на главную страницу            

   На главную    

   Биография

   Живопись

   Иван Грозный   
   Крестный ход   
   Запорожцы   
   Портреты   
   Приплыли   

   Графика

   О рисунках

   Лев Толстой

   Воспоминания

   Арт критика:    

   Шер   
   Бенуа   
   Иванов   
   Грабарь   
   Волынский   
   Кириллина   

   В "Пенатах"

   Репин и ТПХВ

   Репин в Питере

   Письма Репина

   Статьи Репина

   Приложение

    Публикации 

   Хронология

   Фото архив    

   Гостевая

   Музеи

Илья Репин

   Илья Репин
   1880-е годы

Илья Репин

   Илья Репин
   1910-е годы
   
  
   

Публикации:

И.М.Степанов
И.Л.Бродский - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11
В.Н.Римский-Корсаков - 2 - 3 - 4
3.И.Крапивин - 2
В.Н.Москвинов - 2 - 3 - 4
Б.Д.Сурис - 2
А.А.Ильина
Вл.Серов

   


Репин хорошо знал старшую дочь Г.Н.Ге Марию, которая училась в то время пению и в восьмидесятых годах выступала в театрах Киева под фамилией Гай, а также дочь Веру, занимавшуюся живописью у Поленова, и сына Григория, ставшего впоследствии известным артистом. Репин встречался с сестрами Ге на вечерах у Боголюбова и Тургенева и написал их портреты.
Акварельный портрет в рост Веры Ге в украинском костюме, выполненный в 1876 году, как видно из списка раздела имущества Репина, художник хранил до самой смерти. При разделе имущества художника эта работа досталась его дочери Вере Ильиничне, от которой перешла в собрание художника В.Ф.Леви, где она хранилась до его смерти.
В 1875 году Репин начал писать портрет Зои Ге, но «сеансы затянулись, - писал художник в письме к Е.Ф.Юнге, - наступила жара так и до сих пор не кончил». Закончил Репин писать портрет Зои Ге или нет, до сих пор не было известно. Не значился портрет и в списках работ Репина. Фотографический портрет Зои Ге, напечатанный в биобиблиографическом словаре деятелей революционного движения в России, и фотографии, хранящиеся в архиве ее наследников, дают право утверждать, что «Украинка у плетня», написанная Репиным в 1876 году в Париже, является портретом Зои Ге. Это подтверждает и ее дочь Надежда Григорьевна. «Глаза, нос, складки губ и особенно взгляд - это точные копии моей матери; именно такой я ее помню с детства. Но особенно удачно, - добавила она, - художник передал выражение лица моей матери».
Первая фотография имеет дату 1882 года, вторая выполнена в начале 1876 года. Это групповой портрет членов интимного кружка, группировавшегося вокруг Боголюбова.
При сравнении фотографий с картиной Репина видно, что художник не только удачно передал вечернее освещение, которое хороню чувствуется на левой части лица, даже после повреждения картины огнем, но и сумел передать полное сходство портрета с оригиналом 8. Очевидно, поэтому Репин считал портрет Зои Ге удачным и очень интересовался мнением Стасова, прося его зайти мимоходом в магазин Беггрова и посмотреть этюд в малороссийском костюме «барышни-крестьянки» вечером у плетня.
Зоя Ге изображена художником в белой кофточке с вышитым украинским узором, в красной юбке, на шее надеты разноцветные бусы и монисты, голову украшают многочисленные цветные ленты. Они спускаются вниз, мягко переливаясь и сочетаясь с зеленоватыми рефлексами на кофточке, падающими от окружающей зелени. Ее смуглое лицо и остриженные темно-русые волосы освещены последними лучами заходящего солнца. Фиолетовые тени на лице чудесно сочетаются с окружающим цветом.
Спокойная и вместе с тем грациозная поза ее фигуры, со сложенными на груди руками, с устремленным на зрителя взглядом создает целостное и гармоничное настроение. Внимательный и сосредоточенный взгляд, слегка поджатые губы хорошо передают ее сильный и настойчивый характер.

