на главную страницу            

   На главную    

   Биография

   Живопись

   Иван Грозный   
   Крестный ход   
   Запорожцы   
   Портреты   
   Приплыли   

   Графика

   О рисунках

   Лев Толстой

   Воспоминания

   Арт критика:    

   Шер   
   Бенуа   
   Иванов   
   Грабарь   
   Волынский   
    Кириллина 

   В "Пенатах"

   Репин и ТПХВ

   Репин в Питере

   Письма Репина

   Статьи Репина

   Приложение

   Публикации

   Хронология

   Фото архив    

   Гостевая

   Музеи

Илья Репин

   Илья Репин
   1880-е годы

Илья Репин

   Илья Репин
   1910-е годы
   
  
   

Первая страница
Вторая страница
Третья страница
Четвер страница
 Пятая страница 

   


Ольга Кириллина. Биографический очерк о жизни и творчестве Репина, окончание

На этой же выставке экспонировался портрет композитора М.П.Мусоргского, созданный за несколько дней до его смерти в госпитале, всего за четыре сеанса. Мусоргский изображен в серо-зеленоватом больничном халате с малиновыми отворотами, на светлом фоне. В больном отечном лице, написанном необыкновенно правдиво, Репин сумел раскрыть одухотворенность возвышенной мысли. Лицо выполнено очень мягко: прекрасны задумчивые глаза, высок чистый лоб с упавшей на него прядью волос. Мы ощущаем в образе Мусоргского и всю полноту жизни и то, что жизнь уходит. Это не просто умирающий Мусоргский, в его облике, искаженном ужасной болезнью, есть те черты, которые были особенно дороги Репину,- черты народного характера. Перед нами образ русского богатыря, богатыря духа, светлого и ясного. Несмотря на тяготы жизни, несмотря на глубокую печаль, он не сломлен. В 1882 году появились новые шедевры портретного искусства Репина. Художник написал свою жену, Веру Алексеевну, задремавшую в кресле, тонко передав состояние покоя, сна и тишины и назвал картину «Отдых». Близок «Отдыху» по переданному состоянию созданный в том же году портрет пятилетней дочери Нади, которая, набегавшись, забралась в кресло, заснула - и вот только открыла непонимающие сонные глаза. Репин редко писал высокопоставленных чиновников и генералов. Но работа над портретом генерала А.И.Дельвига увлекла художника не только чисто живописными возможностями, но, главным образом, тем, что это был интересный, умный, проницательный человек. В портрете нет холода, присущего многим парадным портретам. За мундиром с серебряными эполетами и аксельбантами художник увидел сложный человеческий характер.

Среди женских портретов в творчестве Репина есть созданные с истинным вдохновением. Таков портрет замечательной актрисы П.А.Стрепетовой. В этом образе художник подчеркнул присущий ей трагизм. Устилая, с рассыпавшимися по плечам волосами, Стрепетова все еще будто находится во власти чувств созданного ею сценического образа: полуоткрытые, запекшиеся губы, взгляд выражает боль и страдание.

Путешествуя со Стасовым по Европе в 1883 году, Репин во время пребывания в Дрездене создал его портрет. Могучая фигура страстного критика написана широко и свободно. Проницательны живые глаза. Подчеркнута темпераментность неутомимого борца за демократическое искусство.
Не один раз обращался Репин к созданию образа Льва Николаевича Толстого. С этой целью он часто бывал в Ясной Поляне, жил там и написал ряд портретов великого писателя. Из них особенно значителен портрет 1887 года. Толстой изображен сидящим в черном кресле. Его фигура ясным, спокойным силуэтом выделяется на сером фоне. В руках открытая книга, взгляд из-под нависших бровей устремлен прямо перед собой. Великий писатель погружен в раздумья. В образе Толстого улавливается величавость и мудрость.
В 1892 году в своем имении Здравнево художник пишет портрет старшей дочери, В.И.Репиной. Осенний пейзаж, тающая в глубине голубая дымка, девушка с полевыми цветами в руках. Портрет, названный «Осенний букет», построен на контрасте увядающих блеклых цветов, оттенков осени и пышущей здоровьем, крепкой девичьей фигуры на этом фоне. Работая над портретом второй своей дочери, Н.И.Репиной, так же как и в предыдущем портрете, художник ставит перед собой задачу изобразить человека в живом контакте с природой. Он усадил девушку прямо против солнца. Однако черный зонтик, раскрытый над головой, защищает ее от солнечных лучей. В свою очередь, белая широкополая шляпа смягчает тень от зонтика. В результате лицо девушки получило интересное освещение, яркое и одновременно рассеянное. Создалось ощущение движения воздуха, пронизанного солнечными лучами, легли голубые тени.

