на главную страницу            

   На главную    

   Биография

   Живопись

   Иван Грозный   
   Крестный ход   
   Запорожцы   
   Портреты   
   Приплыли   

   Графика

   О рисунках

   Лев Толстой

   Воспоминания

   Арт критика:    

    Шер 
   Бенуа   
   Иванов   
   Грабарь   
   Волынский   
   Кириллина   

   В "Пенатах"

   Репин и ТПХВ

   Репин в Питере

   Письма Репина

   Статьи Репина

   Приложение

   Публикации

   Хронология

   Фото архив    

   Гостевая

   Музеи

Илья Репин

   Илья Репин
   1880-е годы

Илья Репин

   Илья Репин
   1910-е годы
   
  
   

Н.С.Шер о Репине:

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19

   


Надежда Шер. Рассказ об Илье Репине

Репин и его товарищи закончили свои конкурсные программы и теперь почти каждый день заходили в залы академии, где шла веселая, шумная работа по распаковке и развешиванию картин. Репин помогал рабочим, художникам, смотрел картины, слушал, что о них говорили. Вот москвичи: новые картины Перова - «Охотники на привале», «Рыболов»; картины Прянишникова - «Порожняки», «Погорельцы»; Саврасова "Грачи прилетели". Вот петербуржцы: «Петр I допрашивает царевича Алексея в Петергофе» - картина профессора Н.Н.Ге. Портреты Васильева, Антокольского, написанные Крамским, выглядят на выставке как-то параднее. А «Майская ночь» Крамского? Вспоминается Гоголь, и Репин решает перечитать его «Вечера на хуторе близ Диканьки».
Наконец выставка открыта. Первый день. Публика заполнила залы, и все прибывает. Крамской ходит по выставке озабоченный. Он все видит, всюду поспевает, на ходу переговаривается с артельщиками, проходит в соседний зал - ученический. Останавливается у картины Репина «Воскрешение дочери Иаира». Он уже видел ее, а здесь, на выставке, она как-то особенно захватывает его своим значительным, глубоким настроением, превосходной техникой и особенно тем, как чудесно удалось Репину «поймать» освещение. Он улыбается, вспоминает, как сам «ловил» луну для «Майской ночи». От этой улыбки у Репина холодеет сердце. Чему он улыбается? А Крамской подходит к Репину, жмет руку: «Прекрасно!» Одно слово - и у Репина гора с плеч.
Через несколько дней появилась восторженная статья Стасова о первой передвижной выставке, и кончалась она так: «Мы не сомневаемся, много тысяч людей перебывает на нынешней выставке, и твердо уверены, что большинство будет всякий раз заходить и в соседнюю залу, где на выставке учеников академии красуется чудесная программа г. Репина: «Воскрешение Иаировой дочери», окруженная целой толпой талантливых товарищей».
За картину «Воскрешение дочери Иаира» Репину присуждена была большая золотая медаль вместе со званием художника первой степени и правом на шестилетнюю командировку за границу.

