на главную страницу            

   На главную    

   Биография

   Живопись

   Иван Грозный   
   Крестный ход   
   Запорожцы   
   Портреты   
   Приплыли   

   Графика

   О рисунках

   Лев Толстой

   Воспоминания

   Арт критика:    

    Шер 
   Бенуа   
   Иванов   
   Грабарь   
   Волынский   
   Кириллина   

   В "Пенатах"

   Репин и ТПХВ

   Репин в Питере

   Письма Репина

   Статьи Репина

   Приложение

   Публикации

   Хронология

   Фото архив    

   Гостевая

   Музеи

Илья Репин

   Илья Репин
   1880-е годы

Илья Репин

   Илья Репин
   1910-е годы
   
  
   

Н.С.Шер о Репине:

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19

   


Надежда Шер. Рассказ об Илье Репине

В настоящее время картина «Славянские композиторы» висит в Большом зале Московской Государственной консерватории имени Чайковского. Многие недоумевают: консерватория имени Чайковского, а на картине, где изображены славянские композиторы, нет Чайковского. Почему Н. Рубинштейн не включил его в список? Рубинштейн очень любил произведения Чайковского, превосходно их исполнял, но, когда Репин писал картину, Чайковский был еще малоизвестен как композитор- слава пришла к нему позднее.

