на главную страницу            

   На главную    

   Биография

   Живопись

   Иван Грозный   
   Крестный ход   
   Запорожцы   
   Портреты   
   Приплыли   

   Графика

   О рисунках

   Лев Толстой

   Воспоминания

   Арт критика:    

   Шер   
   Бенуа   
    Иванов 
   Грабарь   
   Волынский   
   Кириллина   

   В "Пенатах"

   Репин и ТПХВ

   Репин в Питере

   Письма Репина

   Статьи Репина

   Приложение

   Публикации

   Хронология

   Фото архив    

   Гостевая

   Музеи

Илья Репин

   Илья Репин
   1880-е годы

Илья Репин

   Илья Репин
   1910-е годы
   

Художник Виктор Иванов об Илье Репине, вторая страница

Репин оставил нам бесценную галерею портретов. Ему нет равных в нашем искусстве по многоликости изображений. Кажется, вся Россия предстала в лицах. Бесконечное разнообразие характеров и типов. Портреты предельно достоверны, порой безжалостны по характеристике и всегда как живые. Портретам, написанным до него, была свойственна некая преграда между зрителем и изображением. Можно назвать ее музейностью или напоминанием, что перед нами художественное произведение. В репинских портретах эта преграда спала, и общение зрителя - как бы с живыми людьми.
В портретах Репина заключена нравственная энергия русского человека. Они навсегда останутся не только отражением, но и образцами, формирующими наш духовный мир, наши характеры. Без творчества Репина представление о России и ее народе было бы страшно обеднено. Одно перечисление малой части имен, чей облик оставил художник в своих портретах, вызывает чувство благодарности: Толстой, Стасов, Суриков, Мусоргский, Сеченов, Пирогов, Павлов, Шаляпин, Писемский, Третьяков, Стрепетова, Поленов, Дельвиг, Крамской, Короленко, Андреев, Горький, Витте, Победоносцев, Тян-Шанский, Серов, Серов, Римский-Корсаков, Глазунов, Бородин, Мясоедов, Ге, Менделеев, Куинджи, царь Александр III, царь Николай II, Керенский - удивительный список!

Почти каждый из портретов Репина современники воспринимали как событие. «Какое счастье, что есть теперь этот портрет на свете» - так восторженно Владимир Стасов приветствовал появление портрета Мусоргского. Хочу привести цитату из статьи Стасова. Из нее можно понять, как воспринимались современниками портреты Репина и что они ценили в этих произведениях. «И.Н.Крамской, увидев этот портрет, просто ахнул от удивления. После первых секунд общего обзора он взял стул, уселся перед портретом, прямо в упор к лицу, и долго-долго не отходил.
«Что это Репин нынче делает, - просто непостижимо. Вот посмотрите его портрет Писемского - какой шедевр! Что такое и Рембрандт, и Веласкес вместе, но этот, этот портрет будет, пожалуй, еще изумительнее. Тут у него какие-то неслыханные приемы, отроду никем не опробованные - сам он, я, и никто больше. Этот портрет писан Бог знает как быстро, отменно - всякий это видит. Но как нарисовано все, какою рукою мастера, как вылеплено, как написано!
Посмотрите эти глаза: они глядят, как живые, они задумались, в них нарисовалась вся внутренняя, душевная работа той минуты, а много ли на свете портретов с подобным выражением? А тело, а щеки, лоб; нос; рот - живое, совсем живое лицо, да еще все в свету, от первой и до последней черточки, все в солнце, без единой тени - какое создание!» Дух захватывает от таких слов!

В творчестве художников разных эпох важное, а часто определяющее значение имели женские образы. По ним можно понять состояние искусства не только отдельного художника, но и всей эпохи. Можно даже сказать, что слабость и неясность женских образов в искусстве делает его неполноценным. Хочется выразить несогласие с устоявшимся мнением, что Репину не удавались женские образы. Какое заблуждение! Если женские образы мерить салонной красивостью или особыми чарами, преподнесенными в изысканной французской манере, то - да, не было у него такого дара.
Но когда надо было передать глубинные, сложные чувства женщины, Репин создавал портрет Стрепетовой, полный трагического внутреннего огня, открытости и обаяния. А женские образы в картине «Не ждали»! Каков взгляд матери навстречу входящему сыну! И это передано в фигуре матери со спины, а все другие, начиная с прислуги, стоящей в двери, жены у рояля и дочери - даны с абсолютно психологической правдой и красотой. Сколько женских изображений художник создал со своей жены и дочерей: «Стрекоза», «Осенний букет», «На солнце: Надя Репина». Сколько очаровательных женских образов в рисунках!

