на главную страницу            

   На главную    

   Биография

   Живопись

   Иван Грозный   
   Крестный ход   
   Запорожцы   
   Портреты   
   Приплыли   

   Графика

   О рисунках

   Лев Толстой

   Воспоминания

   Арт критика:    

   Шер   
   Бенуа   
   Иванов   
   Грабарь   
   Волынский   
   Кириллина   

    В "Пенатах" 

   Репин и ТПХВ

   Репин в Питере

   Письма Репина

   Статьи Репина

   Приложение

   Публикации

   Хронология

   Фото архив    

   Гостевая

   Музеи

Илья Репин

   Илья Репин
   1880-е годы

Илья Репин

   Илья Репин
   1910-е годы
   
  
   

Усадьба "Пенаты":

Первая страница
 Вторая страница 
Третья страница

   


Репин в усадьбе "Пенаты". Последний период творчества, страница 2

Нередкими в «Пенатах» были литературно-художественые «среды». После осмотра мастерской и знакомства с новыми картинами художника приглашенные оставались обедать. Обеды в «Пенатах» были не совсем обычные. Они приготовлялись только из растительных продуктов. В то время вегетарианство было довольно распространено. В середине прошлого века появилась статья профессора А.Н.Бекетова «Питание человека в его настоящем и будущем», в которой ученый излагал основы питания растительной пищей, объясняя полезность «безубойных» продуктов. Большое впечатление произвела в свое время на Репина и моральная проповедь Л.Н.Толстого, считавшего, что человек может и должен стать лучше, отучившись убивать другое живое существо для своей пользы. Вегетарианство в «Пенатах» было то строгим, то смягченным, и лишь в 1918 году, когда стало очень трудно с продуктами, Репин перешел на обычную пищу. Его любимым блюдом был, по словам Чуковского, картофель с подсолнечным маслом. Сохранилось много фотографий круглого репинского стола. Он оригинален и удобен. Сделан стол в 1909 году по рисункам Репина, после того как они с Нордман пересмотрели множество конструкций. Стол двухъярусный, с поворачивающейся центральной частью. Туда составлялось заранее все подаваемое к обеду, и каждый мог, потянув за ручку подвижную середину, приблизить к себе то, что ему хотелось. Чтобы не было лишней суматохи, чистую посуду тоже ставили заранее, и каждый мог сам взять нужное; использованную посуду составляли в нижние выдвижные ящики стола. Так была решена проблема обслуживания гостей, а помогавшие по дому люди обедали вместе со всеми.

В «Пенатах» не было прислуги в тогдашнем понимании этого слова, когда служившие в доме расценивались как его принадлежность. Прислуга приходила в определенные дни и часы, имела выходные. По воскресеньям в усадьбе устраивались кооперативные собрания. «Бывают тут же, - писал Репин, - импровизированные лекции по разным вопросам; танцы под гармонику и балалайки...» Идее общинного устройства он остался верен до конца дней. Репин даже написал устав кооперации, где отмечал: «Главная цель кооперации - просвещение и полезные развлечения». Далее он предлагал «зорко блюсти, чтобы впоследствии практические люди не отклонились бы от этой просветительской цели и не свели бы этого просветительного учреждения на материальные и корыстные предприятия».
Кооператоры собирались обычно в репинском парке, на просторной лужайке, называемой «площадью Гомера». Там была построена на некотором возвышении беседка, служившая одновременно и эстрадой, и кафедрой («Храм Озириса и Изиды»).

Среди многочисленных фотографий, запечатлевших репинских гостей в его доме, есть снимок, где мы видим молодого В.В.Маяковского, стоящего рядом с Чуковским в столовой «Пенатов». Репин впервые увидел Маяковского в июне 1915 года и сразу оценил талант поэта, однако в своем представлении никак не мог связать его с искусством футуристов. Поэтому и заявил тут же, что футуристом Маяковского не считает. Репину нравилось, что Маяковский много рисует. Между ними даже произошла своеобразная дуэль: они одновременно рисовали друг друга. Репин вообще любил работать в компании с другими художниками, радуясь малейшему успеху другого и в самых восторженных выражениях восхваляя собрата по искусству. Но главная его работа совершалась вдали от посторонних глаз. Истинной его жизнью были часы, которые он отдавал любимому делу. Первоначально Репин работал в той комнате, которая затем превратилась в столовую со знаменитым круглым столом. Здесь была начата картина «Черноморская вольница», но в 1906 году она заняла место на мольберте в центральной части только что отстроенной на втором этаже мастерской.

