на главную страницу            

   На главную    

   Биография

   Живопись

   Иван Грозный   
   Крестный ход   
   Запорожцы   
   Портреты   
   Приплыли   

   Графика

   О рисунках

   Лев Толстой

   Воспоминания

   Арт критика:    

   Шер   
   Бенуа   
   Иванов   
   Грабарь   
   Волынский   
   Кириллина   

   В "Пенатах"

   Репин и ТПХВ

   Репин в Питере

   Письма Репина

   Статьи Репина

   Приложение

    Публикации 

   Хронология

   Фото архив    

   Гостевая

   Музеи

Илья Репин

   Илья Репин
   1880-е годы

Илья Репин

   Илья Репин
   1910-е годы
   
  
   

Публикации:

И.М.Степанов
И.Л.Бродский - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11
В.Н.Римский-Корсаков - 2 - 3 - 4
3.И.Крапивин - 2
В.Н.Москвинов - 2 - 3 - 4
Б.Д.Сурис - 2
А.А.Ильина
Вл.Серов

   


В дополнение к ранее опубликованной мною серии рисунков «Виды Петербурга», выполненных Репиным в начале 1890-х годов, репродуцируются четыре рисунка: «Невский проспект вечером» (1891), «Вокруг костра» (1891), «Каток ночью» (1892) и «Архангельские рыбаки на рынке», напечатанные в сентябрьском номере нью-йоркского журнала «Scribners Magazine» в 1892 году.
Рисунок «Невский вечером» явно рассчитан на американского читателя. Репин усилил элементы русской экзотики, поместив на первом плане лихо мчащуюся тройку с санями, погоняемую денщиком.
Вариант этого рисунка фигурировал на выставке картин и этюдов И.Е.Репина, Ю.И.Репина и В.Ф.Леви в Стокгольме в 1919 году и был назван в каталоге «Перспективой Невского проспекта времен Достоевского».
«Каток ночью», вероятно, вариант эскиза «Каток», выполненного в 1888 году (экспонировался в 1913 году на XIX выставке акварелей, рисунков и графики русских художников в галерее Лемерсье). В отличие от ряда рисунков этой серии, сделанных с натуры, он скомпонован в мастерской и носит иллюстративный характер.
Композиция «Вокруг костра» также имеет «прототип», каким является эскиз иллюстрации Репина к трактату Л.Н.Толстого «Так что же нам делать» (1888, ГРМ), на котором изображен Толстой на Хитровом рынке в толпе бродяг, греющихся у костра. В рисунке, сделанном для американского журнала, социальная проблематика снята и на первый план выдвинута живописно-пластическая задача. Изображен эпизод ночной жизни города. Группа людей, возможно сторожей, стоит у костра, разведенного на снегу. Ярко освещенная фигура одетого в тулуп дворника погружена в сизую мглу, в которой мерцает свет уличного фонаря. Большие тени на снегу и искры, летящие от костра, создают эффектную сцену ночной жизни большого города.
Рисунок «Архангельские рыбаки на рынке» был специально гравирован для печати в числе других шести рисунков этой серии художником Пеквел. На первом плане легким абрисом, почти пунктирно, намечены фигуры торговцев, воз с лошадью и ряды бочек с рыбой, на которых сидят два рыбака, одетых в меховые шубы и шапки.
Все эти рисунки имеют отчетливо выраженную жанровую основу и в какой-то мере продолжают цикл «уличных» картин и рисунков, выполненных Репиным в шестидесятых и семидесятых годах. Местонахождение рисунков неизвестно. Они, несомненно, остались в США.
В альбомах, приобретенных Третьяковской галереей у наследников художника, есть зарисовки петербургских улиц. Среди них наиболее интересен рисунок «Набережная Невы» (1890-е годы), хорошо передающий атмосферу городской жизни старого Петербурга. Панорама набережной увидена художником из окна верхнего этажа Академии художеств, возможно из квартиры, в которой он поселился, став профессором Академии.
В 1900 году Репин переезжает на постоянное жительство в Куоккала. Начинается новый этап в его биографии, связанный с «Пенатами» и совместной жизнью с Н.Б.Нордман-Северовой.
В начале нового века Репин создает одно из самых значительных своих полотен - «Торжественное заседание Государственного совета», выше которого подняться у него уже не было сил. В десятилетие, предшествующее Октябрьской революции, он пишет еще ряд картин, представляющих несомненный интерес, но уже явственно намечается спад его творческой энергии. Однако и в эти годы, по замечанию И.Э.Грабаря, «выпадали счастливые творческие часы, когда в обширной мастерской, построенной Репиным наверху дачи, удавались отдельные этюды и даже портреты». Как уже не раз отмечалось, Репин сохранил свое мастерство рисовальщика до самых поздних лет. Портретная галерея рисунков последней трети его жизни дополняется в нашей публикации большой серией альбомных зарисовок и несколькими работами, более длительными и законченными по выполнению. К первым относятся «П.