на главную страницу            

Весь Репин  |  Монография  |  Художники  |  Графика  |  Красавицы  |  Религия  |  Фото архив  |  Пенаты  |  Репин и ТПХВ  |  Семья
Осенний букет  |  И.Крамской  |  Н.Пирогов  |  Садко  |  Н.Н.Ге  |  Летний пейзаж  |  С.Драгомирова  |  Голгофа  |  В.Поленов  |  На меже

           
     

Илья Репин. Галерея картин и рисунков художника - Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года, 1885

Иван Грозный

Великие мастера русской живописи. Илья Репин
Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года, 1885

Замысел "Ивана Грозного" традиционно принято связывать с трагическими событиями русской истории 1881 года - убийством царя Александра II и казнью народовольцев. В названии картины дата 1581 очевидно рифмуется с 1881 годом. Эта связь подкреплена широко известной фразой самого Репина: "Современные, только что затягивавшиеся жизненным чадом, тлели еще не остывшие кратеры... Страшно было подходить - не сдобровать... естественно было искать выхода наболевшему трагизму в истории... Чувства были перегружены ужасами современности" . Менее известен другой факт, связанный с идеей создания картины. Во время путешествия по Европе в 1883 году на Репина сильное впечатление произвело зрелище боя быков, в связи с чем он писал: "Несчастья, живая смерть, убийства и кровь составляют ... влекущую к себе силу... В то время на всех выставках Европы в большом количестве выставлялись кровавые картины. И я, заразившись, вероятно, этой кровавостью, по приезде домой, сейчас же принялся за кровавую сцену Иван Грозный с сыном. И картина крови имела большой успех" . Таким образом, для Репина оказалась привлекательной не только историческая, но и, так сказать, "эстетическая" сторона события - случай из истории послужил поводом для создания эффектного живописного зрелища. Случайный исторический эпизод - ссора Грозного с сыном и смерть царевича вследствие удара посохом - представлен как "вечная" коллизия: картина Репина - своего рода предостережение, изложенная в живописной форме притча на тему "не убий". "Кажется, что человек, видевший хотя раз внимательно эту картину, навсегда застрахован от разнузданности зверя, который, говорят, в нем сидит", - так формулировал это Крамской. Не исторический, а психологический аспект события занимает Репина. Историчен лишь мастерски написанный антураж. Красноречивые подробности - опрокинутое кресло, покатившийся посох, лужа крови на ковре - "комментируют" происшедшее. Ужасающая мука раскаяния на лице Грозного и кротость умирающего царевича, со слезами на глазах прощающего обезумевшего от горя отца - на этом контрасте построен весь сюжет картины. Картина, экспонированная на XIII передвижной выставке, была запрещена к дальнейшим показам высочайшей цензурой. Третьякову, купившему картину, предписывалось "не допускать для выставок и вообще не дозволять распространения ее в публике какими-либо другими способами".


     
           

« на предшествующую страницу       вся галерея репина       на последующую страницу »



           
     

Усадьба "Пенаты" - последнее пристанище Репина

Поселившись в усадьбе с названием «Пенаты» (латинское слово, вошедшее в русский язык как обозначение родного дома), Репин не мог и предположить, что этот малый кусочек земли станет для него и родным домом до конца дней, и символом родины для многих русских, оказавшихся, как и он, отрезанными от России, когда в апреле 1918 года внезапно закрылась граница с Финляндией. Не порывая с родиной, Репин мечтал, что Карельский перешеек, как и раньше, будет открыт для свободного передвижения, но так и не дождался этого. 5 августа 1930 года Репину исполнилось 86 лет, а 29 сентября он умер и, согласно его воле, похоронен в этой же усадьбе... читать далее »

Илья Репин и Лев Толстой

Репин познакомился со Львом Николаевичем Толстым живя в Москве. Уже с первых встреч между двумя великими людьми, возникла взаимная симпатия, перешедшая вскоре в большую дружбу, продолжавшуюся в течение трех десятилетий, вплоть до смерти писателя. Почти ежедневные свидания в Москве, когда оба они жили там, далее - переписка и встречи с Толстым в Москве и в Ясной Поляне, куда чуть ли не ежегодно приезжал художник, были плодотворны и для Репина и для Толстого. Их постоянные беседы об искусстве оплодотворяли творческую мысль того и другого. Их дружба сослужила и большую службу для русского искусства - Репин создал целую галерею портретов Льва Николаевича, и маслом, и акварелью, и пером, и карандашом... читать далее »

Письма Ильи Репина разных лет

Ваше письмо произвело на меня настолько поднимающее впечатление, что я едва ли сумею ответить Вам достойно. Начиная с превосходной фотографии большой группы лиц, столь дорогих и родственно-симпатичных! Но что делает время!! Лица, эти дорогие лица, так изменились, что я долго, долго рассматривал их, пока не отгадал. Спасибо, подошел Юра, и мы вместе узнавали лица и удостоверялись проверкой «О» - кружка... Да, да, первым угадали Дмитрия Федоровича Богословского, потом - Александра Аввакумовича Куренного, наконец, Ивана Семеновича Куликова (на Горького стал похож). Какие все апостольские лица! Мешков, Хотулев... Простите, что так много пишу: не могу оторваться, а почерк мой... простите... Хочется плакать от собственных несовершенств... читать далее »


     
           


"Приблизительность, непродуманность - самые подходящие слова для характеристики репинской живописи. И по части исполнения, и по части содержания она приблизительна, туманна, непродуманна. Репин - мягкий человек, с нежным, но непостоянным сердцем, с ярким умом, развившимся, однако, не в глубину и не в высоту, а как-то в ширину. Впечатлительность у него большая, но не цепкая, не прочная. В этом мощном силаче, как оно ни странно, много женственного: нежного, мягкого, но и неверного, непрочного."

* * *

www.ilya-repin.ru, Илья Ефимович Репин, 1844-1930, olga(a)ilya-repin.ru

Rambler's Top100