на главную страницу            

   На главную    

   Биография

   Живопись

   Иван Грозный   
   Крестный ход   
   Запорожцы   
   Портреты   
   Приплыли   

   Графика

   О рисунках

   Лев Толстой

   Воспоминания

   Арт критика:    

   Шер   
   Бенуа   
   Иванов   
   Грабарь   
   Волынский   
   Кириллина   

   В "Пенатах"

   Репин и ТПХВ

   Репин в Питере

   Письма Репина

   Статьи Репина

   Приложение

   Публикации

   Хронология

   Фото архив    

   Гостевая

   Музеи

Илья Репин

   Илья Репин
   1880-е годы

Илья Репин

   Илья Репин
   1910-е годы
   
  
   

Статьи о Репине:

Бенуа, 1
Бенуа, 2
Бенуа, 3
Волынский, 1
Волынский, 2
Волынский, 3
Грабарь, 1
Грабарь, 2
Грабарь, 3
Грабарь, 4
Грабарь, 5
Грабарь, 6
Грабарь, 7
Грабарь, 8
 Германия 2003 

   


О выставке картин И.Репина, проходившей в Германии в мае-июне 2003 года

В мае - ноябре 2003 года в Германии, сначала в Художественном музее города Саарбрюккена, а затем в Берлине, экспонировалась большая выставка произведений И.Е.Репина. Она проходила в рамках "Германо-российских культурных встреч 2003 - 2004 годов" - крупномасштабного культурного проекта, благодаря которому в России и Германии за это время уже состоялось и еще состоится около 800 мероприятий, представляющих российскую и немецкую культуру с самых разных сторон. Прошедший год был годом России в Германии. Там выступали музыкальные и театральные коллективы Москвы, Петербурга и других городов России, давали сольные концерты наши актеры, певцы, музыканты.

Был организован целый ряд экспозиций, с разных сторон освещающих историю искусства в России. Среди них: выставка в Ганновере под названием "Кубизм - художественный прорыв в Европе 1908 - 1928 гг.", выставка современных немецких и российских художников "Берлин -Москва / Москва - Берлин. 1950 - 2000". Несмотря на тематическую значимость названных экспозиций, наибольший успех пришелся на долю выставки И.Е.Репина.

Необычайный интерес зрителей к творческому наследию Репина проявился еще на том этапе, когда она показывалась в Саарбрюккене - центре земли Саарланд, находящемся на границе Германии и Франции. Может быть, секрет успеха объяснялся тем, что в маленьком городе бывает не столь много достойных внимания культурных событий. Но никто не решался предугадать, как отнесутся к русскому художнику, мало известному на Западе, жители столицы Германии - города с известными на весь мир музейными собраниями.

Выставка живописи и графики Репина была показана в Берлине, в Старой Национальной галерее, расположенной в центре столицы, на знаменитом "музейном острове". В первые дни после открытия выставки в Интернете появилась следующая информация: "Бытует мнение, что интерес в мире к русскому изобразительному искусству ограничивается иконами и авангардом начала XX века. Неожиданно этот постулат был опровергнут в Берлине, где только что открылась выставка "Илья Репин - в поисках России". У Старой Национальной галереи - очереди с самого утра". Выставка пользовалась необычайной популярностью весь срок своего экспонирования. За 2 месяца ее посетило 90 тысяч человек.

Любопытно было наблюдать, как немецкие зрители смотрят произведения. В залах витала необычайно приподнятая творческая атмосфера. Никто не ходил праздно, не было зевак, все старались не только посмотреть, но как можно больше узнать, понять. У каждого посетителя был плейер с наушниками, и многие подолгу стояли у картин, внимательно впитывая рассказы о них. Другие с большим интересом изучали развернутую в первом залеполнотой. Трогательным обаянием, какой-то детской беззащитностью веяло от портретов двухлетней дочери Веры, созданного художником во время пенсионерского пребывания в Париже, и сына Юрия Репина, изображенного на фоне персидского ковра.

На выставке были представлены и чудесные образцы репинского пейзажного творчества: "Вид села Варварино", "На мостике в парке", а также исполненную необыкновенного обаяния и светлых чувств картину, изображающую семью художника в поле - "В.А.Репина с детьми идет по меже". Музей личных коллекций показал на выставке в Германии малоизвестный даже отечественным специалистам, почти никогда не экспонировавшийся на персональных выставках Репина его автопортрет 1869 года.

Зная, как живо Репин откликался на современные ему события, организаторы выставки хотели с возможной полнотой показать произведения "революционной тематики". Им казалось, что картины Репина могут дать немецкому зрителю представление о том, что такое русская революция. Здесь экспонировались "Арест пропагандиста", "Перед исповедью" (в советское время картина была названа "Отказ от исповеди"), "Сходка", "Не ждали", которыми Репин откликнулся на движение народников. В этих полотнах не столько сами события, сколько психологический аспект, атмосфера происходящего, или их герои, прежде всего волновали Репина. Картина "Не ждали" - по значимости темы одна из центральных в творчестве Репина - оказалась подлинным центром всей выставки. Перед картиной рассказывали о "хождении в народ" пропагандистов, о борьбе народовольцев с царским правительством и убийстве ими императора Александра II, за которым последовали казни и преследования, о том, что широкие круги интеллигенции сочувствовали народникам, но, потрясенные убийством, полностью отвергли их кровавые методы борьбы. Интерес вызывал рассказ о людях, одержимых идеей борьбы с насилием, жертвующих своим личным благополучием, и о том, как менялось отношение Репина к этим "героям", как и общества в целом.

