на главную страницу            

   На главную    

   Биография

   Живопись

   Иван Грозный   
   Крестный ход   
   Запорожцы   
   Портреты   
   Приплыли   

   Графика

   О рисунках

   Лев Толстой

   Воспоминания

   Арт критика:    

   Шер   
   Бенуа   
   Иванов   
   Грабарь   
   Волынский   
   Кириллина   

   В "Пенатах"

   Репин и ТПХВ

   Репин в Питере

   Письма Репина

    Статьи Репина 

   Приложение

   Публикации

   Хронология

   Фото архив    

   Гостевая

   Музеи

Илья Репин

   Илья Репин
   1880-е годы

Илья Репин

   Илья Репин
   1910-е годы
   
  
   

Статьи:

О модернизме
Отзыв о художнике А.Белом
Эдельфельдт
О декадентстве
О смертной казни
Ответы на вопросы о театре
Искусство и его моды
О спектакле "Борис Годунов"
Об Италии
О "Пенатах"
Ответ анониму
О Польше
В Хельсинках
О И.М.Бунакове,
учителе Репина
- 2
О братьях Праховых
Заявления

   


Эдельфельдт

Слава Финляндии художник Альберт Эдельфельдт сошел со сцены... Во цвете лет, в полной силе своего таланта, во всеоружии художественных идеи, средств и техники! Высокий, красавец-мужчина, блестящий мастер, большую часть жизни провел в Париже. В этом мировом центре культуры и искусства, в этом бесконечном турнире артистов - национальностей всего света, где Эдельфельдт был всегда лауреатом.
Произведения его привлекают всех любителей, туристов, коллекционеров и в репродукциях вечно циркулируют повсюду. Почти все музеи Европы имеют образцы его превосходных созданий. Но большая доля их досталась его родине - национальному финскому музею Гельсингфорса.
Личность Эдельфельдта как человека и художника неотделима от Гельсингфорса, от угрюмой бедной Финляндии, «где солнце светит скупо», по выражению Фофанова, где угрюмый финн- «убогий пасынок природы», по выражению Пушкина, или у плоского берега Финского залива, привыкает молчать, ежась от сырости, вечно моросящего дождика, или в однообразном сосновом сыром лесу бродить меланхолически молча.
Во всем этом бедном, заеденном коростой мха, незатейливом пейзаже приземистый, кое-как прикрытый от холода, неповоротливый, необщительный, с неизменной холодностью в ледяных маленьких глазках, никогда не улыбающийся - финн в полной гармонии [...]. Но как только вы попадаете в Гельсингфорс, вы вдруг очутились в другом мире. Гельсингфорс - уголок Парижа - Европа. Великолепная архитектура своеобразно весела; бульвары смеются от радости веселой публики. Ее так много везде; тепло, гуляют в одних пиджаках и платьях, как в Европе; вас охватывает такое чувство свободы, как на гениальном Западе. Над всем царит статуя гениального Рунеберга - простого гражданина - вот как и все эти, что так независимо гуляют здесь по живописным улицам, по свободным, прекрасно вымощенным площадям [...] Давно ли это была беднейшая невежественная страна рабов, вечно голодных, как наши темные соотчичи бесправного сословия - крестьян. И вот в какие-нибудь сорок лет эта унылая крепостная Финляндия стала уголком Европы!.. Рунеберг переведен на языки всего мира, Эдельфельдт - художник, известный всему миру.

(Датируется 1905 годом - годом смерти Эдельфельта.)
Альберт Эдельфельт (1854-1905) - выдающийся финский живописец и график. Его творчество носит яркий национальный характер. Большую известность Эдельфельту принесли картины из народной жизни «Рыбаки» (1883), «Бабы из Руоколахти» (1887), «Прачки» (1893) и пейзажи родной природы, написанные с большим живописным мастерством. Помимо жанровой живописи, художник широко проявил себя в области портрета, книжной иллюстрации, декоративной живописи.