П.Чистяков» (1901, собрание Л.И.Бродской, Москва), «А.И.Куинджи» (1906, Калининская областная картинная галерея), «Сенатор Ф.Г.Тернер» (собрание Я.А.Троупянского, Ленинград), «А.Ф.Кони» (1915, Музей изобразительных искусств Армянской ССР) и другие. Ко вторым можно отнести «Мужской портрет» (1913, ГТГ), выполненный углем, и психологически тонкий, очень «репинский» жанровый рисунок «Изголодался» (1908 , ГТГ), изображающий голодного мальчика с краюхой хлеба. Интересны эскизы «Петр Великий работает над слоновой костью» (1903, ГМИИ), отмеченный поисками образа, раскрытого в напряженном действии, и «Раненый запорожец» (1904, собрание Е.П.Климова, Москва), связанный с картиной «Запорожская вольница». Рисунок «Гимназисты» (1906, ГТГ) сделан для картины «17 октября 1905 года». Репин по-прежнему силен в экспрессии характеров, он сознательно ищет сюжетную ситуацию, дающую возможность психологически заострить характеристику человека. Даже в портрете он находит моменты, дающие ему возможность «зарядить» образ драматическим содержанием. Не случайно портрет А.Ф.Кони он называет «На распутье».
Примечательна серия рисунков, сделанная в живописной манере пером и кистью - большими пятнами водяных красок. Найдя красивый технический прием, он умело использует для выражения художественных замыслов тушь или сепию, а иногда чернила. Эти рисунки он исполнял, как пишет А.Комашка, пером «в сочетании с самодельной кистью из куска бумаги... Пером делал контуры, моделировал штрихами, а пятнами чернил, сепией он клал сочные пятна светотени».
В этой свободной технике, работая то пером, то кистью, то окурком, о чем вспоминает К.И.Чуковский, Репин достигал большой виртуозности. Особенно он увлекался тушью в 1910-х годах, рисуя друзей и близких. Рисунков подобного рода много в альбоме К.И.Чуковского «Чукокала».
Более ранний из публикуемых рисунков, сделанных черной сепией, - «На берегу моря» (1904, Киевский государственный музей русского искусства). В нем запечатлена вечерняя прогулка дачников вдоль морского берега в Куоккала. Эту сепию А.А.Сидоров справедливо считает «замечательной по смелости и новизне живописной «манеры».
Портреты Н.А.Городецкой (1914, собрание С.М.Городецкого, Москва), «Мужской портрет» (1915, частное собрание, Ленинград), В.И.Репиной (1915, музей Атенеум, Хельсинки) выполнены по времени близко друг к другу и имеют много общего.
В эти же годы написан портрет художника А.Комашки (1916, частное собрание, Чехословакия), жившего в 1910-х годах в «Пенатах», по характеру исполнения примыкающий к известному портрету Комашки (1915, собрание И.С.Зильберштейна, Москва), сидящего за столом.
По техническому приему близок к этой серии рисунков эскиз «Чтение о воле» (собрание А.Я.Полонского, Париж), датированный художником 1878 годом. Нет сомнения, что эта дата ошибочна и приписана значительно позднее, судя по почерку, в конце двадцатых годов. Рисунок, вероятно, исполнен в девяностых и девятисотых годах. Замысел картины, посвященной «освобождению» крепостных крестьян, остался неосуществленным. В эскизе изображено чтение манифеста о «воле», дарованной царским правительством крестьянам, которое совершается при участии духовенства. Изображенные на первом плане священник и стоящий рядом с ним сановник имеют явно сатирический оттенок.

продолжение ...


   Реклама:
   »  legzozerkalo.com

"В "Художественном журнале" меня охарактеризовали как ремесленника живописи, которому решительно все равно, что бы ни писать, лишь бы писать. Сегодня он пишет из Евангелия, завтра народную сцену на модную идею, потом фантастическую картину из былин, жанр иностранной жизни, этнографическую картину, наконец, тенденциозную газетную корреспонденцию, потом психологический этюд, потом мелодраму либеральную, вдруг из русской истории кровавую сцену и т. д. Никакой последовательности, никакой определенной цели деятельности; все случайно и, конечно, поверхностно... Не правда ли, похожа эта характеристика?.. Что делать, может быть, судьи и правы, но от себя не уйдешь. Я люблю разнообразие." (Из письма Репина М.Федорову, 4 мая 1886 г.)

* * *

www.ilya-repin.ru, Илья Ефимович Репин, 1844-1930, olga(a)ilya-repin.ru

Rambler's Top100