на главную страницу            

   На главную    

   Биография

   Живопись

   Иван Грозный   
   Крестный ход   
   Запорожцы   
   Портреты   
   Приплыли   

   Графика

   О рисунках

   Лев Толстой

   Воспоминания

   Арт критика:    

   Шер   
   Бенуа   
   Иванов   
   Грабарь   
   Волынский   
   Кириллина   

    В "Пенатах" 

   Репин и ТПХВ

   Репин в Питере

   Письма Репина

   Статьи Репина

   Приложение

   Публикации

   Хронология

   Фото архив    

   Гостевая

   Музеи

Илья Репин

   Илья Репин
   1880-е годы

Илья Репин

   Илья Репин
   1910-е годы
   
  
   

Усадьба "Пенаты":

Первая страница
 Вторая страница 
Третья страница

   


Репин в усадьбе "Пенаты". Последний период творчества, страница 2

Нередкими в «Пенатах» были литературно-художественые «среды». После осмотра мастерской и знакомства с новыми картинами художника приглашенные оставались обедать. Обеды в «Пенатах» были не совсем обычные. Они приготовлялись только из растительных продуктов. В то время вегетарианство было довольно распространено. В середине прошлого века появилась статья профессора А.Н.Бекетова «Питание человека в его настоящем и будущем», в которой ученый излагал основы питания растительной пищей, объясняя полезность «безубойных» продуктов. Большое впечатление произвела в свое время на Репина и моральная проповедь Л.Н.Толстого, считавшего, что человек может и должен стать лучше, отучившись убивать другое живое существо для своей пользы. Вегетарианство в «Пенатах» было то строгим, то смягченным, и лишь в 1918 году, когда стало очень трудно с продуктами, Репин перешел на обычную пищу. Его любимым блюдом был, по словам Чуковского, картофель с подсолнечным маслом. Сохранилось много фотографий круглого репинского стола. Он оригинален и удобен. Сделан стол в 1909 году по рисункам Репина, после того как они с Нордман пересмотрели множество конструкций. Стол двухъярусный, с поворачивающейся центральной частью. Туда составлялось заранее все подаваемое к обеду, и каждый мог, потянув за ручку подвижную середину, приблизить к себе то, что ему хотелось. Чтобы не было лишней суматохи, чистую посуду тоже ставили заранее, и каждый мог сам взять нужное; использованную посуду составляли в нижние выдвижные ящики стола. Так была решена проблема обслуживания гостей, а помогавшие по дому люди обедали вместе со всеми.

В «Пенатах» не было прислуги в тогдашнем понимании этого слова, когда служившие в доме расценивались как его принадлежность. Прислуга приходила в определенные дни и часы, имела выходные. По воскресеньям в усадьбе устраивались кооперативные собрания. «Бывают тут же, - писал Репин, - импровизированные лекции по разным вопросам; танцы под гармонику и балалайки...» Идее общинного устройства он остался верен до конца дней. Репин даже написал устав кооперации, где отмечал: «Главная цель кооперации - просвещение и полезные развлечения». Далее он предлагал «зорко блюсти, чтобы впоследствии практические люди не отклонились бы от этой просветительской цели и не свели бы этого просветительного учреждения на материальные и корыстные предприятия».
Кооператоры собирались обычно в репинском парке, на просторной лужайке, называемой «площадью Гомера». Там была построена на некотором возвышении беседка, служившая одновременно и эстрадой, и кафедрой («Храм Озириса и Изиды»).

Среди многочисленных фотографий, запечатлевших репинских гостей в его доме, есть снимок, где мы видим молодого В.В.Маяковского, стоящего рядом с Чуковским в столовой «Пенатов». Репин впервые увидел Маяковского в июне 1915 года и сразу оценил талант поэта, однако в своем представлении никак не мог связать его с искусством футуристов. Поэтому и заявил тут же, что футуристом Маяковского не считает. Репину нравилось, что Маяковский много рисует. Между ними даже произошла своеобразная дуэль: они одновременно рисовали друг друга. Репин вообще любил работать в компании с другими художниками, радуясь малейшему успеху другого и в самых восторженных выражениях восхваляя собрата по искусству. Но главная его работа совершалась вдали от посторонних глаз. Истинной его жизнью были часы, которые он отдавал любимому делу. Первоначально Репин работал в той комнате, которая затем превратилась в столовую со знаменитым круглым столом. Здесь была начата картина «Черноморская вольница», но в 1906 году она заняла место на мольберте в центральной части только что отстроенной на втором этаже мастерской.