В 1900 году в Петербурге началась подготовка к торжествам по случаю юбилея Государственного совета. Устроители обратились к Репину как к непревзойденному мастеру портрета с просьбой написать картину торжественного заседания. Свое согласие он дал не сразу. Постепенно его увлекла задача запечатлеть торжественную красоту круглого зала с мраморными колоннами, залитого сиянием льющегося света и золота мундиров. Выбрав точку зрения в правой части зала под колоннадой, Репин при полном освещении написал этюд. В процессе дальнейшей работы все члены Государственного совета позировали Репину или его помощникам - Б.М.Кустодиеву и И.С.Куликову. Созданные портреты Герарда и Горемыкина, Витте, Игнатьева и других по своей острой характерности и живописному мастерству стоят в ряду лучших произведений мастера. Над этой картиной, которая оказалась последним взлетом его творчества, Репин работал около трех лет и закончил ее в декабре 1903 года, накануне своего шестидесятилетнего юбилея. Полное название этого, по существу, группового портрета - «Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года в день столетнего юбилея со дня его учреждения».

Превосходный живописец, Репин был не менее великолепен в рисунке. Это богатейший раздел его творчества, полный замечательных образов, яркой экспрессии, жизненной наблюдательности. Репин работал немного и в области скульптурного портрета.

В 1894-1907 годах Репин посвящает много времени преподаванию. Будучи профессором петербургской Академии художеств, он руководит мастерской, давшей нашему искусству таких известных художников-реалистов, как И.И.Бродский, Г.Н.Горелов, И.Э.Грабарь, Д.Н.Кардовский, Б.М.Кустодиев, А.П.Остроумова-Лебедева и другие. После картины «Заседание Государственного совета» Репиным не было создано ничего столь же значительного. Все исполненное им потом уже в большой степени уступает по содержательности и мастерству произведениям периода расцвета его творчества. Лишь в очень редких работах можно наблюдать проблески репинского таланта. Последние годы жизни художник провел в своем загородном имении «Пенаты» в Куоккале (ныне Репино) на берегу Финского залива. Там он частично возвращался к темам прошлого, писал портреты родных и знакомых. После Октябрьской революции, живя в «Пенатах», Репин оказался отрезанным от Советской России границей между СССР и Финляндией. Там его окружали белоэмигранты, старавшиеся оклеветать Советский Союз перед художником. Но Репин тосковал и мечтал вернуться на родину. В 1926 году его посетила группа молодых советских художников. Тогда же К.Е.Ворошилов прислал Репину письмо, в котором приветствовал его желание возвратиться на родину. Но уже престарелый, слабый и больной художник, испытывая давление со стороны противников его отъезда (дочери и ее друзей-белоэмигрантов), не сумел осуществить свое намерение.

Репин умер 29 сентября 1930 года, на восемьдесят седьмом году жизни. Оставленное им наследие огромно. Это богатый источник познания прошлого нашей родины. В картинах Репина оно воскресает в полнокровных, удивительно конкретных и глубоко содержательных образах. Произведения Репина обогащают наш разум и наши чувства, доставляют огромное эстетическое наслаждение. Его творчество - это памятник замечательного в истории русского искусства времени, когда проникнутое самыми высокими стремлениями эпохи, оно шло в авангарде художественного развития человечества.

к началу статьи...


"Обзор всего творения Репина в целом заставляет нас хоронить одну из самых драгоценных иллюзий. Чисто живописные достоинства репинских произведений оказываются далеко не столь высокими, как нам казалось прежде, зато литературная сторона его картин и даже портретов неприятно колет глаза, а в иных случаях представляется прямо невыносимой. Со всех сторон до нас доносятся скучные убеждения, забытые, завядшие слова; там же, где мы прежде видели живописное великолепие, «равное Рембрандту и Веласкесу», нас теперь поражает что-то сырое, художественно непродуманное и не культурное..."

* * *

www.ilya-repin.ru, Илья Ефимович Репин, 1844-1930, olga(a)ilya-repin.ru

Rambler's Top100