В 1881 году Репин написал прелестный портрет девочки в розовом платьице — дочери Нади, — находящийся в Радищевском музее в Саратове.
Девочка как-то заснула в кресле, склонив набок головку, и он так увлекся неожиданно прекрасным зрелищем, что тут же пристроился ее писать. Потом уж ей пришлось изрядно попозировать, да и в трудной позе, так как вещь писана необыкновенно внимательно и любовно.
Особенно хороша головка с безукоризненно переданным ракурсом, блестяще удавшимся матовым детски-нежным цветом лица и отлично схваченным выражением только что открывшихся после сна глаз.
Портрет этот — один из шедевров репинского мастерства, сильно отличающийся от других уже по своей технике, тонкой, гладкой, как бы эмалевой кладке.
Около этого же времени написан и поколенный портрет знаменитой трагической актрисы П.А.Стрепетовой в роли Лизаветы из "Горькой судьбины" Писемского.
Третьяков просил Репина продать последний для Галереи, на что тот не соглашался, будучи не уверен в его высоком качестве. Недовольный портретом и боготворивший игру Стрепетовой, Репин дает себе слово написать ее еще раз, но уже со всей живописной свободой, на которую он способен.
Портрет В.А.Шевцовой, впоследствии жены художника. 1869
Отдых. 1882
Портрет В.Е.Репина, брата художника. 1867
Портрет В.А.Репиной, жены художника. 1876
Осенний букет. 1892
Летний пейзаж (Вера Алексеевна Репина на мостике в Абрамцеве). 1879
Портрет Алеши Репина (Эпоха Пушкина). 1916
Автопортрет с Натальей Борисовной Нордман. 1903
Портрет В.И.Репиной, дочери художника в детстве. 1874
Стрекоза. 1884
На меже. В.А.Репина с детьми идет по меже. 1879
Портрет Нади Репиной. 1881
В.А.Репина. 1876
Реклама: »
"На Передвижных выставках мы учились жизни, и на этих уроках самым драгоценным, самым желанным и светлым словом нам всегда представлялось последнее создание Репина. Это слово казалось и тогда уже обыкновенно несколько недосказанным, непродуманным, но эти недостатки возмещались изумительной страстностью и увлекательностью исполнения. Иногда нас, впрочем, смущала и некоторая непоследовательность, какая-то случайность, эпизодичность в выборе Репиным своих сюжетов. Но на это мы уже потому были готовы не обращать внимания, что были убеждены: главные слова Репина впереди." (А.Н.Бенуа)