Вступив в ряды Товарищества Передвижных Художественных Выставок, Репин необычайно сильно поспособствовал укреплению его авторитета.
Наряду с этим, принадлежность к Товариществу содействовала росту репинского таланта. Он на долгие годы становится знаменем передового искусства России.
У Репина учатся, им восхищаются, его хвалят и ругают, ему подражают и завидуют. Необычайно отзывчивый к явлениям современности, стремящийся вникнуть в существо тех отношений и процессов, которыми определялась русская действительность пореформенной эпохи, Репин, работая с невероятной энергией, создает одно за другим произведения, в которых эта действительность отразилась в огромном многообразии.
Политический заключенный, под конвоем жандармов увозимый в ссылку по осенней распутице русских дорог, - в таком образе действительность предстала Репину в глухом местечке Мохначи под Чугуевом.
Поразивший художника эпизод послужил сюжетом для его замечательного эскиза «По грязной дороге». Здесь же Репин наблюдал сцену крестного хода, давшую содержание одному из наиболее значительных его произведений.
Работа над ним была начата простым маленьким рисунком, изображавшим женщину, упавшую на колени перед иконой. Рисунок этот был выполнен под свежим впечатлением. Так вот и начинал Репин все своим грандиозные полотна.
"Репин плохой мыслитель. Это человек, вполне зависящий от настроения минуты, от последнего впечатления. В этом, положим, лучше всего сказывается его глубоко художественная натура, призванная отражать все, что творится вокруг нее. Но, к сожалению, Репин явился в такой момент, когда-то, что творилось, скорее можно было передать на словах, нежели в образах. Репин - дитя общества и времени, отвергнувших внешнюю культуру, следовательно, и пластическое искусство." (А.Н.Бенуа)