на главную страницу            

   На главную    

   Биография

   Живопись

   Иван Грозный   
   Крестный ход   
   Запорожцы   
   Портреты   
   Приплыли   

   Графика

   О рисунках

   Лев Толстой

   Воспоминания

   Арт критика:    

   Шер   
   Бенуа   
   Иванов   
   Грабарь   
   Волынский   
    Кириллина 

   В "Пенатах"

   Репин и ТПХВ

   Репин в Питере

   Письма Репина

   Статьи Репина

   Приложение

   Публикации

   Хронология

   Фото архив    

   Гостевая

   Музеи

Илья Репин

   Илья Репин
   1880-е годы

Илья Репин

   Илья Репин
   1910-е годы
   
  
   

Первая страница
Вторая страница
 Третья страница 
Четвер страница
Пятая страница

   


Ольга Кириллина. Биографический очерк о жизни и творчестве Репина, стр.3

Картина «Крестный ход в Курской губернии» - одна из высочайших вершин русского демократического искусства. Она захватывает совершенной правдивостью, но эта правдивость заключает в себе, наряду с верностью факта, верность суждения о нем. Репин выступил как представитель народных интересов. Ему близки и понятны переживания и чаяния простых людей. Народ не был для него безликой массой. Он наблюдал все это, сам затерявшись в толпе и слившись с ней. Он испытывал чувство негодования к жандармам и урядникам, палками и нагайками ограждающим представителей привилегированных классов от народа. В картине все взято из жизни, все характерно: событие, люди, пейзаж. С огромной силой проявилось великое мастерство Репина в умении объединить наблюдения над людьми и природой, показывать жизнь в нерасторжимой целостности ее образа. После появления на выставке «Крестного хода» Репин был признан крупнейшим художником своего времени. Но сам, никогда не успокаиваясь на достигнутом, он обладал поразительным свойством замечать только хорошее в товарищах и постоянно оставаться недовольным собой.

