения и написал большой холст, очень декоративный и эффектный. Картина всем нравилась, но Репин был ею недоволен и вскоре совершенно переписал фигуру. В последующие годы Пушкин на репинском холсте постоянно менялся. Фотографии донесли до нас по крайней мере семь-восемь разных изображений. К 1910 году образ поэта принял трагический оттенок. Картина стала называться «Пушкин на набережной Невы. 1835 год». Закатное солнце осветило лицо и верхнюю часть фигуры, а фоном стала Петропавловская крепость. После этого было еще несколько редакций, причем все изменения происходили на одном холсте, так что краска ложилась уже толстым слоем. Репин ее соскабливал и писал тут же другой вариант. Менялись настроения Репина, менялся и его «Пушкин». «Я в отчаянии: мой заколдованный клад - Пушкин более 15 лет не дается мне... Вот, вот, кажется, настукал... И вдруг все рухнет в сторону, и клад опять провалился» - так писал Репин в 1910 году, а в 1917 году снова: «И несмотря на то что я ясно, за 20 лет, привык не надеяться на удачу, я бросаюсь на приступ этого очаровательного араба...» В 1925 году: «А „Пушкин" все еще не кончен». Еще и в 1930 году Репин пытался переделывать Пушкина. Он как будто не хотел расставаться с «возлюбленным поэтом». В конце концов Репин приблизился к тому настроению, какое пронизывало вариант 1910 года, и многотрудный этот холст стал памятником и Пушкину, и Репину.

Несмотря на свое вынужденное затворничество в «Пенатах» после 1918 года, Репин не оставлял работы в мастерской, и спасеньем его ото всех бед была живопись. Он закончил «Крестный ход в дубовом лесу», написал коллективный портрет финских художников, музыкантов и писателей, несколько картин на евангельские сюжеты. Приехавшие в 1926 году к Репину художники из Советской России во главе с И.И.Бродским единодушно отметили необычность композиционного решения и живописную выразительность новой картины Репина «Голгофа». Художник был очень рад приезду Бродского, в недавнем прошлом своего ученика. С интересом расспрашивал его обо всем, но ехать на родину не решился: Репин был стар, боялся оставить обжитую мастерскую, где в свои 82 года еще задумал написать новую картину. Работу он начал секретно от всех. Посвящалась картина памяти любимого композитора Репина М.П.Мусоргского. Изображены были запорожцы, пляшущие гопак. Тут же Репин написал бивачный костер и фигуры перепрыгивающих через огонь. «Гопак» стал третьей картиной, изображающей так полюбившихся художнику «лыцарей духа», как они сами себя называли. В такой неунывающей компании, с улыбкой благодарности судьбе подходил художник к финалу. Он заранее распорядился, где и как его следует похоронить, а распорядившись, продолжал работу и даже в последние свои минуты, в забытьи, еще водил рукою в воздухе, как бы работая кистью.

Похоронен И.Е.Репин в парке усадьбы, который был создан его руками и по его замыслам. Когда приобреталась усадьба, участок представлял собою чахлый лесок, расположенный в болотистых низинках. Участок пришлось осушать, для этого в будущем парке было вырыто пять прудов. Все они соединяются небольшими протоками, которые, причудливо вливаясь в существовавшие здесь ручьи, выходят к заливу. Когда в 1914 году пробурили артезианский колодец, он стал питать пруды чистой водой. В первые годы существования усадьбы вдоль парка были проложены две длинные параллельные дорожки. Одну из них, начинавшуюся сразу от резных ворот, засадили березами, другую, проведенную от дома, - молодыми елями (ее Репин назвал аллеей Пушкина). Создавая свой парк-сад, хозяева «Пенатов» старались использовать особенности пейзажа этих суровых мест. Большие валуны, каких много на здешних полях, в лесу и на берегу, уложенные в живописные группы, стали украшением сада. Рядом с домом были разбиты клумбы, где цвели флоксы, душистый табак, лилии, посажены были сирень, жасмин, калина, шиповник. Берега прудов укреплены булыжником, у воды выросли ивы. Дорожки в парке тоже мостили мелкими камешками с моря. Через протоки прудов и канавы перекинуты деревянные мостики с перилами. Некоторые мостики сложены из дикого камня. В разное время в разных местах парка, на горках и в низинах были поставлены деревянные беседки, декорированные резьбой и ярко раскрашенные. И снова дикий местный камень становился и фундаментом, и ступеньками. Каждый уголок парка был как-нибудь назван, но названия быстро менялись. Сад «Пенатов» тоже достопримечательность, и бывавшие здесь гости связывали его с творческой индивидуальностью Репина. Нас же не перестают восхищать внимательность и такт, с которыми Репин преобразовал бросовую землю, не нарушив ни в чем природного равновесия. В трудные 1920-е годы парк постепенно приходил в запустение. Дорожки зарастали, беседки разрушались. Один из прудов был засыпан. На образовавшемся участке разбили огород. Однако в целом парк сохранил свой облик до 1940 года, когда был открыт музей. В 1977 году в усадьбе производились большие реставрационные работы, в парке открылись новые памятные уголки.
Если случится вам побывать в усадьбе «Пенаты», отнеситесь внимательно ко всякой мелочи, ко всякому цветку, что растет на земле, по которой ходил художник.

Усадьба Пенаты, начало...


   Реклама:
   » 

"Отсутствие в Репине при полной его сбитости и, мы бы сказали, податливости истинной, «перовской» силы обличителя и рассказчика способствовало прежде тому, что мы его особенно любили. Именно благодаря отсутствию этой силы мы мало обращали внимания на те рассказы и уроки, которые он вкладывал в свои картины." (А.Н.Бенуа)

* * *

www.ilya-repin.ru, Илья Ефимович Репин, 1844-1930, olga(a)ilya-repin.ru

Rambler's Top100