Живя в Париже, Репин установил дружеские связи со многими революционерами, жившими тогда во Франции, и поддерживал их на протяжении многих лет. С А.Иванчиным-Писаревым и В.Фигнер Репин впоследствии переписывался. В восьмидесятых - девяностых годах художник нарисовал портреты революционерки X.Гельфман, возвратившегося из сибирской ссылки бывшего редактора «Народной воли» С.Н.Кривенко, а в 1910 году - портрет Н.А.Морозова. У Глеба Ивановича Успенского Репин часто бывал на вечерах, которые посещали многие революционеры.
С русскими революционерами Репин встречался на вечерах у Боголюбова, в доме Виардо-Тургенева и в русской библиотеке в Париже, Которая была организована в первых числах января 1875 года по инициативе русской студенческой молодежи и политических эмигрантов. Собрания учредителей происходили в доме Тургенева. «На этот раз председателем был я, - вспоминает Лопатин. - Я записывал ораторов кое-как, для себя, начальными буквами на клочке бумаги. Вдруг слышу из угла кричит мне кто-то: Поленов. Запишите... Записываю». Собрания членов библиотеки происходили довольно часто под председательством Г.А.Лопатина и в последующие годы, включительно до 1879 года. Они были многолюдны и оживленны. На них присутствовали студенты, эмигранты и члены русской колонии в Париже, в том числе Репин, Поленов, Боголюбов, К.Маковский и другие.
Учредители библиотеки вносили свои книги, журналы и газеты, а для пополнения денежными средствами, по предложению В.Серовой, организовали у Тургенева ряд литературно-музыкальных утренников.
Первое утро, как видно из программы, состоялось в доме Виардо-Тургенева 15(27) февраля 1875 года. На нем присутствовала вся русская колония Латинского квартала, где проживали революционеры-эмигранты и студенты. Литературное утро прошло с успехом. Успенский читал «Больную совесть», Курочкин «Старушонку», Тургенев «Живые мощи». Музыкальные номера исполняли Давыдов, талантливая пианистка Есипова и Виардо.
Другое литературно-музыкальное утро в пользу библиотеки состоялось 2(14) мая 1875 года. В программе приняли участие А.Рубинштейн, А.Писемский, И.Тургенев и П.Виардо. Ряд таких концертов состоялся в 1876 году и в последующие годы. Репин, аккуратно посещавший эти концерты, писал Стасову 12(24) апреля 1876 года: «В субботу, у Виардо, по инициативе И.С.Тургенева, был концерт в пользу библиотеки. Играл Сен-Сане с маленьким Виардо, пела Виардиха, читал Жан (Тургенев), пела Панаева, но главное - читал Эмиль Золя, какой он симпатичный!»
Денежные средства, поступавшие с концертов в пользу библиотеки, позволили пополнить ее различной литературой и снять для нее просторное светлое помещение. Библиотека вскоре стала центром русской колонии в Париже. В ней сходились для чтения литеатуры, а также послушать по различным вопросам лекции, «кроме студентов, еще молодые русские профессора и художники», посланные за границу для совершенствования в науках.
Многие из них стали членами этой библиотеки. «Среди них, - вспоминает революционер С.Г.Сватиков, - были художники И.Е.Репин, В.Д.Поленов, К.Маковский, затем политические эмигранты, но преимущественно учащаяся молодежь».

Молодежь, приезжавшая из России в Париж со страстным желанием учиться и совершенствоваться в науках и искусстве, попадала в революционную среду. Ее захватывали идеи социализма. В членах русской колонии она находила поддержку и помощь, а библиотека снабжала ее социалистической литературой.
Революционное движение в Западной Европе, несмотря на поражение Парижской коммуны, расширялось с каждым днем. Возник Первый Интернационал. Во главе его стояли творцы научного социализма Карл Маркс и Фридрих Энгельс. Идеями научного социализма были захвачены и русская молодежь и революционная эмиграция. Многие русские революционеры принимали активное участие в освободительном движении рабочего класса Запада.

продолжение ...


   Реклама:
   »  Удивительная бижутерия авторской работы на - http://irsenshop.ru/, заходи!

"Репин и теперь все еще в полном расцвете сил и мастерства. Но, увы - ожидать от него новых слов нечего. Он все сказал, он весь без утайки предстал перед нами, и теперь уже можно сказать решительное слово об этом большом художнике. Можно, но в то же время опасно, так как, без сомнения, мы, современники, находимся в самых невыгодных для правильной оценки условиях. Наш приговор фатально будет несправедливым и односторонним. Нет достаточной отдаленности, чтоб судить о настоящей величине Репина, нет достаточного спокойствия, чтоб беспристрастно говорить о художнике, который благодаря своей чрезмерной впечатлительности и нервности так часто менял свое отношение к молодому искусству, переходя от ярой защиты его к беспощадной вражде." (А.Н.Бенуа)

* * *

www.ilya-repin.ru, Илья Ефимович Репин, 1844-1930, olga(a)ilya-repin.ru

Rambler's Top100