Репин - один из немногих художников, в творчестве которых нашла свое прямое отражение героика русского революционного движения. Необыкновенно чутко умел Репин увидеть и запечатлеть на полотне различные стороны русской действительности того времени. Способность заметить робкие ростки нового явления, вернее, даже почувствовать их, определить неясные, на первый взгляд, скрытые изменения в общем течении событий - все это особенно ясно сказалось в линии творчества Репина, посвященной русскому революционному движению. Первым произведением на эту тему был упоминавшийся эскиз «По грязной дороге», написанный сразу по возвращении из Парижа. В 1878 году художник создал первый вариант «Ареста пропагандиста». В деревенской избе идет обыск. С грустью думает арестованный о крушении своей мечты. Крестьяне, которым он в жертву принес свою жизнь, не поняли его. Очевидно, неудовлетворенный чем-то в картине, Репин еще раз вернулся к той же теме. С 1880 по 1892 год он работал над новым вариантом, более строгим, сдержанным и выразительным... Народу немного. Злобно посматривают на пропагандиста крестьяне, сгрудившиеся в левом дальнем углу избы. Удерживает глухую ярость и арестованный, одетый в пылающую красным цветом рубаху. Его держат жандарм и крестьянин. Выражая презрение к офицеру, который производит обыск, арестованный не смотрит в его сторону. В проем двери, ведущей в соседнюю комнату, видно испуганное женское лицо, а рядом злорадный сыщик, нашедший большую пачку листовок. Картина вполне закончена композиционно и технически.
Второй вариант «Ареста пропагандиста» говорит о возросшем мастерстве художника, его зрелости - и творческой и идейной. Если в первом варианте он сочувственно, с болью в сердце создавал образ своего героя, то теперь Репин эту сцену увидел как бы со стороны, понимая всю неизбежность происходящего. Интересно, что Репин, тепло изображая революционера, чутьем большого художника, хорошо знающего жизнь, показал не только романтику «хождения в народ», но и разобщенность этого движения с народом. Продолжая работать над созданием образа революционера, в 1879-1885 годах Репин писал картину «Отказ от исповеди». Ужасом и мраком веет от сырой тюремной камеры. Все черно. К узнику, ожидающему с рассветом казни, спустился священник, в надежде смирить бунтаря доводами веры. Но он встретил не сломленного, а по-прежнему гордого, уверенного в своей правоте человека. Зябко кутаясь в арестантский халат, узник сидит на краю тюремной койки и, повернув голову, с презрением и ненавистью смотрит на вошедшего священника, который вырисовывается во мраке едва различимым силуэтом. Холодно поблескивает крест в его руках.
«Отказ от исповеди» - одно из наиболее глубоких по содержанию художественных произведений Репина. Однако художник вынашивает план развития идеи, заложенной в картине, и в 1897 году пишет еще один Софью Перовскую и других революционеров. Это желание- увидеть на полотне конкретных людей - лишний раз подчеркивает, насколько характерны образы, как верно схвачен общий дух времени и настроение подобных сходок. Величие Репина раскрылось, прежде всего, в произведениях на темы современной жизни. Но существенную грань его творчества составляют картины на сюжеты из русской истории. Обладая глубокой психологической экспрессией, они не являются историческими в полном значении этого слова. Прошлое привлекало Репина не столько с позиций стремления познать его, сколько ради того, чтобы отыскать в прошлом параллели современным событиям и драматическим ситуациям.
Первое историческое произведение - «Царевна Софья» - потребовало от художника много сил и труда. Задумав его, он потратил немало времени на изучение быта и костюмов той эпохи. Желая реально почувствовать психологическое состояние царевны, художник не раз бывал в Новодевичьем монастыре, где она томилась в заточении после подавления восстания стрельцов, которых она вдохновила на мятеж. Репин изобразил царевну Софью в мрачной и тесной келье, где мерцают в глубине оклады икон. На их фоне вырастает могучая фигура Софьи. Она металась по келье, и теперь, после свершения казни над стрельцами, при виде повешенного против окна одного из них, она застыла в немой ярости, прислонясь в бессилии к столу. Неукротимый характер старшей сестры Петра I, ее необузданный темперамент контрастирует с робостью забитой послушницы, находящейся в келье.
Самое значительное историческое произведение Репина - «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года». Исторический факт, происшедший в XVI веке, взволновал Репина не случайно. Картина была задумана в годы реакции, когда царское правительство ссылало и казнило революционеров, мстя за убийство Александра II. Расправа над революционерами навеяла художнику образ царя-убийцы. Трагический эпизод убийства Иваном Грозным своего сына передан с предельным лаконизмом. В порыве гнева царь бросил посох с острым железным наконечником. Посох рассек висок царевича и откатился. Обливаясь кровью, царевич упал на ковер. Грозный осознает непоправимость содеянного. Ярость сменяется ужасом и раскаянием. Он резко оттолкнул кресло, в котором сидел, и бросился к упавшему сыну. Старческой дрожащей рукой приподымает его, притягивает голову царевича к груди, пытаясь зажать рукой страшную рану на виске. Между пальцами Грозного струится кровь. Она стекает по бледнеющему лицу царевича, попадает на его розовый кафтан, заливает пол. Лицо царя почти безумно, глаза выкатываются из орбит. В отчаянии он, видимо, схватился окровавленными пальцами за голову, и она тоже в крови. От ужаса над лбом стали дыбом волосы. Губами прижимается царь к голове умирающего сына. Лицо царевича выражает не столько отрешенность от жизни и страдание от боли, сколько чувство жалости к отцу. Одинокая слеза катится по щеке царевича, а глаза уже начинают стекленеть. Опираясь на ослабевшую руку, он с доверчивостью ребенка пытается подняться навстречу отцу, успокаивающе положив другую руку ему на рукав. Но тело уже не подвластно ему.
Главное в картине - не убийство, не кровь, а глубокая психологическая драма - ужас Грозного, теряющего из-за необузданности своего характера любимого сына и наследника престола. Произошло случайное, непреднамеренное убийство. Фигуры помещены в центре картины и выделяются на тревожном черно-красном фоне, озарены светом свечей, идущим справа. Слева, наверху, видно узкое теремное окно, сквозь которое проникает холодный дневной свет. Кроме опрокинутого кресла, в комнате можно рассмотреть зеленую изразцовую печь и большие лари-сундуки. На одном из них лежит черная монашеская одежда Грозного. Репин долго искал подходящих людей, которые могли бы послужить моделями для задуманных образов. В конце концов, он остановился на художнике Г.Г.Мясоедове и композиторе П.И.Бларамберге для головы Грозного; художнике В.К.Менке и писателе В.М.Гаршине - для головы царевича. Произведение экспонировалось на передвижной выставке 1885 года. Публика в немом изумлении и восхищении останавливалась перед ним. Выставку посетил и обер-прокурор святейшего синода Победоносцев. В изображении царя-сыноубийцы он увидел тенденцию «известного рода». И картину запретили показывать в Москве. Купленная Третьяковым, она несколько месяцев не экспонировалась в его галерее. Известна высокая оценка картины Львом Толстым. Его письмо автору картины заканчивается словами: «Мастерство такое, что не видно мастерства». С точки зрения психологической экспрессивности образов это был величайший взлет в творчестве Репина.

продолжение...


   Реклама:
   » 

"Воскресить верно целую картину жизни с ее смыслом, с живыми типами, довести до полной гармонии отношения лиц и движение общего жизненного момента во свей картине ... задача громадная. Угадать и воспроизвести идеал, который грезится разумному большинству людей, живущих своими этическими и эстетическими потребностями высшего порядка!" (Репин И.Е.)

* * *

www.ilya-repin.ru, Илья Ефимович Репин, 1844-1930, olga(a)ilya-repin.ru

Rambler's Top100