на главную страницу            

   На главную    

   Биография

   Живопись

   Иван Грозный   
   Крестный ход   
   Запорожцы   
   Портреты   
   Приплыли   

   Графика

   О рисунках

   Лев Толстой

   Воспоминания

   Арт критика:    

   Шер   
   Бенуа   
   Иванов   
   Грабарь   
   Волынский   
   Кириллина   

   В "Пенатах"

   Репин и ТПХВ

   Репин в Питере

   Письма Репина

   Статьи Репина

   Приложение

    Публикации 

   Хронология

   Фото архив    

   Гостевая

   Музеи

Илья Репин

   Илья Репин
   1880-е годы

Илья Репин

   Илья Репин
   1910-е годы
   
  
   

Публикации:

И.М.Степанов
И.Л.Бродский - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11
В.Н.Римский-Корсаков - 2 - 3 - 4
3.И.Крапивин - 2
В.Н.Москвинов - 2 - 3 - 4
Б.Д.Сурис - 2
А.А.Ильина
Вл.Серов

   


Репин хорошо знал старшую дочь Г.Н.Ге Марию, которая училась в то время пению и в восьмидесятых годах выступала в театрах Киева под фамилией Гай, а также дочь Веру, занимавшуюся живописью у Поленова, и сына Григория, ставшего впоследствии известным артистом. Репин встречался с сестрами Ге на вечерах у Боголюбова и Тургенева и написал их портреты.
Акварельный портрет в рост Веры Ге в украинском костюме, выполненный в 1876 году, как видно из списка раздела имущества Репина, художник хранил до самой смерти. При разделе имущества художника эта работа досталась его дочери Вере Ильиничне, от которой перешла в собрание художника В.Ф.Леви, где она хранилась до его смерти.
В 1875 году Репин начал писать портрет Зои Ге, но «сеансы затянулись, - писал художник в письме к Е.Ф.Юнге, - наступила жара так и до сих пор не кончил». Закончил Репин писать портрет Зои Ге или нет, до сих пор не было известно. Не значился портрет и в списках работ Репина. Фотографический портрет Зои Ге, напечатанный в биобиблиографическом словаре деятелей революционного движения в России, и фотографии, хранящиеся в архиве ее наследников, дают право утверждать, что «Украинка у плетня», написанная Репиным в 1876 году в Париже, является портретом Зои Ге. Это подтверждает и ее дочь Надежда Григорьевна. «Глаза, нос, складки губ и особенно взгляд - это точные копии моей матери; именно такой я ее помню с детства. Но особенно удачно, - добавила она, - художник передал выражение лица моей матери».
Первая фотография имеет дату 1882 года, вторая выполнена в начале 1876 года. Это групповой портрет членов интимного кружка, группировавшегося вокруг Боголюбова.
При сравнении фотографий с картиной Репина видно, что художник не только удачно передал вечернее освещение, которое хороню чувствуется на левой части лица, даже после повреждения картины огнем, но и сумел передать полное сходство портрета с оригиналом 8. Очевидно, поэтому Репин считал портрет Зои Ге удачным и очень интересовался мнением Стасова, прося его зайти мимоходом в магазин Беггрова и посмотреть этюд в малороссийском костюме «барышни-крестьянки» вечером у плетня.
Зоя Ге изображена художником в белой кофточке с вышитым украинским узором, в красной юбке, на шее надеты разноцветные бусы и монисты, голову украшают многочисленные цветные ленты. Они спускаются вниз, мягко переливаясь и сочетаясь с зеленоватыми рефлексами на кофточке, падающими от окружающей зелени. Ее смуглое лицо и остриженные темно-русые волосы освещены последними лучами заходящего солнца. Фиолетовые тени на лице чудесно сочетаются с окружающим цветом.
Спокойная и вместе с тем грациозная поза ее фигуры, со сложенными на груди руками, с устремленным на зрителя взглядом создает целостное и гармоничное настроение. Внимательный и сосредоточенный взгляд, слегка поджатые губы хорошо передают ее сильный и настойчивый характер.

