на главную страницу            

Весь Репин  |  Монография  |  Художники  |  Графика  |  Красавицы  |  Религия  |  Фото архив  |  Пенаты  |  Репин и ТПХВ  |  Семья
Осенний букет  |  И.Крамской  |  Н.Пирогов  |  Садко  |  Н.Н.Ге  |  Летний пейзаж  |  С.Драгомирова  |  Голгофа  |  В.Поленов  |  На меже

           
     

Илья Репин. Галерея картин и рисунков художника - Портрет писателя Льва Толстого. 1887

Лев Толстой

Великие мастера русской живописи. Илья Репин
Портрет писателя Л.Н.Толстого. 1887

Портрет написан в Ясной Поляне, по обыкновению быстро, в три сеанса (13-15 августа). Третьяков, узнав о создании портрета, но еще не видев его, в письме к Стасову высказывал надежду, что Толстой изображен Репиным стоящим во весь рости непременно на фоне пейзажа - только такая композиция представлялась Третьякову подобающей великому писателю. Репину, однако, удалось передать величие Толстого иными средствами. Выбранная художником точка зрения, с низким горизонтом, " возвышая" фигуру, придает ей монументальную значительность. Характерно, что Репин впоследствии никогда не строил портретную композицию подобным образом, утвердив тем самым уникальность, единственность портрета Толстого. Сдержанная, благородная колористическая гамма, ясный очерк силуэта при великолепной объемно-пространственной моделировке, плавное, широкое, " неспешное" движение кисти - все в портрете подчинено атмосфере величавой значительности, окружавшей Толстого. Толстой изображен в минуту тревожной задумчивости — это именно минута, конкретное мгновение, когда писатель, оторвавшись от книги, пытается разрешить вопрос, возникший по поводу прочитанного. Сосредоточенная, настороженная вдумчивость, пытливый, проникающий взгляд, заставляющий зрителя поневоле озаботиться содержанием этого вопроса, - черты, образующие программу портрета. Репин очень высоко ценил портрет Толстого, исполненный Крамским. Но если у Крамского Толстой преисполнен эпического спокойствия и ясно- сти, а его взгляд суров и прямолинеен, то репинский Толстой — человек ищущий, сомневающийся. Именно в конце 1880-х годов писатель вступил на стезю проповедничества; не случайно высказывалось предположение, что в портрете Репина на коленях у Толстого - Евангелие.


     
           

« на предшествующую страницу       вся галерея репина       на последующую страницу »



           
     

Усадьба "Пенаты" - последнее пристанище Репина

Поселившись в усадьбе с названием «Пенаты» (латинское слово, вошедшее в русский язык как обозначение родного дома), Репин не мог и предположить, что этот малый кусочек земли станет для него и родным домом до конца дней, и символом родины для многих русских, оказавшихся, как и он, отрезанными от России, когда в апреле 1918 года внезапно закрылась граница с Финляндией. Не порывая с родиной, Репин мечтал, что Карельский перешеек, как и раньше, будет открыт для свободного передвижения, но так и не дождался этого. 5 августа 1930 года Репину исполнилось 86 лет, а 29 сентября он умер и, согласно его воле, похоронен в этой же усадьбе... читать далее »

Илья Репин и Лев Толстой

Репин познакомился со Львом Николаевичем Толстым живя в Москве. Уже с первых встреч между двумя великими людьми, возникла взаимная симпатия, перешедшая вскоре в большую дружбу, продолжавшуюся в течение трех десятилетий, вплоть до смерти писателя. Почти ежедневные свидания в Москве, когда оба они жили там, далее - переписка и встречи с Толстым в Москве и в Ясной Поляне, куда чуть ли не ежегодно приезжал художник, были плодотворны и для Репина и для Толстого. Их постоянные беседы об искусстве оплодотворяли творческую мысль того и другого. Их дружба сослужила и большую службу для русского искусства - Репин создал целую галерею портретов Льва Николаевича, и маслом, и акварелью, и пером, и карандашом... читать далее »

Письма Ильи Репина разных лет

Ваше письмо произвело на меня настолько поднимающее впечатление, что я едва ли сумею ответить Вам достойно. Начиная с превосходной фотографии большой группы лиц, столь дорогих и родственно-симпатичных! Но что делает время!! Лица, эти дорогие лица, так изменились, что я долго, долго рассматривал их, пока не отгадал. Спасибо, подошел Юра, и мы вместе узнавали лица и удостоверялись проверкой «О» - кружка... Да, да, первым угадали Дмитрия Федоровича Богословского, потом - Александра Аввакумовича Куренного, наконец, Ивана Семеновича Куликова (на Горького стал похож). Какие все апостольские лица! Мешков, Хотулев... Простите, что так много пишу: не могу оторваться, а почерк мой... простите... Хочется плакать от собственных несовершенств... читать далее »


     
           


   Реклама:
   » 

"Кто из нас не помнит, как в дни нашей юности мы преклонялись перед именем Репина? Мы нетерпеливо ждали его новых произведений…, изучали каждый мазок на его картине, самый холст, называвшийся репинским, и казалось, что иначе, сильнее, чем Репин, нельзя и трактовать натуру, не говоря уже об образах в его картинах. Они казались жизненнее самой жизни, столько в них было правды и силы." (Минченков Я.С.)

* * *

www.ilya-repin.ru, Илья Ефимович Репин, 1844-1930, olga(a)ilya-repin.ru

Rambler's Top100