на главную страницу            

   На главную    

   Биография

   Живопись

   Иван Грозный   
   Крестный ход   
   Запорожцы   
   Портреты   
   Приплыли   

   Графика

   О рисунках

   Лев Толстой

   Воспоминания

   Арт критика:    

   Шер   
   Бенуа   
   Иванов   
   Грабарь   
   Волынский   
   Кириллина   

   В "Пенатах"

   Репин и ТПХВ

   Репин в Питере

   Письма Репина

   Статьи Репина

   Приложение

   Публикации

   Хронология

   Фото архив    

   Гостевая

   Музеи

Илья Репин

   Илья Репин
   1880-е годы

Илья Репин

   Илья Репин
   1910-е годы
   
  
   


Илья Репин

   


Край, дарящий вдохновение. Илья Репин в Абхазии

В Абхазии с начала XIX века побывало немало видных русских художников. Достаточно назвать такие имена как Н.Г.Чернецов, И.К.Айвазовский, И.М.Прянишников, Н.А.Ярошенко... Памятным в истории культуры Абхазии остался приезд сюда Ильи Ефимовича Репина, посетившего Абхазию спустя десять лет после окончания русско-турецкой войны, когда Сухум еще не оправился от разорения, причиненного ему турками, которые, уходя, сожгли город. Репин остановился в наспех построенной гостинице "Ялта", принадлежавшей местному жителю Миминошвили.

Илья Ефимович много времени уделял знакомству с городом. Его очаровал неповторимый пейзаж, открывшийся с набережной на горы и морские дали. Пристани тогда не было, пароходы останавливались на рейде, и ловкие сухумские лодочники брали с них пассажиров и высаживали на берег. Как-то художник с любопытством наблюдал подобную сцену. Рядом с ним стоял рослый кавказец в черной черкеске с боевыми знаками отличия. Репин о чем-то спросил незнакомца, они разговорились. Узнав, что художник впервые в Сухуме, кавказец пригласил Репина зайти в кофейню и там рассказал ему о себе. Он участвовал в русско-турецкой войне, сражался на стороне доблестной русской армии. Живет в Сухуме, за участие в войне получил небольшой земельный надел в с. Мерхеула, куда время от времени ездит верхом и обрабатывает землю. Это для него большое удовольствие - ведь сам он из крестьянской семьи. Отец и дед его были потомственными кузнецами, искусными мастерами холодного и огнестрельного оружия. Но он не унаследовал их мастерства, он умеет только пользоваться их изделиями. Репин с улыбкой заметил: "Вижу это по вашим наградам. Кстати, вы не хотели бы, чтобы я вас нарисовал?" Абхазец ответил: "Об этом мы поговорим позже, а сейчас я хотел бы пригласить вас к себе домой. Живу я поблизости".
Вскоре они уже сидели в гостеприимном доме Биды Чхамалия, хорошо и образно говорившего не только на абхазском, но и на грузинском и русском языках. Пока домочадцы готовили ужин, Илья Ефимович, не теряя времени, делал эскизы. Сын Биды Николай и его друзья с любопытством наблюдали за работой художника. Набросав портрет, Репин сказал, что один экземпляр его он подарит своему новому другу, а другой оставит на память себе.
Через несколько дней портрет Биды Чхамалия был готов. Спустя два года, 9 июля 1889 года, Репин пишет своему, известному искусствоведу и критику В.В. Стасову: "Сухум мне так понравился, что я даже хотел купить там кусочек земли, но дальность расстояния не позволила мне осуществить этого".
Читателя, конечно, заинтересует вопрос: куда же делся портрет Биды Чхамалия, который так высоко ценил друг сына Биды Дмитрий Гулия? К сожалению, один экземпляр был утерян в 1942 году. Что же касакется второй картины, то она под названием "Красавец абхаз" была приобретена сотрудницей финского посольства, увезена в Финляндию и время от времени выставляется там сейчас при экспозиции частных коллекций. Другая картина Репина (на религиозную тему) оказалась в доме 7 по ул. Калинина (бывшем доме Биды Чхамалия) в Сухуме. Дело в том, что внук его был женат на внучке знаменитого путешественника Семенова-Тяньшанского, и картина Репина, перешедшую к ней по наследству, она привезла в Сухум.

Бывал в Абхазии и известный русский художник-баталист В.В.Верещагин. Впервые он приехал на Кавказ 19-летним юношей. Спустя два года художник путешествует вдоль берега Черного моря по маршруту Одесса-Керчь-Поти. В этой поездке он создал много эскизов, пейзажей и портретов, тонко подмечая национальные черты местного населения, в том числе грузин и абхазцев. Он много рисовал в Сухуме. Известны его работы "прохожие у двухэтажного дома с лестницей", "Всадник-абхазец", "Навес над окном", "Двое абхазцев, сидящих на скамье", "Вол с поклажей", "Идущая женщина в покрывале", "Навьюченный осел", "Абхазцы стоящие в кругу", "Три идущие женщины", "Деревенский дом с террасой", "Турки и абхазцы в Сухуме" и др.
В конце XIX века Верещагин, уже будучи всемирно известным художником, вновь посещает Черноморское побережье. Здесь он не только создает новые картины, но и пишет рассказ под названием "На курорте - моряк и дама в черном", напечатанный в "Русских ведомостях" за 1889 г. В "Новостях" и "Биржевой газете" он же сообщал о постройке порта в Сухуме. В селе Нижняя Эшера художник облюбовал холм для будущей дачи. Он построил на нем небольшой деревянный домик из двух комнат, засадил сад фруктовыми и тропическими деревьями. В гостях у него бывали деятели русской культуры, местная интеллигенция, абхазские крестьяне. В 1889 году в Эшерах Верещагин написал ряд картин на абхазские темы для предстоящей в Одессе персональной выставки. Они были погружены на пароход. Однако в Новороссийске, во время стоянки на рейде, сильный ураган сорвал судно с якоря и увлек его в открытое море. Кончилось топливо, корабль и 50 пассажиров оказались во власти стихии. Надо было принимать срочные меры. По совету В.В.Верещагина в топку корабля пошли деревянные конструкции судна. Когда сожгли и их, художник, как свидетельствуют очевидцы, призвал пассажиров бросать в топку личный багаж, сам показав пример. Так во имя спасения корабля были пожертвованы картины.

