на главную страницу            

   На главную    

   Биография

   Живопись

   Иван Грозный   
   Крестный ход   
   Запорожцы   
   Портреты   
   Приплыли   

   Графика

   О рисунках

   Лев Толстой

   Воспоминания

   Арт критика:    

   Шер   
   Бенуа   
   Иванов   
   Грабарь   
   Волынский   
   Кириллина   

   В "Пенатах"

   Репин и ТПХВ

   Репин в Питере

   Письма Репина

   Статьи Репина

   Приложение

   Публикации

   Хронология

   Фото архив    

   Гостевая

   Музеи

Илья Репин

   Илья Репин
   1880-е годы

Илья Репин

   Илья Репин
   1910-е годы
   
  
   


Илья Репин

   


Край, дарящий вдохновение. Илья Репин в Абхазии

В Абхазии с начала XIX века побывало немало видных русских художников. Достаточно назвать такие имена как Н.Г.Чернецов, И.К.Айвазовский, И.М.Прянишников, Н.А.Ярошенко... Памятным в истории культуры Абхазии остался приезд сюда Ильи Ефимовича Репина, посетившего Абхазию спустя десять лет после окончания русско-турецкой войны, когда Сухум еще не оправился от разорения, причиненного ему турками, которые, уходя, сожгли город. Репин остановился в наспех построенной гостинице "Ялта", принадлежавшей местному жителю Миминошвили.

Илья Ефимович много времени уделял знакомству с городом. Его очаровал неповторимый пейзаж, открывшийся с набережной на горы и морские дали. Пристани тогда не было, пароходы останавливались на рейде, и ловкие сухумские лодочники брали с них пассажиров и высаживали на берег. Как-то художник с любопытством наблюдал подобную сцену. Рядом с ним стоял рослый кавказец в черной черкеске с боевыми знаками отличия. Репин о чем-то спросил незнакомца, они разговорились. Узнав, что художник впервые в Сухуме, кавказец пригласил Репина зайти в кофейню и там рассказал ему о себе. Он участвовал в русско-турецкой войне, сражался на стороне доблестной русской армии. Живет в Сухуме, за участие в войне получил небольшой земельный надел в с. Мерхеула, куда время от времени ездит верхом и обрабатывает землю. Это для него большое удовольствие - ведь сам он из крестьянской семьи. Отец и дед его были потомственными кузнецами, искусными мастерами холодного и огнестрельного оружия. Но он не унаследовал их мастерства, он умеет только пользоваться их изделиями. Репин с улыбкой заметил: "Вижу это по вашим наградам. Кстати, вы не хотели бы, чтобы я вас нарисовал?" Абхазец ответил: "Об этом мы поговорим позже, а сейчас я хотел бы пригласить вас к себе домой. Живу я поблизости".
Вскоре они уже сидели в гостеприимном доме Биды Чхамалия, хорошо и образно говорившего не только на абхазском, но и на грузинском и русском языках. Пока домочадцы готовили ужин, Илья Ефимович, не теряя времени, делал эскизы. Сын Биды Николай и его друзья с любопытством наблюдали за работой художника. Набросав портрет, Репин сказал, что один экземпляр его он подарит своему новому другу, а другой оставит на память себе.
Через несколько дней портрет Биды Чхамалия был готов. Спустя два года, 9 июля 1889 года, Репин пишет своему, известному искусствоведу и критику В.В. Стасову: "Сухум мне так понравился, что я даже хотел купить там кусочек земли, но дальность расстояния не позволила мне осуществить этого".
Читателя, конечно, заинтересует вопрос: куда же делся портрет Биды Чхамалия, который так высоко ценил друг сына Биды Дмитрий Гулия? К сожалению, один экземпляр был утерян в 1942 году. Что же касакется второй картины, то она под названием "Красавец абхаз" была приобретена сотрудницей финского посольства, увезена в Финляндию и время от времени выставляется там сейчас при экспозиции частных коллекций. Другая картина Репина (на религиозную тему) оказалась в доме 7 по ул. Калинина (бывшем доме Биды Чхамалия) в Сухуме. Дело в том, что внук его был женат на внучке знаменитого путешественника Семенова-Тяньшанского, и картина Репина, перешедшую к ней по наследству, она привезла в Сухум.

Бывал в Абхазии и известный русский художник-баталист В.В.Верещагин. Впервые он приехал на Кавказ 19-летним юношей. Спустя два года художник путешествует вдоль берега Черного моря по маршруту Одесса-Керчь-Поти. В этой поездке он создал много эскизов, пейзажей и портретов, тонко подмечая национальные черты местного населения, в том числе грузин и абхазцев. Он много рисовал в Сухуме. Известны его работы "прохожие у двухэтажного дома с лестницей", "Всадник-абхазец", "Навес над окном", "Двое абхазцев, сидящих на скамье", "Вол с поклажей", "Идущая женщина в покрывале", "Навьюченный осел", "Абхазцы стоящие в кругу", "Три идущие женщины", "Деревенский дом с террасой", "Турки и абхазцы в Сухуме" и др.
В конце XIX века Верещагин, уже будучи всемирно известным художником, вновь посещает Черноморское побережье. Здесь он не только создает новые картины, но и пишет рассказ под названием "На курорте - моряк и дама в черном", напечатанный в "Русских ведомостях" за 1889 г. В "Новостях" и "Биржевой газете" он же сообщал о постройке порта в Сухуме. В селе Нижняя Эшера художник облюбовал холм для будущей дачи. Он построил на нем небольшой деревянный домик из двух комнат, засадил сад фруктовыми и тропическими деревьями. В гостях у него бывали деятели русской культуры, местная интеллигенция, абхазские крестьяне. В 1889 году в Эшерах Верещагин написал ряд картин на абхазские темы для предстоящей в Одессе персональной выставки. Они были погружены на пароход. Однако в Новороссийске, во время стоянки на рейде, сильный ураган сорвал судно с якоря и увлек его в открытое море. Кончилось топливо, корабль и 50 пассажиров оказались во власти стихии. Надо было принимать срочные меры. По совету В.В.Верещагина в топку корабля пошли деревянные конструкции судна. Когда сожгли и их, художник, как свидетельствуют очевидцы, призвал пассажиров бросать в топку личный багаж, сам показав пример. Так во имя спасения корабля были пожертвованы картины.