8
С тех пор как Репин впервые увидел на Неве бурлаков, прошло четыре года. Все эти годы картина «Бурлаки» была главной его заботой, и даже шесть месяцев напряженнейшей работы над заказом Пороховщикова не могли оторвать его от любимых «Бурлаков». Они стояли в той же мастерской, что и «Славянские композиторы», и каждую свободную минуту он посвящал им.
И вот сдана заказная работа, прошли суматошные дни в «Славянском базаре», и Репин с молодой женой уехал на Волгу. На этот раз он ограничился Самарой. Поселились они в небольшом домике окнами на Волгу. Целые дни проводил Репин на берегу реки с бурлаками - рисовал, писал с них этюды. В Самаре пробыли недолго, скорей хотелось в Петербург, в мастерскую за работу. Сколько за эти годы сделано зарисовок, рисунков, этюдов, сколько эскизов - почти законченных картин! Вот последний вариант - «Бурлаки, идущие вброд»; он работает над ним, вернувшись в Петербург. Но все это только подготовительный материал, он нужен для того, чтобы глубже раскрыть тему, лучше, правдивее показать каждого бурлака, который войдет в картину.
Время шло, работа над картиной подходила к концу. И, как это бывало с Репиным всегда при окончании картины, работа двигалась все медленнее. «Помните, когда я кончал «Бурлаков», все по недельке оттягивал»,- говорил он Стасову. Сомнения одолевали его, а то вдруг нахлынет буйная радость и кажется - нашел он ее, свою картину.
...Берег Волги. Бесконечный волжский простор, бездонное небо, знойное солнце. Далеко-далеко стелется дым парохода, налево, поближе, замер парус маленького суденышка... По сырой отмели медленно, трудно идут бурлаки. Запряженные в кожаные лямки, тянут они тяжелую баржу. В первом ряду бурлаки-коренники: мудрец и философ, по словам Репина, Канин и в паре с ним такой же могучий богатырь, весь заросший волосами. За ними низко пригнулся к земле, натянул свою лямку Илька-матрос. Угрюмо, в упор смотрит прямо на зрителя этот крепкий, решительный, видавший виды матрос. А вот Ларька в розовой драной рубахе - нетерпеливый, озорной мальчишка, который чуть не потонул, когда с братом Репина попал под колесо парохода. Он только начинает свою бурлацкую жизнь, но сколько в нем огня, задора, как сердито смотрят глаза, как высоко поднял он голову, - такой ничего не боится, хоть и самый молодой из всех! А за Ларькой - старик, коренастый, сильный, прислонился к плечу соседа и торопится на ходу набить свою трубку; а дальше отставной солдат в сапогах, потом огромный бородатый бурлак оглянулся на баржу... И только последний старик обессилел, опустил голову, повис на лямке.
Одиннадцать человек... Опаленные солнцем лица, коричнево-красные, горячие тона одежды, песок отмели, отблески солнечных лучей на реке... И так хорошо развернута картина вширь, что зритель видит каждого бурлака в отдельности, с особыми чертами его характера и как бы читает повесть его жизни и вместе с тем жизни всей этой бурлацкой ватаги.
15 марта 1873 года Репин писал Стасову: «Наконец-то! Кончил я свою картину и поставил вчера на выставку.
Вы не можете себе представить, Владимир Васильевич, какое приятное чувство испытываю я теперь. Как гимназист, выдержавший экзамен. Тетради еще валяются на полу, все в беспорядке, а он, счастливый, ожидает со дня на день лошадей, чтобы уехать к родным на каникулы.
В самом деле, только теперь кончил я академический курс; только теперь я распрощаюсь с казенной скамейкой в моей казарменной мастерской. Ну, довольно.
Теперь неделю я буду гулять, а потом: я гляжу в эту минуту на Ваши две фотографические карточки и говорю точно с Вами, а потом припомните, не обещали ли Вы мне чего-то? Обещали посидеть для портрета. Исполните же, ради бога, свое обещание».
Так, едва закончив картину, Репин уже загорается новой работой и буквально в несколько сеансов пишет великолепный портрет Стасова.
Позднее, в разные годы он напишет еще несколько его портретов, но первый портрет сам Стасов считал лучшим. Необыкновенный по силе и правде выражения, портрет этот, по словам людей, знавших Стасова, удивительно передавал то напряженное и задорное выражение глаз, ту манеру вскидывать голову, с какой Стасов бросался в бой с противниками.
А в эти дни на годичной выставке в Академии художеств, где стояли «Бурлаки на Волге», происходило что-то невообразимое. К картине трудно было пробиться, ее буквально осаждали. Громкие восклицания, бурные восторги публики, художников, учащейся молодежи...
Академические профессора приняли картину очень сдержанно, а ректор академии Ф.А.Бруни считал даже, что картина Репина «Бурлаки на Волге» - «величайшая профанация искусства».
Завтра принимаюсь за этюды, пора, давно не писал с натуры», - пишет он Стасову.
Но начинать большую картину страшновато - нет никакой заказной работы, а пенсионерам академии денег высылают мало. Выручил Стасов. Брат его, коллекционер живописи, купил «Бурлаков, идущих вброд». Репин вздохнул свободнее. Под глубочайшим секретом сообщил он Стасову тему задуманной картины: Садко - богатый гость на дне морском выбирает себе невесту. Мимо него проходят красавицы итальянки, испанки, гречанки, француженки... Но никакие красавицы не могут сравниться с русской девушкой - девушкой-чернавушкой, на которую смотрит Садко.
Репину казалось, что тема картины ему близка, что выражает она его тогдашнюю тоску по родине. Он просит Стасова прислать ему былину о Садко, книгу о костюмах разных эпох, как можно больше рисунков морских растений и рыб. Стасов присылает ему все, что он просит. Репин изучает материалы, делает эскизы, пишет этюды... Когда в Париж приехал В.М.Васнецов, он уговорил его позировать для Садко. Случайно удалось Репину у приехавшей купчихи достать шубу с лисьим воротником, боярскую шапку. Этюд получился превосходный. Прекрасно написано и подводное царство - морские растения, чудища, рыбы, зеленоватая вода, вся пронизанная солнечным светом. Морское дно Репин писал в знаменитом парижском аквариуме с натуры. Работал он над картиной долго. Картина замучила его, «не задалась»: что-то было в ней безвкусное, провинциальное, и сам Репин это хорошо понимал.
Рядом с этой так измучившей Репина картиной в мастерской на мольберте стояла другая - «Парижское кафе». Русскому художнику трудно было писать картину из чужой, малознакомой ему жизни, но, казалось, трудность эта увлекала Репина. Он работал упорно - делал зарисовки на улицах, писал этюды с натуры, менял, счищал, подправлял, и хотя как-то сказал, что «Парижское кафе» получилось смешно и незрело», но сам не очень этому верил.

продолжение...


   Реклама:
   »  Шины купить смоленск - автомобильные шины купить arsenal-shina.ru.

"Не знаю других областей искусства, но живопись у теперешних французов - так глупа, так пуста, что сказать страшно. Собственно, сама живопись талантлива, но одна живопись, содержания никакого... Для этих художников жизни не существует, она их не трогает. Идеи их дальше картинной лавочки не поднимаются". (И.Е.Репин о французской живописи)

* * *

www.ilya-repin.ru, Илья Ефимович Репин, 1844-1930, olga(a)ilya-repin.ru

Rambler's Top100