на главную страницу            

   На главную    

   Биография

   Живопись

   Иван Грозный   
   Крестный ход   
   Запорожцы   
   Портреты   
   Приплыли   

   Графика

   О рисунках

   Лев Толстой

   Воспоминания

   Арт критика:    

   Шер   
   Бенуа   
   Иванов   
   Грабарь   
   Волынский   
   Кириллина   

   В "Пенатах"

   Репин и ТПХВ

   Репин в Питере

   Письма Репина

   Статьи Репина

   Приложение

   Публикации

   Хронология

   Фото архив    

   Гостевая

   Музеи

Илья Репин

   Илья Репин
   1880-е годы

Илья Репин

   Илья Репин
   1910-е годы
   
  
   


Сходка
(При свете лампы),
1883

Первая страница
Вторая страница
Третья страница
Четвертая страница
Пятая страница
Шестая страница
 Седьмая страница 
Восьмая страница
Девятая страница
Десятая страница
Одиннадц. страница
Двенадц. страница
Тринадц. страница
Четырнадц. страница
Пятнадц. страница

   


Герман Недошивин. Образ революционера у Репина

Сцена получилась необыкновенно живая, легкая, естественная, полная приподнятого волнения. Ее центр - обаятельный лирический образ вернувшейся девушки, так прекрасно гармонирующий со светлой радостностью интерьера. Впечатление неожиданной радости передано с изумительной непосредственностью и эмоциональной силой. Это действительно «не ждали». Но если бы не одежда девушки, мы могли бы и не догадаться, кто же вернулся в это светлое девичье царство. Кто эта молодая, с открытым, смелым лицом путница, осталось бы неясным. В эскизе все внимание художника направлено на непосредственно лирическое развитие темы. Ее смысл - чистая радость возвращения. Эскиз-вариант «Не ждали» с его торжествующим пленэром принадлежит к числу лучших созданий репинского гения, но мучившие художника образы не получили в нем окончательного разрешения. Это была попытка решить тему, так сказать, эмоционально-поэтически, но тем самым оказались снятыми серьезные нравственно-психологические вопросы, которые назревали в «Не ждали».