Зритель видел в картине не только судьбу одной семьи, а историю и судьбу целого поколения, прошедшего через надежды и разочарования, обрекших себя и других на мучения, а порой и гибель. В картине, изображающей, казалось бы, частный эпизод из жизни одной семьи - возвращение с каторги ссыльного в родной дом, ставились отнюдь не частные вопросы. В чем смысл подвигов народовольцев, чем оправданы их жертвы, что они принесли народу, о котором заботились, имеет ли право кто-то, одержимый идеей, вершить историю, брать на себя ответственность за судьбы других людей, разрушать устоявшиеся веками законы жизни, гражданской и семейной, какими стали сами эти люди, пройдя через испытания и страдания, что претерпели их родные. Емкость и многозначность картины не оставляла никого равнодушным. Вызывал восхищение и талант художника, сфокусировавшего целый пласт истории и революционного движения в России на судьбе только одной семьи - художественно-смысловой прием сильный и оригинальный. Поражала и мастерская режиссура драматического эпизода возвращения ссыльного, сказавшаяся в глубоко и тщательно продуманной композиции картины, положениях, движении, жестах персонажей, и насыщенность, острота психологических состояний героев. Зрители понимали, что перед ними большое монументальное произведение не столько жанрового, сколько историко-философского характера, приоткрывающего целую эпоху жизни России.

Тема русского революционного движения, но уже другого периода, прозвучала на выставке в работах, взятых из Государственного центрального музея современной истории России. Эти картины-эскизы, написанные художником в период революции 1905 - 1907 годов, почти не известны отечественной публике. Небольшие по своим размерам, изображающие многолюдные уличные шествия или похороны, они так и остались в эскизах, за исключением написанной Репиным в 1907 и 1911 годах большой картины "17 октября 1905 года". Негативное отношение Репина к происходящему сквозит в самой пластике этих работ. Отражающие разные события, они совершенно похожи. Это, как правило, фрагментарные композиции, где форма предметов строится небрежными цветовыми пятнами, фигуры монотонно одинаковы, позы и жесты людей карикатурны, лица не прописаны, преобладающие цвета - красный и черный. В одном зале с этими работами экспонировался также малоизвестный, удивительный по живописному воплощению и образной характеристике, в которой проглядывает нечто неуловимо хищническое, портрет А.Ф.Керенского.

Какие изменения претерпевала живопись Репина в переломную для искусства эпоху рубежа XIX - XX веков, зрители могли видеть в целом ряде произведений. Работы 1910-х годов: портрет художника Д.Н.Кардовского, писателя Л.Н.Андреева, автопортрет с Н.Б.Нордман, подготовительные этюды для картины "Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года" - портрет С.Ю.Витте и двойной потрет И.Л.Горемыкина и Н.Н.Герарда - демонстрировали иной метод портретирования, нежели в 1870-е - 1880-е годы. Здесь нет углубленного психологизма, желания раскрыть характер, художник выявляет лишь отдельные качества личности. Они написаны в раскованной манере, когда форма строится легко и свободно широкими мазками, порой несколькими ударами кисти.

На выставке зрители могли увидеть и лучшие листы репинских рисунков и акварелей. Подготовительные карандашные эскизы и этюды к "Бурлакам" и "Запорожцам", отличающиеся живостью, непосредственностью восприятия, экспонированные рядом с картинами, давали возможность понять, с чего начинались будущие знаменитые полотна, погрузиться вместе с художником в творческий процесс. Никто не мог пройти мимо роскошного большого портрета итальянки Элеоноры Дузе (1891), выполненного углем на холсте, в котором явлена вся маэстрия репинского графического дарования. Оставаясь и в этой технике блистательным портретистом, умеющим выразить то, что его самого больше всего поражало в модели, Репин графическими средствами ухватил не только самые характерные черты облика драматической актрисы, но показа; и свое восхищение ее талантом. То же можно отнести и к портрету В.В.Пушкаревой (Котляревской), актрисы Александрийского театра в Петербурге. Большие размеры холста, лаконичная техника угля дали возможность художнику придать портрету монументально-строгую парадность, что также присутствует и в лице актрисы, в котором слов, но остановлен миг творческой осененности.

Посетителям выставки после ее осмотра интересно было оказаться в соседних залах галереи, где : это время для уяснения связей творчества русского художника с немецким ] французским искусством специально экспонировались работы французских импрессионистов и немецких знаменитых современников Репина, таких как Ф.Ленбах или М. Либерман, а также кар тина А.Менцеля "Железопрокатный цех", которую Репин видел во врем своего посещения Национальной галереи в 1883 году. Второе посещение ровно через 120 лет стало триумфальным. В немецкой печати была опубликован статья о выставке под названием "Русский Рембрандт: успеха “не ждали”. Специалисты, студенты-искусствоведы художники и люди, не имеющие прямого отношения к искусству, были пора жены выставкой. По их словам, такого высокого мастерства действительно не ждали.


   Реклама:
   »  Ежедневно важные события и новости науки на популярном вебсайте atinform.com.

"Не знаю других областей искусства, но живопись у теперешних французов - так глупа, так пуста, что сказать страшно. Собственно, сама живопись талантлива, но одна живопись, содержания никакого... Для этих художников жизни не существует, она их не трогает. Идеи их дальше картинной лавочки не поднимаются". (И.Е.Репин о французской живописи)

* * *

www.ilya-repin.ru, Илья Ефимович Репин, 1844-1930, olga(a)ilya-repin.ru

Rambler's Top100