Пусть живет наша матушка, наша Русь сердечная! И пусть все мы работаем в любви к ней!
Илья Ефимович! Тут Алексей Кондратьевич Саврасов (вот глубокий человек! Тихий, как следует художнику!) и Н.В.Неврев, с которым я подружился, восхищается Вами и называет Вас «надеждой русской живописи», чем восхищаюсь и я! Но Вами, если б я не знал Вас, как человека, я не считаю еще себя вправе восхищаться: жду еще картины, настоящей картины, перед которой бы все прежние работы, как бы они хороши ни были, оказались бы для всех этюдами!.. Впрочем, это уже дело публичности - а я все тот же Ваш Прахов...
Антокольский кончил Христа! Майков и Полонский творят вновь. Так что все-таки дела идут!
Будьте здоровы, да не забывайте Вашего Мст. Прахова.
Адриан читает лекции в Петербурге; а на Святой будет нам читать в Москве (с венской выставки); потом они будут напечатаны отдельно. Майков перевел трагедию Эсхила. Полонский написал прелестную поэму «Келиот». Скоро, вероятно, еще пришлю Вам стихов. - Работайте!
24-е марта 1874 года» (фонд музея-усадьбы И.Е.Ренина «Пенаты»).
В Совет императорской Академии Художеств от ученика Ильи Репина
Прошение.
С обязательством моего отца (отставного солдата) платить за меня Государственные подати, я получил увольнительное свидетельство от Общества (Харьковского поселения поселян), к которому принадлежу по званию. Но так, как отец по старости (60 лет) платить за меня более не в состоянии, а сам я, без всякого обеспечения, почти все время посвящаю на занятия в Академии, то по получении 2-й серебряной медали (за эскиз 8-го Мая 1865 г.) покорнейше прошу Совет Императорской Академии Художеств исходатайствовать мне освобождение от податей и звания, в котором нахожусь.
Увольнительное свидетельство мое находится в Правлении Академии, являющееся документом на поступление в ученики по Новому уставу; лекции и репетиции я исполняю в точности.
Ученик Илья Репин. 21 октября 1865 г.
Конференц-секретарю императорской Академии Художеств П.Ф.Исееву
Его Превосходительству. Петру Федоровичу Исееву.
Препровождая при сем донесение мое с резолюцией Его Императорского Высочества Товарища Президента, честь имею уведомить Ваше Превосходительство, что, к несчастью, до получения циркуляра, запрещающего нам выставлять свои вещи, я отправил уже на Парижскую Выставку вещь, еще не вполне оконченную. Получить назад уже было невозможно; но недели через три последует приговор жюри, и если картина не будет принята, то я постараюсь с возможной скоростью прислать ее в Совет Академии.
Пенсионер Академии, Илья Репин.
Проект правил покупателям картин для музея Александра III и Академии Художеств
Не должно ограничиваться приобретением одних только шедевров, в сто лет один, но не упускать художественных произведений, характеризующих эпоху и рост русской школы.
Достоинства художественных произведений, которые должны быть приняты во внимание для приобретения:
1-е, художественность, во всей независимости своей, но 1-й разряд.
2-е, значительное по идейности - высшего порядка и исторические.
3-е, характерное изображение русской жизни в живых сценах и пейзажах родины.
4-е, портреты выдающихся деятелей и типы, выражение русской жизни.
5-е, декоративное искусство.
(Датируется 1894-1907 годами - периодом профессорства Репина в Академии художеств. «Правила» писались им по заданию совета Академии.)
Заявление И.Репина Президенту Академии Художеств Великому Кн.Владимиру
Прошение. Имею честь почтительнейше просить Ваше Императорское Высочество об увольнении меня от должности профессора-руководителя мастерской Высшего художественного училища при Императорской Академии художеств с 1 ноября сего 1907 г.
Побудительная причина моего выхода - малое время, остающееся для собственных работ. С учениками отношения мои прекрасные, с Коллегией профессоров я в согласии.
Заместителем моим, если бы понадобилось мое мнение, я посоветовал бы пригласить Ф.А.Малявина. Несмотря на его хаотические картины, это человек необыкновенно одаренный и истинный художник.
Профессор-руководитель Илья Репин. 20 октября 1907 г.
(Известно, что причиной ухода Репина из состава профессоров Высшего художественного училища Академии художеств явились его разногласия с советом Академии, а также чиновничье-бюрократическая казенная атмосфера, царившая в ней (см.: И. А. Бродский. Репин-педагог. М., Изд-во Академии художеств СССР, 1960, стр. 73-91).
к началу статей Репина ...
|