7
Академия окончена. Впереди командировка за границу, но Репин просит разрешения отсрочить командировку и прожить первые три года на родине. Главное, что мешает ему ехать, - картина «Бурлаки», которая хотя и имела большой успех, но он-то знает, что над ней надо еще долго и много работать, что не все он сделал так, как хотел. Товарищи удивлялись его решению, а Поленов, который тоже получил золотую медаль и право поездки за границу, уговаривал его ехать вместе. Но Репин, казалось бы такой мягкий и уступчивый в жизни, когда дело касалось работы, никого не слушал и твердо стоял на своем.
Разрешение остаться и «путешествовать по России для изучения народного быта» было получено. Репин остался. Первый месяц после окончания академии, как водится, прошел в радостной суете, в подготовке к работе. Все улыбалось Репину: в мастерской ждала картина, а Вера Шевцова, которую он знал еще девочкой, согласилась стать его женой.
И вдруг, может быть, даже неожиданно для самого себя, он принял первый большой заказ: написать для концертного зала московской гостиницы «Славянский базар» картину-панно - групповой портрет русских, польских и чешских композиторов. До сих пор Репин не писал таких грандиозных картин. Место для картины приготовлено было над сценой, высоко, следовательно, и писать ее приходилось с расчетом на расстояние, декоративно. Возможно, Репина увлекла эта новая задача, да и 1500 рублей, которые предложил владелец гостиницы, были очень кстати и казались Репину огромным состоянием.
Список композиторов был составлен пианистом, дирижером, основателем и директором Московской консерватории - Николаем Григорьевичем Рубинштейном. В список вошли и композиторы давно умершие, и живые. Большинство фигур надо было делать с портретов, фотографий, и только М.А.Балакирева, Н.А.Римского-Корсакова, Э.Ф.Направника и Н.Г.Рубинштейна писал Репин с натуры. Идея такой картины многим казалась нелепой, а Иван Сергеевич Тургенев, узнав о картине, писал Стасову, что это будет «холодный винегрет живых и мертвых».
Но Стасов думал иначе. Всего несколько лет назад, когда в Петербург приезжали делегаты от славянских народов Запада и в честь гостей состоялся большой концерт славянской музыки под управлением М.А.Балакирева, Стасов на следующий же день поместил в газете статью, в которой говорил об особенном значении этого концерта для укрепления связей между славянскими народами. Об этом он писал не раз и теперь не мог не приветствовать репинской картины, которая, по его словам, служила той же цели. Интересно, что в этой же статье он впервые назвал молодых талантливых русских композиторов Балакирева, Бородина, Римского-Корсакова, Кюи, Мусоргского «Могучей кучкой», и название это утвердилось за ними и вошло в историю.
Конечно, Репин читал эту статью, не раз говорил со Стасовым о славянских композиторах, и тема картины как-то не смущала его - он смотрел на нее глазами Стасова. «...Мы с В.В.Стасовым, - писал Репин,- возлюбили сию картину и прилагали все старания, чтобы ее сделать и художественною и значительною».
Заказчик торопил Репина, буквально бомбардировал его письмами, телеграммами. Через два месяца после того как Репин начал работать над картиной, он уже требовал ее. Сохранилось ответное письмо Репина владельцу гостиницы. «Милостивый государь, Александр Александрович!- писал он ему. - Сколько крови перепортили Вы мне Вашими понуканиями! После последней Вашей телеграммы я просто работать не могу. Работа из-под палки возможна ли художнику?.. Клячу погоняют кнутом, но не рысака... Я лучше уничтожу картину и возвращу Вам деньги. Все равно Вам никто не исполнил бы к такому сроку. Я даю голову, если кто-нибудь в России пишет скорее меня и работает усерднее». Дальше Репин ставит заказчику ряд условий. «Если Вы согласитесь на эти условия - я продолжаю, если нет - я уничтожаю картину, готовый перенести самый строгий государственный суд».
После этого письма заказчик оставил Репина в покое. Около шести месяцев работал Репин над картиной, и просто непостижимо, как мог он в невероятно короткий срок справиться с такой огромной и сложной картиной. Она прекрасно скомпонована. В центре - русские композиторы: М.И.Глинка, Н.А.Римский-Корсаков, М.А.Балакирев, А.С.Даргомыжский... Справа у рояля - братья Антон и Николай Рубинштейны, А.Серов... За ними группа польских композиторов: Фредерик Шопен, Станислав Монюшко, скрипач К.Липинский... В левой части картины - чешские композиторы.
Ранней весной почти законченную картину, которую Репин писал в академической мастерской, перевезли в Москву. 10 июня 1872 года состоялось торжественное открытие «Славянского базара». «И, вообразите,- вспоминал много лет спустя Репин, - все-таки главным центром и тут заблистала моя картина: «особы» и даже иностранцы повлеклись к ней, и она надолго приковала к себе их просвещенное внимание. Идут толки, разговоры и расспросы на разных языках...» Среди гостей был даже какой-то заморский принц с целой свитой. Заказчик Пороховщиков сиял улыбками и счастьем, встречал гостей, расшаркивался, искал Репина.
- Где же вы? Ведь вы и не воображаете, какой успех! Все вас спрашивают... Пойдемте скорее, я вас представлю...
А Репин, вероятно, в глубине души понимал, что здесь, в «Славянском базаре», успех его был скорее успехом «в свете», и говорил об этом с чуть приметной усмешкой над собой. Но Стасов, Антокольский и многие художники одобрительно отзывались о картине, называли ее «выразительной, превосходной в красках», «чудесной».

продолжение...


   Реклама:
   » 

"На Передвижных выставках мы учились жизни, и на этих уроках самым драгоценным, самым желанным и светлым словом нам всегда представлялось последнее создание Репина. Это слово казалось и тогда уже обыкновенно несколько недосказанным, непродуманным, но эти недостатки возмещались изумительной страстностью и увлекательностью исполнения. Иногда нас, впрочем, смущала и некоторая непоследовательность, какая-то случайность, эпизодичность в выборе Репиным своих сюжетов. Но на это мы уже потому были готовы не обращать внимания, что были убеждены: главные слова Репина впереди." (А.Н.Бенуа)

* * *

www.ilya-repin.ru, Илья Ефимович Репин, 1844-1930, olga(a)ilya-repin.ru

Rambler's Top100