Новая картина Репина была посвящена запорожцам, но в отличие от прежней, где запорожцы изображены смеющимися, здесь они погружены в тяжелые раздумья. Это не покажется странным, если знать, что картина писалась в 1904-1908 годах. И не было случайным то, что выдающийся русский художник пришел к необходимости создания картины, рисующей те события русской истории, когда народ пытался бороться за свою свободу, изобразив даже не саму борьбу, а ее героев в трагические минуты раздумий. Репин представил запорожских казаков в момент ожидания близкой смерти, когда, возвращаясь после набега на турецкие берега, они были застигнуты в Черном море сильнейшей бурей. Все оттенки человеческих переживаний представлены Репиным - от лихой удали до тихого отчаяния. В «Пенатах» сохранились подготовительные работы к картине: маленький эскиз, этюд крестящегося в запорожской бурке, а также несколько превосходных рисунков отдельных персонажей. Сама же картина неизвестна широкому зрителю - в 1919 году после многочисленных переделок (Репин менял композицию, переписывал фигуры) она оказалась в одной из частных коллекций Швеции.

Помимо работы над новыми произведениями Репин часто возвращался к старым сюжетам. В «Пенатах» он снова писал начатую еще в 1870-х годах картину «Крестный ход в дубовом лесу», написал новые варианты картин «Иван Грозный и сын Иван» («Сыноубийца». 1909) и «Дуэль» («Поединок». 1913). Было написано несколько десятков портретов, а также картины «На разведке» (1904), «Манифестация 17 октября 1905 года» (1907-1911), «В осажденной Москве» и «Защитники Москвы» (1912), «Козьма Крючков» и «Бельгийский король Альберт в бою» (1914-1915), «В атаку с сестрой» (1915-1917) и «Пушкин на набережной Невы». Последняя картина простояла у художника в работе более тридцати лет. Судьба творца, психология художественного творчества - эти темы постоянно интересовали Репина. Он всегда охотно писал портреты артистов, художников, музыкантов, писателей. Изобразить работу мысли, неуловимые приметы вдохновения, чуда, которое предшествует рождению художественного образа, - та «синяя птица», которую стремился настигнуть художник. Стремление воплотить образы художников недавнего прошлого было предметом мучений художника, его надежд и разочарований. В столетнюю годовщину рождения Гоголя Репин написал трагическое полотно, на котором изобразил писателя сжигающим рукопись второго тома «Мертвых душ» («Самосожжение Гоголя». 1909). В 1910 году по заказу лицейского общества Репин приступил к работе над картиной «А.С.Пушкин на акте в Лицее 8 января 1815 года». Художник настолько увлекся, что вместо предполагавшегося маленького эскиза стал писать картину на большом холсте, с фигурами в натуральную величину. Однако, увидев недоумение своих заказчиков, написал для Лицея другой холст, значительно меньшего размера. (Эта хорошо известная картина находится во Всесоюзном музее А.С.Пушкина.). Однако Репин не оставил и первоначального своего замысла. Этот первый вариант был показан на передвижной выставке, вызвал множество разноречивых откликов, вернулся в мастерскую художника и позднее попал в Чехословакию.

окончание...


   Реклама:
   »  http://www.private-stroy.ru рассчитать стоимость строительства коттеджа

"Не знаю других областей искусства, но живопись у теперешних французов - так глупа, так пуста, что сказать страшно. Собственно, сама живопись талантлива, но одна живопись, содержания никакого... Для этих художников жизни не существует, она их не трогает. Идеи их дальше картинной лавочки не поднимаются". (И.Е.Репин о французской живописи)

* * *

www.ilya-repin.ru, Илья Ефимович Репин, 1844-1930, olga(a)ilya-repin.ru

Rambler's Top100