|
|
Статьи о Репине:
Бенуа, 1
Бенуа, 2
Бенуа, 3
Волынский, 1
Волынский, 2
Волынский, 3
Грабарь, 1
Грабарь, 2
Грабарь, 3
Грабарь, 4
Грабарь, 5
Грабарь, 6
Грабарь, 7
Грабарь, 8
Германия 2003
|
|
О выставке картин И.Репина, проходившей в Германии в мае-июне 2003 года
В мае - ноябре 2003 года в Германии, сначала в Художественном музее города Саарбрюккена, а затем в Берлине, экспонировалась большая выставка произведений И.Е.Репина. Она проходила в рамках "Германо-российских культурных встреч 2003 - 2004 годов" - крупномасштабного культурного проекта, благодаря которому в России и Германии за это время уже состоялось и еще состоится около 800 мероприятий, представляющих российскую и немецкую культуру с самых разных сторон. Прошедший год был годом России в Германии. Там выступали музыкальные и театральные коллективы Москвы, Петербурга и других городов России, давали сольные концерты наши актеры, певцы, музыканты.
Был организован целый ряд экспозиций, с разных сторон освещающих историю искусства в России. Среди них: выставка в Ганновере под названием "Кубизм - художественный прорыв в Европе 1908 - 1928 гг.", выставка современных немецких и российских художников "Берлин -Москва / Москва - Берлин. 1950 - 2000". Несмотря на тематическую значимость названных экспозиций, наибольший успех пришелся на долю выставки И.Е.Репина.
Необычайный интерес зрителей к творческому наследию Репина проявился еще на том этапе, когда она показывалась в Саарбрюккене - центре земли Саарланд, находящемся на границе Германии и Франции. Может быть, секрет успеха объяснялся тем, что в маленьком городе бывает не столь много достойных внимания культурных событий. Но никто не решался предугадать, как отнесутся к русскому художнику, мало известному на Западе, жители столицы Германии - города с известными на весь мир музейными собраниями.
Выставка живописи и графики Репина была показана в Берлине, в Старой Национальной галерее, расположенной в центре столицы, на знаменитом "музейном острове". В первые дни после открытия выставки в Интернете появилась следующая информация: "Бытует мнение, что интерес в мире к русскому изобразительному искусству ограничивается иконами и авангардом начала XX века. Неожиданно этот постулат был опровергнут в Берлине, где только что открылась выставка "Илья Репин - в поисках России". У Старой Национальной галереи - очереди с самого утра". Выставка пользовалась необычайной популярностью весь срок своего экспонирования. За 2 месяца ее посетило 90 тысяч человек.
Любопытно было наблюдать, как немецкие зрители смотрят произведения. В залах витала необычайно приподнятая творческая атмосфера. Никто не ходил праздно, не было зевак, все старались не только посмотреть, но как можно больше узнать, понять. У каждого посетителя был
плейер с наушниками, и многие подолгу стояли у картин, внимательно впитывая рассказы о них. Другие с большим интересом изучали развернутую в первом залеполнотой. Трогательным обаянием, какой-то детской беззащитностью веяло от портретов двухлетней дочери Веры, созданного художником во время пенсионерского пребывания в Париже, и сына Юрия Репина, изображенного на фоне персидского ковра.
На выставке были представлены и чудесные образцы репинского пейзажного творчества: "Вид села Варварино", "На мостике в парке", а также исполненную необыкновенного обаяния и светлых чувств картину, изображающую семью художника в поле - "В.А.Репина с детьми идет по меже". Музей личных коллекций показал на выставке в Германии малоизвестный даже отечественным специалистам, почти никогда не экспонировавшийся на персональных выставках Репина его автопортрет 1869 года.
Зная, как живо Репин откликался на современные ему события, организаторы выставки хотели с возможной полнотой показать произведения "революционной тематики". Им казалось, что картины Репина могут дать немецкому зрителю представление о том, что такое русская революция. Здесь экспонировались "Арест пропагандиста", "Перед исповедью" (в советское время картина была названа "Отказ от исповеди"), "Сходка", "Не ждали", которыми Репин откликнулся на движение народников. В этих полотнах не столько сами события, сколько психологический аспект, атмосфера происходящего, или их герои, прежде всего волновали Репина. Картина "Не ждали" - по значимости темы одна из центральных в творчестве Репина - оказалась подлинным центром всей выставки.
Перед картиной рассказывали о "хождении в народ" пропагандистов, о борьбе народовольцев с царским правительством и убийстве ими императора Александра II, за которым последовали казни и преследования, о том, что широкие круги интеллигенции сочувствовали народникам, но, потрясенные убийством, полностью отвергли их кровавые методы борьбы. Интерес вызывал рассказ о людях, одержимых идеей борьбы с насилием, жертвующих своим личным благополучием, и о том, как менялось отношение Репина к этим "героям", как и общества в целом.
