на главную страницу            

   На главную    

   Биография

   Живопись

   Иван Грозный   
   Крестный ход   
   Запорожцы   
   Портреты   
   Приплыли   

   Графика

   О рисунках

   Лев Толстой

   Воспоминания

   Арт критика:    

   Шер   
   Бенуа   
   Иванов   
   Грабарь   
   Волынский   
   Кириллина   

   В "Пенатах"

   Репин и ТПХВ

   Репин в Питере

   Письма Репина

   Статьи Репина

   Приложение

   Публикации

   Хронология

   Фото архив    

   Гостевая

   Музеи

Илья Репин

   Илья Репин
   1880-е годы

Илья Репин

   Илья Репин
   1910-е годы
   
  
   


Сходка
(При свете лампы),
1883

 Первая страница 
Вторая страница
Третья страница
Четвертая страница
Пятая страница
Шестая страница
Седьмая страница
Восьмая страница
Девятая страница
Десятая страница
Одиннадц. страница
Двенадц. страница
Тринадц. страница
Четырнадц. страница
Пятнадц. страница

   


Герман Недошивин. Образ революционера у Репина

Задача предлагаемой работы - выяснить творческую историю одной из тем в творчестве Репина. Тема эта, численно у мастера не очень богатая, имела, однако, в искусстве великого русского художника исключительно важное значение. В течение почти всей своей творческой жизни Репин вновь и вновь брался за разработку этой темы. Ее можно было бы назвать темой судьбы русского революционера. Позже будет ясно, почему, по нашему мнению, тему эту следует определить именно таким образом, подчеркивая в ней момент интереса к судьбе революционера. Впервые мастер обратился к образам этого круга в 70-х годах, в первой половине 80-х годов разработка их достигла высшей точки, воплотившись в законченную форму «Не ждали», но и потом, в 90-х и 900-х годах, Репин несколько раз обращается к постоянно волновавшей его теме, впрочем, никогда более не доводя своих идей до степени совершенства и законченности картин 80-х годов. Нас прежде всего будет интересовать первая половина этой эволюции. Для историка искусства особый интерес представляет изучение того, как мастер, испробовав целый ряд различных сюжетов и решений, приходит наконец к «Не ждали». Весьма интересно попытаться раскрыть, как внутренне подготавливался, формировался, чеканился тот строй чувств, образов, идей, которые нашли свое законченное решение в замечательной картине 1884 года.
Художник не только не сразу нашел образ «Не ждали», пройдя через несколько промежуточных вариантов, но и к самой теме картины, к ее художественным проблемам он подошел лишь с течением времени, последовательно, не удовлетворяясь уже оформленными сюжетами. У каждого художника его заповедные темы вынашиваются годами. Они теснятся в его сознании сначала смутным хаосом образов, и художник не может еще с необходимой силой и яркостью различить в этом хаосе большое и малое, основное и побочное. Многократно возвращается он к воплощению такой темы, пока, наконец, из-под его кисти не выйдет создание, в котором мысль и чувств отольются чеканно, именно такими, какими они вначале чудились художнику в смутные минуты творческих поисков. Так же было у Репина с его «Не ждали». Картина эта явилась результатом долгих творческих поисков, притом первоначально очень далеких от сюжетного плана окончательного решения. Самый интерес художника к демократической, революционной борьбе является чем-либо загадочным. Лучшие представители русского искусств 60-80-х годов накрепко связали свою творческую жизнь с самыми передовыми идеями своего времени, явившись их пропагандистами и выразителями. Репин, воспитавшийся на Чернышевском и Добролюбове, прошедший свою первую идейную школу под руководством Крамского, не представлял исключения из общего правила. Действительность во всю ширь поставила вопрос о борьбе с крепостничеством и самодержавием, и такой чуткий и глубоко чувствующий художник, как Репин, не мог не волноваться всей душой этой насущнейшей проблемой времени. Из чего же исходил и к чему стремился мастер, решая эту первостепенной важности задачу?

