на главную страницу            

   На главную    

   Биография

   Живопись

   Иван Грозный   
   Крестный ход   
   Запорожцы   
   Портреты   
   Приплыли   

   Графика

   О рисунках

   Лев Толстой

   Воспоминания

   Арт критика:    

   Шер   
   Бенуа   
   Иванов   
   Грабарь   
   Волынский   
   Кириллина   

   В "Пенатах"

   Репин и ТПХВ

   Репин в Питере

   Письма Репина

    Статьи Репина 

   Приложение

   Публикации

   Хронология

   Фото архив    

   Гостевая

   Музеи

Илья Репин

   Илья Репин
   1880-е годы

Илья Репин

   Илья Репин
   1910-е годы
   
  
   

Статьи:

О модернизме
Отзыв о художнике А.Белом
Эдельфельдт
О декадентстве
О смертной казни
Ответы на вопросы о театре
Искусство и его моды
О спектакле "Борис Годунов"
Об Италии
О "Пенатах"
Ответ анониму
О Польше
В Хельсинках
О И.М.Бунакове,
учителе Репина
- 2
О братьях Праховых
Заявления

   


Искусство и его моды

Во всей Европе искусство идет и развивается в своих стилях, одинаково во всех национальностях, одновременно в XIX веке меняет свои моды и вносит свои оттенки в манерах.
Инициатива всегда шла от французов и, варьируясь, быстро усваивалась всей Европой.
В начале семидесятых годов в Париже появляется эмпрессионизм. Освободившись от идей и условной картинности, эмпрессионизм пошел быстро по наклонной плоскости отрицания формы и к концу века выродился в декадентство; этот род искусства и до сих пор считается последней модой в искусстве.
Началом своим декадентство имело полное освобождение искусства и художников от всякой побочной зависимости.
Только личное вдохновение и освобождение от всех правил школы, воображение имеет цену и достойно внимания зрителя. Композиция - устаревшее стойло рассудочности - долой! Все прочее следовало бросать художникам.
Перспектива дает холодный шаблон и обезличивает всякий полет фантазии художника - не нужна!
Анатомия - сказки старых рутинеров-сухарей, антихудожественных прозаиков, безличных кропателей никому не интересного хлама - выбросить!
Штудия с натуры - фотография, и как копия всегда будет ниже тех случайных моделей, с которых писано, а те модели - скука. - Можно иногда, по поводу натуры, творить: как можно скорей - в один присест - не зарабатываться.
Необходимо: настроение, лиризм, оргия красок и впечатляющие образы. Пусть они будут неправильны, уродливы, но ярки, но характерны, чтобы зритель никогда не забыл этих независимых грез художника.
Ситуации картин - небывалые, рамы должны сливаться с общим настроением картины.
Типичность образов картины и ее техника должны быть подчинены до самозабвения художника-автора главной идее картины, статуи и ее символа.
В манере представления сюжета всего больше гармонирует примитив. Идеалом можно считать такое произведение, которое, например, если бы оно изображало папуасов, казалось бы зрителю, что это несомненное произведение самих папуасов.
Я обхожу все явления Великого Запада, который всегда идет впереди и создает все моды и в искусствах.
На прошлогодней отчетной выставке Академии художеств меня поразила картина Савинова.
К этой картине я должен сделать вступление. После эмпрессионизма - объективного живого схватывания впечатлений натуры - является настроение. С невольным неразборчиво формы выдвигается своеобразная, стройная пластика и захватывающая яркость неожиданных поющих красок... !...
Никогда еще прежде в литературе - писателям всего мира и нашим - не уделялось такого интереса к книгам Библии, как последние пятнадцать лет. Цитатами и подражаниями библейским пророкам теперь полна даже газетная беллетристика.
И вот, увидав картину Савинова, я почувствовал себя на Ниле в эпоху фараонов... Очаровательно! Сколько свету, сколько жизни. И при этом такой своеобразный тон библейской жизнерадостности!.. «Желтый Нил» потонул в тропическом солнце и сладко мерцает в голубоватых брызгах теплой воды.
Лошади, люди на берегу и в воде весело кишат и тонут в теплом душе...
Вот и девы египтянки, с восточными дробиными косами, тут тоже плещутся и тонут в тяжелой воде у самой рамы.
Все построение картины капризно, сломано. Без всякой логики натуры; лица, торсы, руки, фигуры громоздятся, кувыркаются и до нелепости не считаются с собственными проекциями на плоскости земли... Да ну ее перспективу. Как я рад! Поздравляю, поздравляю! И Совет профессоров поздравляю с этой уступкой новым влияниям в искусстве. Даже преступая неразборчиво традиции, Совет выше предрассудков рутины и справедливо наградил Савинова заграничной посылкой. Этого огромного таланта следует выделить.
Да, это уже не ученик, это своеобразный мастер! Справедливо! Справедливо!
- Как чувствуется эпоха фараонов!- кричу я соседу.
- Каких фараонов? Да ведь это называется «Купанье на Волге», - отвечает мне удивленный собеседник...
- Что вы!! Ну да, что мне за дело как назвали картину: я вижу Нил и эпоху фараонов. Это образчики лучших проявлений декадентства в живописи.
Худшее - это легионы непризнанных, бездарных, оголтелых модников, пристающих к неразборчиво движению опошлителей; во всех сферах так.

продолжение ...

















   Реклама:
   » 

"Репин плохой мыслитель. Это человек, вполне зависящий от настроения минуты, от последнего впечатления. В этом, положим, лучше всего сказывается его глубоко художественная натура, призванная отражать все, что творится вокруг нее. Но, к сожалению, Репин явился в такой момент, когда-то, что творилось, скорее можно было передать на словах, нежели в образах. Репин - дитя общества и времени, отвергнувших внешнюю культуру, следовательно, и пластическое искусство." (А.Н.Бенуа)

* * *

www.ilya-repin.ru, Илья Ефимович Репин, 1844-1930, olga(a)ilya-repin.ru

Rambler's Top100