Любопытно, что в то же время, как писался эскиз с девушкой, создавалась и другая картина на тему о революционерах, хотя и лежащая в ином плане, чем разбираемая нами цепь картин. Я имею в виду «Сходку» (Третьяковская галерея). Подобно «Не ждали» 1883 года, «Сходка» дает чисто лирическое, эмоциональное переживание темы, хотя и диаметрально противоположна по настроению. Однако и в «Сходке» дана не цепь глубоких психологических характеристик, а скорее общее напряженное и бурное настроение подпольного собрания. Настроение это концентрируется в образе рыжеволосого оратора, и подобно тому как девушка в «Не ждали» сливается с окружающим пленэром в едином душевном тоне, так и пламень волос говорящего в «Сходке» передает горячий, тревожный колорит этой картины. Правда, лирическая передача темы была своеобразным средством уйти от мелочной незначительности образов, но, выигрывая в эмоциональной силе, образы утрачивали в сложности. Вот почему Репин не бросил «Не ждали» и не стал развивать без изменений свой эскиз 1883 года, а принялся за основательную переработку общей идеи и 0тдельных образов картины. В начале 1884 года было уже готово новое большое полотно: окончательная редакция «Не ждали».
Сравнивая обе редакции, мы видим, что Репин удержал почти без всяких изменений обстановку дачной комнаты и общую мизансцену, то есть сохранил зрительно-чувственную основу образа, которая, очевидно, крепко сложилась в его творческом воображении, но он не оставил ни одной фигуры первого варианта, к тому же увеличив количество персонажей с четырех до семи. Это показывает, насколько не удовлетворяла Репина идейно-содержательная схема 1883 года. Прежде всего он заменяет центрального героя картины. Вместо девушки в комнату теперь входит мужчина. Атмосфера таинственности теперь окончательно и бесследно исчезла, и мы не должны и не можем догадаться, какими путями вернулся домой революционер. Его впустила в комнату горничная, из-за фигуры которой выглядывает любопытная кухарка. Приход его - не тайна. Соответственно конкретизировались и все прочие персонажи картины в отношении к главному герою. В комнате - его мать, жена, двое детей. Это пришел сын, муж, отец. Легко понять, какое значение имели оба эти момента для развития образа картины. Фабула упрощена до возгласа, ставшего названием картины: «Не ждали!», но внутреннее содержание безмерно обогатилось: это человек, вернувшийся после множества испытаний, на которые обрекло его святое выполнение его революционного долга. Он входит, чтобы узнать от своих близких, от своей семьи, поняли ли его. Быть может, и даже, наверное, для Репина бессознательно, в картине встала проблема морального императива долга и семьи. Комната по-прежнему сияет дачной чистотой и жарким летним солнцем. И вот в эту обстановку скромного мира вступает человек из другого мира, одетый в одежду каторжника. Он многое изведал, много выстрадал, познал и смелость дерзаний, и горечь неволи, он многое передумал, многим пожертвовал, пожертвовал и этим веселым уютом и этими самыми дорогими для него людьми. Как встретят его и что встретит он? Потрясающе психологическое мастерство Репина в характеристиках этой картины. Жена, сидящая у рояля, встрепенувшись в тревожной радости, замерла на секунду, будто не веря, боясь ошибиться. Девочка не узнала отца: исподлобья глядит она на незнакомца, робко съежившись. Шустрый мальчик в первое мгновение просто из любопытства заглянул через голову сестренки, но узнал, вернее, не узнал, а угадал и, раскрыв рот, жадно ожидает первого слова. Но замечательнее всего образ старухи-матери. Она первая узнала сына и, безмолвная, в черном траурном платье, поднялась навстречу ему, нагнулась вперед, вглядываясь в родные, но так изменившиеся черты. Левая рука, наполовину поднятая, одна передает все страстное волнение истосковавшегося сердца Матери, ибо лица ее мы почти не видим.

Замечательно выбран самый момент. Ссыльный только что ступил через Порог. Все замерли, и эта сотая доля секунды безмолвия до конца насыщена огромной душевной работой каждого. В следующий момент мать, рыдая, обнимет сына, бросится к мужу жена, закричат дети. Начнутся судорожные объятия, слезы... «Опоздай» Репин на. один момент - а следующий момент был бы куда Изобразительной и внешне красноречивее,- картина погибла бы. Но Репин не «опоздал». И зритель с замирающим сердцем созерцает это торжественное Мгновение неподвижности и тишины, мгновение, объемлющее годы страдании, тоски ожидания, надежд и отчаяния. Естественным трагическим узлом картины являются мать и сын. К матери обращает свой первый испытующий взор ссыльный, великой любовью отвечает ему трепещущая старуха-мать. И становится ясным, что никто в этой картине не предал идеалов вернувшегося страдальца, никто не осудил его, что здесь поняли его подвиг и мужественно несли свое горе. Еще не сказано ни слова но уже все ясно. Так раскрываются не только сила и мужество образа революционера - так раскрывается идея его нравственного оправдания, утверждение его морального долга.
С глубокой проникновенностью нашел Репин сюжет для раскрытия этой идеи. Именно возвращение в семью, когда испытывается своя личная любовь привязанность, свое счастье, дает возможность так возвышенно, так строго трактовать тему. В картине 1884 года Репин не отказался от пленэра. Но здесь он сдержаннее он не составляет стихии картины. Однако ликующее сияние солнца вносит в эмоциональный облик композиции какое-то разрешение, светлый оптимистический тон, снимающий трагическую коллизию образов.

продолжение...


"Ну, знаете, что я вам скажу - если какому-нибудь художнику или просто человеку не нравится Репин, то это не художник, а просто балда!" (Крымов Н.П.)

* * *

www.ilya-repin.ru, Илья Ефимович Репин, 1844-1930, olga(a)ilya-repin.ru

Rambler's Top100