Картины «Не ждали» и «Иван Грозный» - расцвет творчества художника. Репин обладал абсолютным чувством психологии своих героев, способностью находить такие психологические столкновения, которые волнуют миллионы зрителей и западают в душу навсегда. Жесты и движения их совпадают с внутренним духовным состоянием, они не жестикулируют, подобно манекенам, выполняя только композиционную или ритмическую задачу. Из всех картин Репина зрителя, как правило, захватывает и магически завораживает больше других «Иван Грозный».
В ней художник достиг невероятного воздействия, он показал кровавую трагедию в крайнем психологическом напряжении. Кажется, грань, где кончается искусство, вот-вот рухнет. Но зритель об этом не думает. Он весь поглощен созерцанием картины. В мировом искусстве трудно поставить что-либо рядом по силе воздействия. Можно ли по отношению к этой картине не разделять чувства восторга? Многие, имея иные художественные представления, не ставят ее в образец. Но, если принять авторское понимание художественных задач, - какое художественное совершенство откроется перед зрителем! Если принять как данность отношение художника к изображению пространства, меру иллюзорности и материальности изображения, «Иван Грозный» - совершенное создание. Рассматривать ее вблизи - истинное наслаждение. Каждая деталь картины написана легко, без единой поправки. Всюду игра пастозных и прозрачных слоев краски. На переднем плане - смятый ковер, написан виртуозно - каждый мазок ложится точно на свое место. Розоватый кафтан царевича, переливаясь красками, сияет. Судорожная хватка царя Ивана, его кисти рук, его безумные глаза и взгляд угасающего царевича - потрясают.
Репин принадлежит к тем художникам, которые в переломную эпоху ясно осознавали свое предназначение - быть выразителями национального самосознания. Эти художники стремились «жить высшими духовными сторонами жизни и стремились служить им». «Много появилось картин в ту возбужденную пору: они волновали общество и направляли его на путь человечности» (Репин). Можем ли мы сегодня представить себе, что не будут никогда привлекать молодежь эти высокие чувства?
Не верю. Будут. Временное забытье, беспамятство может случиться, но высокое служение Отечеству, которое исповедовали лучшие люди России, не пресечется. Вот советы Ивана Крамского молодому Репину: «Если вы хотите служить обществу, вы должны знать и понимать его во всех интересах и во всех его проявлениях». «Настоящему художнику необходимо колоссальное развитие, если он осознает свой долг - быть достойным своего призвания. Я не скажу: быть руководителем общества, это слишком, - быть хотя бы выразителем высших сторон его жизни.
И для этого нужна гигантская работа над собой, необходим титанический труд и знания, без этого ничего не будет». Репин выполнил наказ своего учителя. Выполнил как никто! И для тех, кто будет ставить перед собой в искусстве сходные задачи, - Репин всегда останется примером.

Репин обладал колоссальным опытом народной жизни. Творчество его всегда будет необходимо, пока искусство будет обращаться к жизни, будет верно правде, и неизбежно охлаждение к его творчеству, когда искусство станет отходить от реализма и правды. Репин испытал и всенародную славу, и хулу модернистов, которые стремились этого гиганта затолкать на полку для классиков, где бы он помалкивал, а творчество его было бы забыто. Этих людей Репин окрестил «бенуашниками». Не был дорог художник и тем, кто «сбрасывал классику с парохода современности» во времена мракобесия авангардистов. Творчество великого Репина вновь стало необходимо нам, когда надвигались черные тучи фашистского нашествия. Страна нуждалась в духовной силе прошлого нашей истории и культуры. Вновь стали живыми и вдохновляющими имена Александра Невского, Александра Суворова и Михаила Кутузова. Настало время возвращения в нашу культуру и художников-реалистов. В Третьяковской галерее были показаны грандиозные выставки. Первая из них - Перова, затем Крамского и, наконец, Репина. Выставка занимала несколько залов верхнего этажа галереи и часть нижних.
Прошло несколько десятков лет, как была показана эта выставка, а я все еще помню, где какая картина висела. Репин вновь обрел всенародное признание. Но как тревожно сегодня звучит предупреждение великого художника: «Общество, потерявшее веру, поправшее принципы добра, продающее свою свободу духа деморализующей силе; общество, сжившееся с ярмом добровольного холопства, - не может требовать здорового, прекрасного искусства, оно само одурачено биржевой игрой на замалеванные холсты... само калека».

в начало статьи...


"Приблизительность, непродуманность - самые подходящие слова для характеристики репинской живописи. И по части исполнения, и по части содержания она приблизительна, туманна, непродуманна. Репин - мягкий человек, с нежным, но непостоянным сердцем, с ярким умом, развившимся, однако, не в глубину и не в высоту, а как-то в ширину. Впечатлительность у него большая, но не цепкая, не прочная. В этом мощном силаче, как оно ни странно, много женственного: нежного, мягкого, но и неверного, непрочного."

* * *

www.ilya-repin.ru, Илья Ефимович Репин, 1844-1930, olga(a)ilya-repin.ru

Rambler's Top100