О декадентстве

Москва! Москва. Да, это Россия, и я опять верю, что Москва сделается центром русской жизни. Она - сердце России. И новое движение искусства! Я понимаю этот прыжок сильного зверя таланта. Да, индивидуальность - это гениальность органическая - ее ни скрыть, ни приобрести нельзя искусственно. Она стихийна и фатальна. Я говорю не о «декадентстве». Декадент - бракованная лошадь, с безнадежными пороками. Декадент непременно - в некотором роде бездарность. Природа не одарила его кадансом, ритмом в искусстве, и он непременно невежествен [...] Его претензии теоретические, резонерские, и он фатально делается шарлатаном. А несноснее всего это сословие оттого, что оно стадно. Скоп этих художественных убожеств - их спасение. Только в массе все их уродство, как трясина в лесу, представляет опасность для слабых любителей и им дает право устроиться своим лагерем: прокаженных, как верно обозвал их Стасов.
Довольно. Об убогих стыдно много говорить. «Вихрь» Малявина восхитил меня, и я, как старая полковая лошадь, услыхав военный оркестр, бубны, зычные голоса крепкоскулых песенников-солдат, невольно в душе загарцевал перед этой гениальной русской картиной. Вот символ русской жизни 905 и 906 гг.!!! Вот она: бесформенная, оглушительная, звонкая как колокола и трубы оргия красок.
И в этом хаосе стихийного урагана мазков богатыря-художника, привыкая понемногу к несмолкаемому гулу хаотического движения, я замечаю лица самых обыкновенных, самых русских баб, с их деревенской грацией, с загорелыми лицами и вечно черными, никогда не отмытыми, рабочими руками... Только в картинах Леонардо да Винчи попадаются такие загадочные улыбки. Но эти русские улыбки русских баб, с плохими зубами, с некрасивыми носами. И улыбки их страшны. Страшно, что в вихре своей «Метелицы», счастливо улыбаясь, они полны исполненной, давно желанной [неразборчиво]. Вот она торжествующая сила данная!!! Еще издали вся картина кажется колоссальным кровавым потопом...

(Статья писалась в 1906 году или немного позже, так как в ней упоминается картина Ф.Малявина «Вихрь» (1906, ГТГ).
Репин высоко ценил творчество своего ученика Ф.Малявина и неоднократно высказывал о нем самые восторженные отзывы:
«...А у нас в России гениальным представителем нового вида искусства я считаю Ф.Малявина. А самой яркой картиной революционного движения в России - его «Вихрь».
Еще издали это большое полотно поражает вас цветом свежей крови, залившей всю картину... Подходя, вы замечаете в хаосе окровавленных лохмотьев загадочно пляшущих русских баб...
В лицах и движениях фигур видна холодная оргия медленных движений и затаенной жестокости на спокойных с виду лицах» (И.Е.Репин. О моде в искусствах и о последней моде в изобразительном искусстве. НБА ЛХ СССР, Архив Репина, VII, А-2, К-35. Черновик. Автограф).
В 1907 году, в связи с отказом преподавать в Высшем художественном училище, Репин писал в заявлении президенту Академии художеств:
«Заместителем моим, если бы понадобилось мое мнение, я посоветовал бы пригласить Ф.А.Малявина. Несмотря на его хаотические картины, это человек необыкновенно одаренный и истинный художник»).

продолжение ...


"В "Художественном журнале" меня охарактеризовали как ремесленника живописи, которому решительно все равно, что бы ни писать, лишь бы писать. Сегодня он пишет из Евангелия, завтра народную сцену на модную идею, потом фантастическую картину из былин, жанр иностранной жизни, этнографическую картину, наконец, тенденциозную газетную корреспонденцию, потом психологический этюд, потом мелодраму либеральную, вдруг из русской истории кровавую сцену и т. д. Никакой последовательности, никакой определенной цели деятельности; все случайно и, конечно, поверхностно... Не правда ли, похожа эта характеристика?.. Что делать, может быть, судьи и правы, но от себя не уйдешь. Я люблю разнообразие." (Из письма Репина М.Федорову, 4 мая 1886 г.)

* * *

www.ilya-repin.ru, Илья Ефимович Репин, 1844-1930, olga(a)ilya-repin.ru

Rambler's Top100