Новая картина Репина была посвящена запорожцам, но в отличие от прежней, где запорожцы изображены смеющимися, здесь они погружены в тяжелые раздумья. Это не покажется странным, если знать, что картина писалась в 1904-1908 годах. И не было случайным то, что выдающийся русский художник пришел к необходимости создания картины, рисующей те события русской истории, когда народ пытался бороться за свою свободу, изобразив даже не саму борьбу, а ее героев в трагические минуты раздумий. Репин представил запорожских казаков в момент ожидания близкой смерти, когда, возвращаясь после набега на турецкие берега, они были застигнуты в Черном море сильнейшей бурей. Все оттенки человеческих переживаний представлены Репиным - от лихой удали до тихого отчаяния. В «Пенатах» сохранились подготовительные работы к картине: маленький эскиз, этюд крестящегося в запорожской бурке, а также несколько превосходных рисунков отдельных персонажей. Сама же картина неизвестна широкому зрителю - в 1919 году после многочисленных переделок (Репин менял композицию, переписывал фигуры) она оказалась в одной из частных коллекций Швеции.

Помимо работы над новыми произведениями Репин часто возвращался к старым сюжетам. В «Пенатах» он снова писал начатую еще в 1870-х годах картину «Крестный ход в дубовом лесу», написал новые варианты картин «Иван Грозный и сын Иван» («Сыноубийца». 1909) и «Дуэль» («Поединок». 1913). Было написано несколько десятков портретов, а также картины «На разведке» (1904), «Манифестация 17 октября 1905 года» (1907-1911), «В осажденной Москве» и «Защитники Москвы» (1912), «Козьма Крючков» и «Бельгийский король Альберт в бою» (1914-1915), «В атаку с сестрой» (1915-1917) и «Пушкин на набережной Невы». Последняя картина простояла у художника в работе более тридцати лет. Судьба творца, психология художественного творчества - эти темы постоянно интересовали Репина. Он всегда охотно писал портреты артистов, художников, музыкантов, писателей. Изобразить работу мысли, неуловимые приметы вдохновения, чуда, которое предшествует рождению художественного образа, - та «синяя птица», которую стремился настигнуть художник. Стремление воплотить образы художников недавнего прошлого было предметом мучений художника, его надежд и разочарований. В столетнюю годовщину рождения Гоголя Репин написал трагическое полотно, на котором изобразил писателя сжигающим рукопись второго тома «Мертвых душ» («Самосожжение Гоголя». 1909). В 1910 году по заказу лицейского общества Репин приступил к работе над картиной «А.С.Пушкин на акте в Лицее 8 января 1815 года». Художник настолько увлекся, что вместо предполагавшегося маленького эскиза стал писать картину на большом холсте, с фигурами в натуральную величину. Однако, увидев недоумение своих заказчиков, написал для Лицея другой холст, значительно меньшего размера. (Эта хорошо известная картина находится во Всесоюзном музее А.С.Пушкина.). Однако Репин не оставил и первоначального своего замысла. Этот первый вариант был показан на передвижной выставке, вызвал множество разноречивых откликов, вернулся в мастерскую художника и позднее попал в Чехословакию.

окончание...


   Реклама:
   »  https://uniqlo-u.ru nationale frustration masculin marimekko uniqlo.

"Мой главный принцип в живописи: плоть и материя как таковая. Мне нет дела до особенных красок, красивого колорита, изящных мазков и виртуозности кисти. Я всегда преследовал суть: тело как тело. Правда так правда." (Репин И.Е.)

* * *

www.ilya-repin.ru, Илья Ефимович Репин, 1844-1930, olga(a)ilya-repin.ru

Rambler's Top100