Зритель видел в картине не только судьбу одной семьи, а историю и судьбу целого поколения, прошедшего через надежды и разочарования, обрекших себя и других на мучения, а порой и гибель. В картине, изображающей, казалось бы, частный эпизод из жизни одной семьи - возвращение с каторги ссыльного в родной дом, ставились отнюдь не частные вопросы. В чем смысл подвигов народовольцев, чем оправданы их жертвы, что они принесли народу, о котором заботились, имеет ли право кто-то, одержимый идеей, вершить историю, брать на себя ответственность за судьбы других людей, разрушать устоявшиеся веками законы жизни, гражданской и семейной, какими стали сами эти люди, пройдя через испытания и страдания, что претерпели их родные. Емкость и многозначность картины не оставляла никого равнодушным.
Вызывал восхищение и талант художника, сфокусировавшего целый пласт истории и революционного движения в России на судьбе только одной семьи - художественно-смысловой прием сильный и оригинальный. Поражала и мастерская режиссура драматического эпизода возвращения ссыльного, сказавшаяся в глубоко и тщательно продуманной композиции картины, положениях, движении, жестах персонажей, и насыщенность, острота психологических состояний героев. Зрители понимали, что перед ними большое монументальное произведение не столько жанрового, сколько историко-философского характера, приоткрывающего целую эпоху жизни России.
Тема русского революционного движения, но уже другого периода, прозвучала на выставке в работах, взятых из Государственного центрального музея современной истории России. Эти картины-эскизы, написанные художником в период революции 1905 - 1907 годов, почти не известны отечественной публике. Небольшие по своим размерам, изображающие многолюдные уличные шествия или похороны, они так и остались в эскизах, за исключением написанной Репиным в 1907 и 1911 годах большой картины "17 октября 1905 года". Негативное отношение Репина к происходящему сквозит в самой пластике этих работ. Отражающие разные события, они совершенно похожи. Это, как правило, фрагментарные композиции, где форма предметов строится небрежными цветовыми пятнами, фигуры монотонно одинаковы, позы и жесты людей карикатурны, лица не прописаны, преобладающие цвета - красный и черный.
В одном зале с этими работами экспонировался также малоизвестный, удивительный по живописному воплощению и образной характеристике, в которой проглядывает нечто неуловимо хищническое, портрет А.Ф.Керенского.
Какие изменения претерпевала живопись Репина в переломную для искусства эпоху рубежа XIX - XX веков, зрители могли видеть в целом ряде произведений. Работы 1910-х годов: портрет художника Д.Н.Кардовского, писателя Л.Н.Андреева, автопортрет с Н.Б.Нордман, подготовительные этюды для картины "Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года" - портрет С.Ю.Витте и двойной потрет И.Л.Горемыкина и Н.Н.Герарда - демонстрировали иной метод портретирования, нежели в 1870-е - 1880-е годы. Здесь нет углубленного психологизма, желания раскрыть характер, художник выявляет лишь отдельные качества личности. Они написаны в раскованной манере, когда форма строится легко и свободно широкими мазками, порой несколькими ударами кисти.
На выставке зрители могли увидеть и лучшие листы репинских рисунков и акварелей. Подготовительные карандашные эскизы и этюды к "Бурлакам" и "Запорожцам", отличающиеся живостью, непосредственностью восприятия, экспонированные рядом с картинами, давали возможность понять, с чего начинались будущие знаменитые полотна, погрузиться вместе с художником в творческий процесс. Никто не мог пройти мимо роскошного большого портрета итальянки Элеоноры Дузе (1891), выполненного углем на холсте, в котором явлена вся маэстрия репинского графического дарования. Оставаясь и в этой технике блистательным портретистом, умеющим выразить то, что его самого больше всего поражало в модели, Репин графическими средствами ухватил не только самые характерные черты облика драматической актрисы, но показа; и свое восхищение ее талантом.
То же можно отнести и к портрету В.В.Пушкаревой (Котляревской), актрисы Александрийского театра в Петербурге. Большие размеры холста, лаконичная техника угля дали возможность художнику придать портрету монументально-строгую парадность, что также присутствует и в лице актрисы, в котором слов, но остановлен миг творческой осененности.
Посетителям выставки после ее осмотра интересно было оказаться в соседних залах галереи, где : это время для уяснения связей творчества русского художника с немецким ] французским искусством специально экспонировались работы французских импрессионистов и немецких знаменитых современников Репина, таких как Ф.Ленбах или М. Либерман, а также кар тина А.Менцеля "Железопрокатный цех", которую Репин видел во врем своего посещения Национальной галереи в 1883 году. Второе посещение ровно через 120 лет стало триумфальным. В немецкой печати была опубликован статья о выставке под названием "Русский Рембрандт: успеха “не ждали”. Специалисты, студенты-искусствоведы художники и люди, не имеющие прямого отношения к искусству, были пора жены выставкой.
По их словам, такого высокого мастерства действительно не ждали.
|