Надежда Шер. Рассказ об Илье Репине
В настоящее время картина «Славянские композиторы» висит в Большом зале Московской Государственной консерватории имени Чайковского. Многие недоумевают: консерватория имени Чайковского, а на картине, где изображены славянские композиторы, нет Чайковского. Почему Н. Рубинштейн не включил его в список? Рубинштейн очень любил произведения Чайковского, превосходно их исполнял, но, когда Репин писал картину, Чайковский был еще малоизвестен как композитор- слава пришла к нему позднее.
8
С тех пор как Репин впервые увидел на Неве бурлаков, прошло четыре года. Все эти годы картина «Бурлаки» была главной его заботой, и даже шесть месяцев напряженнейшей работы над заказом Пороховщикова не могли оторвать его от любимых «Бурлаков». Они стояли в той же мастерской, что и «Славянские композиторы», и каждую свободную минуту он посвящал им.
И вот сдана заказная работа, прошли суматошные дни в «Славянском базаре», и Репин с молодой женой уехал на Волгу. На этот раз он ограничился Самарой. Поселились они в небольшом домике окнами на Волгу. Целые дни проводил Репин на берегу реки с бурлаками - рисовал, писал с них этюды. В Самаре пробыли недолго, скорей хотелось в Петербург, в мастерскую за работу. Сколько за эти годы сделано зарисовок, рисунков, этюдов, сколько эскизов - почти законченных картин! Вот последний вариант - «Бурлаки, идущие вброд»; он работает над ним, вернувшись в Петербург. Но все это только подготовительный материал, он нужен для того, чтобы глубже раскрыть тему, лучше, правдивее показать каждого бурлака, который войдет в картину.
Время шло, работа над картиной подходила к концу. И, как это бывало с Репиным всегда при окончании картины, работа двигалась все медленнее. «Помните, когда я кончал «Бурлаков», все по недельке оттягивал»,- говорил он Стасову. Сомнения одолевали его, а то вдруг нахлынет буйная радость и кажется - нашел он ее, свою картину.
...Берег Волги. Бесконечный волжский простор, бездонное небо, знойное солнце. Далеко-далеко стелется дым парохода, налево, поближе, замер парус маленького суденышка... По сырой отмели медленно, трудно идут бурлаки. Запряженные в кожаные лямки, тянут они тяжелую баржу. В первом ряду бурлаки-коренники: мудрец и философ, по словам Репина, Канин и в паре с ним такой же могучий богатырь, весь заросший волосами. За ними низко пригнулся к земле, натянул свою лямку Илька-матрос. Угрюмо, в упор смотрит прямо на зрителя этот крепкий, решительный, видавший виды матрос. А вот Ларька в розовой драной рубахе - нетерпеливый, озорной мальчишка, который чуть не потонул, когда с братом Репина попал под колесо парохода. Он только начинает свою бурлацкую жизнь, но сколько в нем огня, задора, как сердито смотрят глаза, как высоко поднял он голову, - такой ничего не боится, хоть и самый молодой из всех! А за Ларькой - старик, коренастый, сильный, прислонился к плечу соседа и торопится на ходу набить свою трубку; а дальше отставной солдат в сапогах, потом огромный бородатый бурлак оглянулся на баржу... И только последний старик обессилел, опустил голову, повис на лямке.
Одиннадцать человек... Опаленные солнцем лица, коричнево-красные, горячие тона одежды, песок отмели, отблески солнечных лучей на реке... И так хорошо развернута картина вширь, что зритель видит каждого бурлака в отдельности, с особыми чертами его характера и как бы читает повесть его жизни и вместе с тем жизни всей этой бурлацкой ватаги.
15 марта 1873 года Репин писал Стасову: «Наконец-то! Кончил я свою картину и поставил вчера на выставку.
Вы не можете себе представить, Владимир Васильевич, какое приятное чувство испытываю я теперь. Как гимназист, выдержавший экзамен. Тетради еще валяются на полу, все в беспорядке, а он, счастливый, ожидает со дня на день лошадей, чтобы уехать к родным на каникулы.
В самом деле, только теперь кончил я академический курс; только теперь я распрощаюсь с казенной скамейкой в моей казарменной мастерской. Ну, довольно.
Теперь неделю я буду гулять, а потом: я гляжу в эту минуту на Ваши две фотографические карточки и говорю точно с Вами, а потом припомните, не обещали ли Вы мне чего-то? Обещали посидеть для портрета. Исполните же, ради бога, свое обещание».
Так, едва закончив картину, Репин уже загорается новой работой и буквально в несколько сеансов пишет великолепный портрет Стасова.
Позднее, в разные годы он напишет еще несколько его портретов, но первый портрет сам Стасов считал лучшим. Необыкновенный по силе и правде выражения, портрет этот, по словам людей, знавших Стасова, удивительно передавал то напряженное и задорное выражение глаз, ту манеру вскидывать голову, с какой Стасов бросался в бой с противниками.
А в эти дни на годичной выставке в Академии художеств, где стояли «Бурлаки на Волге», происходило что-то невообразимое. К картине трудно было пробиться, ее буквально осаждали. Громкие восклицания, бурные восторги публики, художников, учащейся молодежи...
Академические профессора приняли картину очень сдержанно, а ректор академии Ф.А.Бруни считал даже, что картина Репина «Бурлаки на Волге» - «величайшая профанация искусства».
Завтра принимаюсь за этюды, пора, давно не писал с натуры», - пишет он Стасову.
Но начинать большую картину страшновато - нет никакой заказной работы, а пенсионерам академии денег высылают мало. Выручил Стасов. Брат его, коллекционер живописи, купил «Бурлаков, идущих вброд». Репин вздохнул свободнее. Под глубочайшим секретом сообщил он Стасову тему задуманной картины: Садко - богатый гость на дне морском выбирает себе невесту. Мимо него проходят красавицы итальянки, испанки, гречанки, француженки... Но никакие красавицы не могут сравниться с русской девушкой - девушкой-чернавушкой, на которую смотрит Садко.
Репину казалось, что тема картины ему близка, что выражает она его тогдашнюю тоску по родине. Он просит Стасова прислать ему былину о Садко, книгу о костюмах разных эпох, как можно больше рисунков морских растений и рыб. Стасов присылает ему все, что он просит. Репин изучает материалы, делает эскизы, пишет этюды... Когда в Париж приехал В.М.Васнецов, он уговорил его позировать для Садко. Случайно удалось Репину у приехавшей купчихи достать шубу с лисьим воротником, боярскую шапку. Этюд получился превосходный. Прекрасно написано и подводное царство - морские растения, чудища, рыбы, зеленоватая вода, вся пронизанная солнечным светом. Морское дно Репин писал в знаменитом парижском аквариуме с натуры. Работал он над картиной долго. Картина замучила его, «не задалась»: что-то было в ней безвкусное, провинциальное, и сам Репин это хорошо понимал.
Рядом с этой так измучившей Репина картиной в мастерской на мольберте стояла другая - «Парижское кафе». Русскому художнику трудно было писать картину из чужой, малознакомой ему жизни, но, казалось, трудность эта увлекала Репина. Он работал упорно - делал зарисовки на улицах, писал этюды с натуры, менял, счищал, подправлял, и хотя как-то сказал, что «Парижское кафе» получилось смешно и незрело», но сам не очень этому верил.
продолжение...
|