на главную страницу            

   На главную    

   Биография

   Живопись

   Иван Грозный   
   Крестный ход   
   Запорожцы   
   Портреты   
   Приплыли   

   Графика

   О рисунках

   Лев Толстой

   Воспоминания

   Арт критика:    

   Шер   
   Бенуа   
   Иванов   
   Грабарь   
   Волынский   
   Кириллина   

   В "Пенатах"

   Репин и ТПХВ

   Репин в Питере

   Письма Репина

   Статьи Репина

   Приложение

   Публикации

   Хронология

   Фото архив    

   Гостевая

   Музеи

Илья Репин

   Илья Репин
   1880-е годы

Илья Репин

   Илья Репин
   1910-е годы
   
  
   


Портрет
Т.Л.Толстой,
1893

Первая страница
Вторая страница
Третья страница
Четвертая страница
Пятая страница
Шестая страница
Седьмая страница
Восьмая страница
Девятая страница
Десятая страница
Одиннадц. страница
Двенадц. страница
 Тринадц. страница 
Четырнадц. страница
Пятнадц. страница

   


Герман Недошивин. О мастерстве Репина-портретиста

То, что мы отметили сейчас относительно цветового воздействия портретов Репина, можно было бы сказать также и о других элементах формы: о пластике, ритме и т.д. Не будем множить примеры. Довольно и сказанного, чтобы оценить, какое огромное, неотъемлемое значение имеет в создании образа в репинских портретах эмоциональная выразительность формы.
«Для передачи души у живописца есть только тело»,- говорил Стендаль. Это надо понимать не только буквально; не только черты лица, взгляд, поза, жесты и прочее позволяют художнику раскрыть духовную жизнь человека. Для этого ему служит вся совокупность слагаемых зрительно воспринимаемой формы: и музыка цвета, и экспрессия линейного ритма, и энергия пластической лепки, и композиция. Во всестороннем использовании всех этих средств живописи для глубокого и яркого раскрытия характера Репин - один из замечательнейших портретистов в мировом искусстве. В выражении сложной, порою противоречивой, порою трагической жизни человеческой души во всей ее интенсивности и одновременно конкретности Репин достигает больших вершин, и в этом ему вряд ли равен кто-либо из портретистов XIX века. Более того, Репин сумел внести свое, связанное с новыми задачами искусства, и в великую традицию классической живописи старых мастеров. Репин преклонялся перед Веласкесом, Рембрандтом, Гальсом. Он многому научился у них и в счастливые минуты поднимался на уровень их великих достижений - в «Пирогове», в дрезденском «Стасове», в «Стрепетовой». Но как не мог он превзойти их в цельности и силе человеческого образа, в мощи чувственного восприятия действительности, так не мог он удовлетвориться их способом трактовать человека, его характер, его взаимоотношения с миром. Ведь никогда еще дотоле перед искусством живописи не стояли задачи такой сложности, как в XIX веке. Крамской - глубочайший мыслитель среди русских живописцев - великолепно понимал как недостижимость для современников «героической» цельности классического искусства, так и то, что в новую историческую эпоху живопись уже не может удовлетвориться прежними задачами и решениями.

Новая эпоха повелительно требовала нового отношения искусства к действительности. В области сюжетной картины выдвигается на первый план непосредственное изображение окружающей общественной и частной жизни со всеми ее заботами и конфликтами. В области изображения человеческой личности, в частности в портрете, встает задача дать глубокий анализ напряженных противоречий душевного строя, размышлений и рефлексий человека XIX столетия, сложного мира борьбы, исканий, тревог, крушений и надежд. В образе необходимо было найти самую будничную непосредственность и вместе с тем неразрывную связь с окружающим миром. Это новое понимание человеческой личности впервые зазвучало в круге романтического искусства: у Гойи, Жерико, Делакруа, Михаловского, Брюллова. Но только во второй половине века окончательно сложилась новая концепция портрета. И Репин был одним из ее создателей. Чтобы оценить глубину проблемы и трудность творческого освоения нового художественного материала, надо иметь в виду не только живопись. Главенствовала в этой огромной работе, конечно, литература. В художественной прозе прежде всего изучался противоречиво-сложный характер человека со всем богатством его жизненных отношений. Еще Стендаль мечтал о героической цельности и исключительности шекспировских характеров, но он, вместе с Бальзаком, сделал много важных открытий в сложной, бурной душе обыкновенного человека XIX века.

Блажен, кто посетил сей мир
В его минуты роковые,
Его призвали всеблагие,
Как собеседника на пир...

Эти замечательные слова Тютчева с большой точностью передают характер душевного строя человека в эпоху самых грандиозных дотоле социальных конфликтов. Во второй половине столетия колоссальная фигура Толстого как бы олицетворила собой все завоевания на этом пути. Его анализ глубин человеческой души, сложных противоречий живого, стремящегося, борющегося человека оказал свое влияние далеко за пределами России и литературы. Может быть, в формировании репинской концепции человеческого характера немалую роль сыграли уроки Толстого. И потом, еще музыка. Эпоха обнаженных социальных конфликтов, невозможность для всякого проникновенного умом и глубокого чувством человека шить «в мире» с господствующим укладом жизни вызвала к жизни новый музыкальный симфонизм с его героикой борьбы, трагическими противоречиями, бесконечным развитием человеческой страсти. XIX век - век, когда музыка стала одним из самых важных для духовного развития человечества искусств - вместе с Бетховеном, Берлиозом, Чайковским! Вот в свете этих общих характерных тенденций развития художественной культуры XIX века мы можем по достоинству оценить новаторство портретных решений Репина.
Великий мастер нашел средства и формы полноценно и во всей «обыденной» Жизненной конкретности раскрыть характер своего современника, осмыслить его сложную, иногда трудную духовную жизнь, раскрыть конфликты личности, вставшей в непримиримое противоречие с господствующими формами жизни. Активная страсть репинских героев, столь часто присущий им дух беспокойства, борьбы находят себе в этом источник и эстетическое обоснование. Мещанское примирение с жизнью, самодовольное смакование уютной прозаической тривиальности Репину органически чужды: его страстно влечет к людям, идущим «против течения»,- так и в Толстом, и в Стасове, и в Мусоргском, и в Стрепетовой. Может быть, нигде это конфликтное восприятие жизни, а вместе с ним и драматизм образа человека не сформировались так ясно, как в знаменитом портрете-этюде Стрепетовой.

продолжение...


   Реклама:
   »  Для вас в нашей организации мебель под заказ предлагаем всем желающим.

"Приблизительность, непродуманность - самые подходящие слова для характеристики репинской живописи. И по части исполнения, и по части содержания она приблизительна, туманна, непродуманна. Репин - мягкий человек, с нежным, но непостоянным сердцем, с ярким умом, развившимся, однако, не в глубину и не в высоту, а как-то в ширину. Впечатлительность у него большая, но не цепкая, не прочная. В этом мощном силаче, как оно ни странно, много женственного: нежного, мягкого, но и неверного, непрочного."

* * *

www.ilya-repin.ru, Илья Ефимович Репин, 1844-1930, olga(a)ilya-repin.ru

Rambler's Top100