на главную страницу            

   На главную    

   Биография

   Живопись

   Иван Грозный   
   Крестный ход   
   Запорожцы   
   Портреты   
   Приплыли   

   Графика

   О рисунках

   Лев Толстой

   Воспоминания

   Арт критика:    

   Шер   
   Бенуа   
   Иванов   
   Грабарь   
   Волынский   
   Кириллина   

   В "Пенатах"

   Репин и ТПХВ

   Репин в Питере

   Письма Репина

    Статьи Репина 

   Приложение

   Публикации

   Хронология

   Фото архив    

   Гостевая

   Музеи

Илья Репин

   Илья Репин
   1880-е годы

Илья Репин

   Илья Репин
   1910-е годы
   
  
   

Статьи:

О модернизме
Отзыв о художнике А.Белом
Эдельфельдт
О декадентстве
О смертной казни
Ответы на вопросы о театре
Искусство и его моды
О спектакле "Борис Годунов"
Об Италии
О "Пенатах"
Ответ анониму
О Польше
В Хельсинках
О И.М.Бунакове,
учителе Репина
- 2
О братьях Праховых
Заявления

   


Пусть живет наша матушка, наша Русь сердечная! И пусть все мы работаем в любви к ней! Илья Ефимович! Тут Алексей Кондратьевич Саврасов (вот глубокий человек! Тихий, как следует художнику!) и Н.В.Неврев, с которым я подружился, восхищается Вами и называет Вас «надеждой русской живописи», чем восхищаюсь и я! Но Вами, если б я не знал Вас, как человека, я не считаю еще себя вправе восхищаться: жду еще картины, настоящей картины, перед которой бы все прежние работы, как бы они хороши ни были, оказались бы для всех этюдами!.. Впрочем, это уже дело публичности - а я все тот же Ваш Прахов... Антокольский кончил Христа! Майков и Полонский творят вновь. Так что все-таки дела идут!
Будьте здоровы, да не забывайте Вашего Мст. Прахова.

Адриан читает лекции в Петербурге; а на Святой будет нам читать в Москве (с венской выставки); потом они будут напечатаны отдельно. Майков перевел трагедию Эсхила. Полонский написал прелестную поэму «Келиот». Скоро, вероятно, еще пришлю Вам стихов. - Работайте!
24-е марта 1874 года» (фонд музея-усадьбы И.Е.Ренина «Пенаты»).

В Совет императорской Академии Художеств от ученика Ильи Репина

Прошение. С обязательством моего отца (отставного солдата) платить за меня Государственные подати, я получил увольнительное свидетельство от Общества (Харьковского поселения поселян), к которому принадлежу по званию. Но так, как отец по старости (60 лет) платить за меня более не в состоянии, а сам я, без всякого обеспечения, почти все время посвящаю на занятия в Академии, то по получении 2-й серебряной медали (за эскиз 8-го Мая 1865 г.) покорнейше прошу Совет Императорской Академии Художеств исходатайствовать мне освобождение от податей и звания, в котором нахожусь. Увольнительное свидетельство мое находится в Правлении Академии, являющееся документом на поступление в ученики по Новому уставу; лекции и репетиции я исполняю в точности.
Ученик Илья Репин. 21 октября 1865 г.

Конференц-секретарю императорской Академии Художеств П.Ф.Исееву

Его Превосходительству. Петру Федоровичу Исееву. Препровождая при сем донесение мое с резолюцией Его Императорского Высочества Товарища Президента, честь имею уведомить Ваше Превосходительство, что, к несчастью, до получения циркуляра, запрещающего нам выставлять свои вещи, я отправил уже на Парижскую Выставку вещь, еще не вполне оконченную. Получить назад уже было невозможно; но недели через три последует приговор жюри, и если картина не будет принята, то я постараюсь с возможной скоростью прислать ее в Совет Академии.
Пенсионер Академии, Илья Репин.

Проект правил покупателям картин для музея Александра III и Академии Художеств

Не должно ограничиваться приобретением одних только шедевров, в сто лет один, но не упускать художественных произведений, характеризующих эпоху и рост русской школы. Достоинства художественных произведений, которые должны быть приняты во внимание для приобретения:
1-е, художественность, во всей независимости своей, но 1-й разряд.
2-е, значительное по идейности - высшего порядка и исторические.
3-е, характерное изображение русской жизни в живых сценах и пейзажах родины.
4-е, портреты выдающихся деятелей и типы, выражение русской жизни.
5-е, декоративное искусство.

(Датируется 1894-1907 годами - периодом профессорства Репина в Академии художеств. «Правила» писались им по заданию совета Академии.)

Заявление И.Репина Президенту Академии Художеств Великому Кн.Владимиру

Прошение. Имею честь почтительнейше просить Ваше Императорское Высочество об увольнении меня от должности профессора-руководителя мастерской Высшего художественного училища при Императорской Академии художеств с 1 ноября сего 1907 г. Побудительная причина моего выхода - малое время, остающееся для собственных работ. С учениками отношения мои прекрасные, с Коллегией профессоров я в согласии. Заместителем моим, если бы понадобилось мое мнение, я посоветовал бы пригласить Ф.А.Малявина. Несмотря на его хаотические картины, это человек необыкновенно одаренный и истинный художник.
Профессор-руководитель Илья Репин. 20 октября 1907 г.

(Известно, что причиной ухода Репина из состава профессоров Высшего художественного училища Академии художеств явились его разногласия с советом Академии, а также чиновничье-бюрократическая казенная атмосфера, царившая в ней (см.: И. А. Бродский. Репин-педагог. М., Изд-во Академии художеств СССР, 1960, стр. 73-91).

к началу статей Репина ...


"Не знаю других областей искусства, но живопись у теперешних французов - так глупа, так пуста, что сказать страшно. Собственно, сама живопись талантлива, но одна живопись, содержания никакого... Для этих художников жизни не существует, она их не трогает. Идеи их дальше картинной лавочки не поднимаются". (И.Е.Репин о французской живописи)

* * *

www.ilya-repin.ru, Илья Ефимович Репин, 1844-1930, olga(a)ilya-repin.ru

Rambler's Top100