После гибели художника, как вспоминает бывший садовник верещагинской дачи и ныне живущий в селе Нижняя Эшера Тада Эснатович Нарсия, строение и усадьба до 1914 года были под присмотром управляющего - однофамильца художника́ Иногда в Эшеру приезжала вдова Верещагина с детьми. Пять лет назад в Карловых Варах мне довелось встретиться с жившим в Чехословакии сыном Верещагина. Он вспоминал, как горячо любил отец Абхазию, ее народ. Он часто рисовал местных жителей. Но к сожалению, многие его работы утеряны.
После установления Советской власти в Абхазию стали приезжать многие советские художники. Всех их перечислить трудно. Расскажу лишь о народном художнике СССР Илье Сергеевиче Глазунове. С Ильей Глазуновым я познакомился много лет назад, когда он посетил Сухум, выполняя задание ЦК ВЛКСМ. И позже, став уже всемирно известным художником, Илья Сергеевич неоднократно посещал наш край. Большая дружба связывает Илью Глазунова с нашим земляком, известным советским писателем Г.Д.Гулия. Глазунов рассказывает: "Однажды я был в гостях у моего большого друга, ныне покойного писателя Александра Михайловича Дроздова. И он неожиданно заговорил о Гулия: "Вы знаете, в моем подъезде живет человек, который может вам помочь". Помощь мне в то время действительно была нужна. В Москве у меня никого не было (все мои родные погибли во время блокады Ленинграда), жил я в столице без прописки и чувствовал себя прескверно. Не потому, что "боялся" уехать из Москвы, а потому, что творческая судьба моя складывалась поначалу не очень гладко... И вот я сижу напротив Георгия Дмитриевича... Сижу и слушаю как он обсуждает с Александром Михаиловичем, что нужно предпринять, чтобы работы молодого художника (то есть мои) напечатала "Литературная газета".
Спустя некоторое время нарисованный мною портрет Достоевского был-таки опубликован в "Литературке" и сопровожден положительным отзывом. Стоит ли говорить, как много для меня это значило! Я был бесконечно счастлив и бесконечно благодарен Георгию Дмитриевичу, с гордостью показывал всем страницу газеты с моим Достоевским, погруженным в трагическую думу, среди утопающего во мраке Петербурга, - голова, зажатая зажатая кварталами, где жили "униженные и оскорбленные" герои гениального писателя.
Мы подружились. Бывая у Александра Михайловича Дроздова, я почти всегда заглядывал теперь к Георгию Дмитриевичу. И попадал в атмосферу совершенно особенную, манящую своим колоритом и неповторимой экзотикой: пейзажи Кавказа , бушующий на стенах и словно готовый захлестнуть комнату прибой далекого синего моря, фотографии Дмитрия Иосифовича - лицо мыслителя, которое много позже изобразил и я сам (мне очень приятно, что портрет Д.И. моей работы уже давно и постоянно висит в кабинете Георгия Дмитриевича).
Попав в Сухум, я увидел в Центре города, в сквере, гранитный монумент Гулия - отца и вдруг ощутил, что он для меня - родной. Так же, как весь древний народ Абхазии . И все это - благодаря абхазскому "послу" в Москве - Георгию Дмитриевичу Гулия". И.С.Глазунов написал портрет своего друга Г.Гулия.
Принимая горячее участие в охране памятников культуры народов СССР, И.Глазунов будучи в Абхазии, интересовался судьбой Новоафонского собора, где живописные работы выполнены видными русскими художниками. Он считает, что надо полностью реставрировать весь монастырский комплекс.
В настоящих заметках невозможно было, конечно, рассказывать о всем том, что связывало русских, а ныне связывает советских художников с Абхазией. Главное, что наш край неизменно дарит творческое вдохновение людям искусства.

В.Пачулия, кандидат исторических наук газета "Советская Абхазия", 30 января 1985 г.

Примечание:
В тексте говорится о том, что внук Биды Чхамалия был женат на внучке путешественника Семенова-Тяньшанского, но насколько мне известно, она была просто родственницей. Здесь, может быть автор приводит неуточненные данные. Что касается приписываемый Репину картины, она тоже пропала во время грузино-абхазской войны 1992-1993 гг.

Прислано Алмасом Чхамалия.


   Реклама:
   »  Обратите внимание http://www.altika.ru/gaz/gazel/ ремонт газелей.

"Репин плохой мыслитель. Это человек, вполне зависящий от настроения минуты, от последнего впечатления. В этом, положим, лучше всего сказывается его глубоко художественная натура, призванная отражать все, что творится вокруг нее. Но, к сожалению, Репин явился в такой момент, когда-то, что творилось, скорее можно было передать на словах, нежели в образах. Репин - дитя общества и времени, отвергнувших внешнюю культуру, следовательно, и пластическое искусство." (А.Н.Бенуа)

* * *

www.ilya-repin.ru, Илья Ефимович Репин, 1844-1930, olga(a)ilya-repin.ru

Rambler's Top100