Широкая и далеко идущая социальная критика была развернута уже мастерами 60-х годов во главе с Перовым. Его резкие сатирические картины раскрывали тяжелые социальные противоречия и несправедливости, они были насыщены горьким негодованием и гневным обличением. Дух критики царил теперь в русской живописи. Замечательно, однако, что в картинах шестидесятников главное внимание было уделено рассказу. Перова интересует прежде всего самое событие; в его произведениях действуют, сталкиваясь в различных обстоятельствах жизни, угнетатели и угнетенные, себялюбивое богатство и горемычная бедность. Борцом со злом выступал художник, честная душа которого не мирилась с общественными бедами. Творчество само становилось общественным служением. Естественно, что в центре круга идей живописи оказывался не герой борьбы с социальным неравенством, а вершители и жертвы людской несправедливости. Отсюда и понятно, почему рассказ стал главным средством художников-шестидесятников. Сказанное здесь о Перове и его соратниках 60-х годов относится и к 70-м годам. Эта последняя эпоха огромна по значению, но вследствие указанных причин искусство стало искусством без героя. И самый глубокий и чуткий из критиков-демократов, Салтыков-Щедрин отметил это в своем обзоре Первой передвижной выставки, выделив своим одобрением Ге и не пощадив своей жалящей насмешкой художников, поставивших себе целью трогать сердца картинами человеческих страданий. Была лишь одна область, где отчетливо обнаруживались иные устремления. Это был портрет. Перов и Крамской создали серию портретных образов необыкновенной глубины. Русское общество впервые увидело в этих образах свою душу. Это было раскрытие и высокой нравственной чистоты, и горчайших мук сердца, и самоотверженного мужества духа, и пламенной любви к людям. Это были уже не палачи и не жертвы - это были герои. «Салтыков» Крамского и «Достоевский» Перова - шедевры этой портретной серии. Часто мы лишь условно можем говорить о «героичности» этих портретов. В большинстве случаев это даже и не борцы. Но здесь интерес явно переместился. Русское общество узнавало не только об условиях и формах своего бытия - оно сознавало себя как силу, мыслящую и способную на борьбу. Одно дело - обличать, другое - понять и увидеть самого обличителя; одно дело - горевать и скорбеть, другое - проникаться мощной силой человека, способного бороться с судьбой.
Портрет 70-х годов именно в этом плане сыграл большую роль в развитии живописи 80-х годов. Русское искусство искало своего героя не в условно-героической схеме академического классицизма - великий Александр Иванов доказал невозможность этого пути. Антитеза идеального и реального преодолевалась иначе. Положительный образ был найден в портрете и оттуда пришел в картину. Достаточно сравнить «Христа» Крамского с его же «Салтыковым». То, что в первом все же бледно и априорно, то во втором сильно реальным воплощением настоящего трагического пафоса. Посетитель Третьяковской галереи легко почувствует это, если сопоставит в висящих рядом полотнах хотя бы руки: продуманно выразительные руки Христа, в которых отчетливо читаешь намерение мастера, и конвульсивно переплетенные пальцы Щедрина. Небезынтересно теперь в этой связи вспомнить, в какой мере является портретистом в своем исключительно многогранном искусстве Репин. Портрет помимо всего прочего, был для него завещанной ему учителями областью раскрытия позитивного значения русской жизни.

продолжение...


   Реклама:
   » 

"Приблизительность, непродуманность - самые подходящие слова для характеристики репинской живописи. И по части исполнения, и по части содержания она приблизительна, туманна, непродуманна. Репин - мягкий человек, с нежным, но непостоянным сердцем, с ярким умом, развившимся, однако, не в глубину и не в высоту, а как-то в ширину. Впечатлительность у него большая, но не цепкая, не прочная. В этом мощном силаче, как оно ни странно, много женственного: нежного, мягкого, но и неверного, непрочного."

* * *

www.ilya-repin.ru, Илья Ефимович Репин, 1844-1930, olga(a)ilya-repin.ru

Rambler's Top100