После гибели художника, как вспоминает бывший садовник верещагинской дачи и ныне живущий в селе Нижняя Эшера Тада Эснатович Нарсия, строение и усадьба до 1914 года были под присмотром управляющего - однофамильца художника́ Иногда в Эшеру приезжала вдова Верещагина с детьми. Пять лет назад в Карловых Варах мне довелось встретиться с жившим в Чехословакии сыном Верещагина. Он вспоминал, как горячо любил отец Абхазию, ее народ. Он часто рисовал местных жителей. Но к сожалению, многие его работы утеряны.
После установления Советской власти в Абхазию стали приезжать многие советские художники. Всех их перечислить трудно. Расскажу лишь о народном художнике СССР Илье Сергеевиче Глазунове. С Ильей Глазуновым я познакомился много лет назад, когда он посетил Сухум, выполняя задание ЦК ВЛКСМ. И позже, став уже всемирно известным художником, Илья Сергеевич неоднократно посещал наш край. Большая дружба связывает Илью Глазунова с нашим земляком, известным советским писателем Г.Д.Гулия. Глазунов рассказывает: "Однажды я был в гостях у моего большого друга, ныне покойного писателя Александра Михайловича Дроздова. И он неожиданно заговорил о Гулия: "Вы знаете, в моем подъезде живет человек, который может вам помочь". Помощь мне в то время действительно была нужна. В Москве у меня никого не было (все мои родные погибли во время блокады Ленинграда), жил я в столице без прописки и чувствовал себя прескверно. Не потому, что "боялся" уехать из Москвы, а потому, что творческая судьба моя складывалась поначалу не очень гладко... И вот я сижу напротив Георгия Дмитриевича... Сижу и слушаю как он обсуждает с Александром Михаиловичем, что нужно предпринять, чтобы работы молодого художника (то есть мои) напечатала "Литературная газета".
Спустя некоторое время нарисованный мною портрет Достоевского был-таки опубликован в "Литературке" и сопровожден положительным отзывом. Стоит ли говорить, как много для меня это значило! Я был бесконечно счастлив и бесконечно благодарен Георгию Дмитриевичу, с гордостью показывал всем страницу газеты с моим Достоевским, погруженным в трагическую думу, среди утопающего во мраке Петербурга, - голова, зажатая зажатая кварталами, где жили "униженные и оскорбленные" герои гениального писателя.
Мы подружились. Бывая у Александра Михайловича Дроздова, я почти всегда заглядывал теперь к Георгию Дмитриевичу. И попадал в атмосферу совершенно особенную, манящую своим колоритом и неповторимой экзотикой: пейзажи Кавказа , бушующий на стенах и словно готовый захлестнуть комнату прибой далекого синего моря, фотографии Дмитрия Иосифовича - лицо мыслителя, которое много позже изобразил и я сам (мне очень приятно, что портрет Д.И. моей работы уже давно и постоянно висит в кабинете Георгия Дмитриевича).
Попав в Сухум, я увидел в Центре города, в сквере, гранитный монумент Гулия - отца и вдруг ощутил, что он для меня - родной. Так же, как весь древний народ Абхазии . И все это - благодаря абхазскому "послу" в Москве - Георгию Дмитриевичу Гулия". И.С.Глазунов написал портрет своего друга Г.Гулия.
Принимая горячее участие в охране памятников культуры народов СССР, И.Глазунов будучи в Абхазии, интересовался судьбой Новоафонского собора, где живописные работы выполнены видными русскими художниками. Он считает, что надо полностью реставрировать весь монастырский комплекс.
В настоящих заметках невозможно было, конечно, рассказывать о всем том, что связывало русских, а ныне связывает советских художников с Абхазией. Главное, что наш край неизменно дарит творческое вдохновение людям искусства.

В.Пачулия, кандидат исторических наук газета "Советская Абхазия", 30 января 1985 г.

Примечание:
В тексте говорится о том, что внук Биды Чхамалия был женат на внучке путешественника Семенова-Тяньшанского, но насколько мне известно, она была просто родственницей. Здесь, может быть автор приводит неуточненные данные. Что касается приписываемый Репину картины, она тоже пропала во время грузино-абхазской войны 1992-1993 гг.

Прислано Алмасом Чхамалия.


   Реклама:
   »  Обратите внимание http://www.altika.ru/gaz/gazel/ ремонт газелей.

"Не знаю других областей искусства, но живопись у теперешних французов - так глупа, так пуста, что сказать страшно. Собственно, сама живопись талантлива, но одна живопись, содержания никакого... Для этих художников жизни не существует, она их не трогает. Идеи их дальше картинной лавочки не поднимаются". (И.Е.Репин о французской живописи)

* * *

www.ilya-repin.ru, Илья Ефимович Репин, 1844-1930, olga(a)ilya-repin.ru

Rambler's Top100