Живя в Париже, Репин установил дружеские связи со многими революционерами, жившими тогда во Франции, и поддерживал их на протяжении многих лет. С А.Иванчиным-Писаревым и В.Фигнер Репин впоследствии переписывался. В восьмидесятых - девяностых годах художник нарисовал портреты революционерки X.Гельфман, возвратившегося из сибирской ссылки бывшего редактора «Народной воли» С.Н.Кривенко, а в 1910 году - портрет Н.А.Морозова. У Глеба Ивановича Успенского Репин часто бывал на вечерах, которые посещали многие революционеры.
С русскими революционерами Репин встречался на вечерах у Боголюбова, в доме Виардо-Тургенева и в русской библиотеке в Париже, Которая была организована в первых числах января 1875 года по инициативе русской студенческой молодежи и политических эмигрантов. Собрания учредителей происходили в доме Тургенева. «На этот раз председателем был я, - вспоминает Лопатин. - Я записывал ораторов кое-как, для себя, начальными буквами на клочке бумаги. Вдруг слышу из угла кричит мне кто-то: Поленов. Запишите... Записываю». Собрания членов библиотеки происходили довольно часто под председательством Г.А.Лопатина и в последующие годы, включительно до 1879 года. Они были многолюдны и оживленны. На них присутствовали студенты, эмигранты и члены русской колонии в Париже, в том числе Репин, Поленов, Боголюбов, К.Маковский и другие.
Учредители библиотеки вносили свои книги, журналы и газеты, а для пополнения денежными средствами, по предложению В.Серовой, организовали у Тургенева ряд литературно-музыкальных утренников.
Первое утро, как видно из программы, состоялось в доме Виардо-Тургенева 15(27) февраля 1875 года. На нем присутствовала вся русская колония Латинского квартала, где проживали революционеры-эмигранты и студенты. Литературное утро прошло с успехом. Успенский читал «Больную совесть», Курочкин «Старушонку», Тургенев «Живые мощи». Музыкальные номера исполняли Давыдов, талантливая пианистка Есипова и Виардо.
Другое литературно-музыкальное утро в пользу библиотеки состоялось 2(14) мая 1875 года. В программе приняли участие А.Рубинштейн, А.Писемский, И.Тургенев и П.Виардо. Ряд таких концертов состоялся в 1876 году и в последующие годы. Репин, аккуратно посещавший эти концерты, писал Стасову 12(24) апреля 1876 года: «В субботу, у Виардо, по инициативе И.С.Тургенева, был концерт в пользу библиотеки. Играл Сен-Сане с маленьким Виардо, пела Виардиха, читал Жан (Тургенев), пела Панаева, но главное - читал Эмиль Золя, какой он симпатичный!»
Денежные средства, поступавшие с концертов в пользу библиотеки, позволили пополнить ее различной литературой и снять для нее просторное светлое помещение. Библиотека вскоре стала центром русской колонии в Париже. В ней сходились для чтения литеатуры, а также послушать по различным вопросам лекции, «кроме студентов, еще молодые русские профессора и художники», посланные за границу для совершенствования в науках.
Многие из них стали членами этой библиотеки. «Среди них, - вспоминает революционер С.Г.Сватиков, - были художники И.Е.Репин, В.Д.Поленов, К.Маковский, затем политические эмигранты, но преимущественно учащаяся молодежь».

Молодежь, приезжавшая из России в Париж со страстным желанием учиться и совершенствоваться в науках и искусстве, попадала в революционную среду. Ее захватывали идеи социализма. В членах русской колонии она находила поддержку и помощь, а библиотека снабжала ее социалистической литературой.
Революционное движение в Западной Европе, несмотря на поражение Парижской коммуны, расширялось с каждым днем. Возник Первый Интернационал. Во главе его стояли творцы научного социализма Карл Маркс и Фридрих Энгельс. Идеями научного социализма были захвачены и русская молодежь и революционная эмиграция. Многие русские революционеры принимали активное участие в освободительном движении рабочего класса Запада.

продолжение ...


"Не знаю других областей искусства, но живопись у теперешних французов - так глупа, так пуста, что сказать страшно. Собственно, сама живопись талантлива, но одна живопись, содержания никакого... Для этих художников жизни не существует, она их не трогает. Идеи их дальше картинной лавочки не поднимаются". (И.Е.Репин о французской живописи)

* * *

www.ilya-repin.ru, Илья Ефимович Репин, 1844-1930, olga(a)ilya-repin.ru

Rambler's Top100