на главную страницу            

   На главную    

   Биография

   Живопись

   Иван Грозный   
   Крестный ход   
   Запорожцы   
   Портреты   
   Приплыли   

   Графика

   О рисунках

   Лев Толстой

   Воспоминания

   Арт критика:    

   Шер   
   Бенуа   
   Иванов   
   Грабарь   
   Волынский   
   Кириллина   

   В "Пенатах"

   Репин и ТПХВ

   Репин в Питере

   Письма Репина

   Статьи Репина

   Приложение

    Публикации 

   Хронология

   Фото архив    

   Гостевая

   Музеи

Илья Репин

   Илья Репин
   1880-е годы

Илья Репин

   Илья Репин
   1910-е годы
   
  
   

Публикации:

И.М.Степанов
И.Л.Бродский - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11
В.Н.Римский-Корсаков - 2 - 3 - 4
3.И.Крапивин - 2
В.Н.Москвинов - 2 - 3 - 4
Б.Д.Сурис - 2
А.А.Ильина
Вл.Серов

   


Не удивительно, что, попав в такую обстановку и прожив в ней несколько лет, многие из молодежи становились либо активными революционерами, либо горячими сторонниками освободительного движения, каким был И.Е.Репин.
Под воздействием книг социалистического характера, приобретенных в магазине Франка по рекомендации Стасова, споров с Д.А.Татищевым, бывшим командиром лейб-гвардии полка во время восстания в Польше, о революционном движении в Польше и России и, наконец, в результате общения с русскими эмигрантами Лопатиным, Вырубовым и многими другими общественно-политические взгляды Репина настолько революционизируются, что он начинает мечтать о коммуне «и только в ней видит спасение человека», изобретает «план будущего города» и даже «образ жизни будущих коммунистов».
Репин не только мечтал о возрождении коммуны, о том времени, когда идеи братства, равенства и свободы проникнут в Россию, но и создал ряд произведений на эту тему. Из них прежде всего надо отметить картину «Баррикадные бои в Париже в 1871 г.» - яркое воплощение идеи низвержения капиталистического строя революционным путем. Она стала известна зрителю в 1931 году, когда впервые появилась на посмертной выставке Репина в Стокгольме и была воспроизведена на страницах иностранной прессы. Несмотря на плохое качество репродукции, в ней все же видно страстное стремление художника воссоздать героический эпизод борьбы за коммуну, показать храбрость и беспредельную преданность народных масс первой в мире революции рабочих.
Интерес Репина к международному движению рабочих не угасал. В 1883 году он создал известную картину «Поминальный митинг на кладбище Пер-Лашез в Париже». Многотысячная толпа на митинге изображена художником не случайно. Красное знамя, изобилие цветов в картине, алые флажки, реющие в воздухе, - все это заставляет зрителя остро почувствовать горячую любовь народа к героям Коммуны, его веру в то, что дело Коммуны продолжает жить и развиваться.
На этом митинге Репин встретил делегацию русских революционеров, которая пришла почтить память коммунаров и возложить венок на их могилу, а на другой день вместе со Стасовым был у П.Л.Лаврова, вокруг которого группировалась в Париже русская революционная эмиграция. «Среди той импровизированной компании, состоявшей из десяти - пятнадцати человек», был не только известный революционер А.Е.Орлов, о котором упоминает Репин в своих воспоминаниях, но и Г.А.Лопатин, Н.С.Русанов, И.И.Попов, Г.В.Плеханов, М.Н.Ошанина, С.Княжнин и другие. Некоторых из них Репин изобразил в картине «Поминальный митинг на кладбище Пер-Лашез в Париже», с других пытался написать портреты.
В 1889 году Репин снова побывал в Париже, где присутствовал на втором концерте русских музыкантов, данном 29 июня в зале Трокадеро. Здесь он вновь встретил П.Л.Лаврова, революционера И.И.Попова, привлекавшегося в 1884 году по делу Лопатина и сосланного в Забайкальскую область, а теперь редактора иркутской газеты «Восточное обозрение», и других русских революционеров-эмигрантов.
Многих политических эмигрантов Репин встретил у своего старого друга художника И.П.Похитонова на обеде 6 (18) июля. Здесь была А.Д.Похитонова, жившая в то время у двоюродного брата, после побега из сибирской ссылки, И.И.Попов, приехавший из Сибири на Всемирную выставку, и другие. В это время, пишет в своих воспоминаниях И.Попов, «через Похитонову-эмигрантку мы познакомились с ее братом, известным художником, а через него с другими художниками и между прочим с Антокольским. В мастерской Антокольского я видел все его скульптуры. Ходили мы с ним и по выставке». Если учесть, что Репин часто бывал у Антокольского, ходил с ним по Всемирной выставке и работал в его мастерской (написал превосходный портрет Антокольского во время работы), то можно предположить, что и в этот приезд в Париж он часто встречался с русскими революционерами.
К этому времени в Париж приехал В.В.Стасов. Вместе с ним, Г.В.Плехановым и П.Л.Лавровым Репин присутствовал 5 (17) июля 20 на первом учредительном конгрессе II Интернационала, организованного по инициативе Фридриха Энгельса. Здесь художник, слушая революционные речи многих видных деятелей рабочего движения Европы и России, выполнил ряд зарисовок - «Сицилийские анархисты (Изгнание анархиста Фенреа и его сторонников с конгресса)», «На собрании», «Выступающий оратор» и другие.
Приведенные выше материалы говорят о горячем интересе Репина к освободительному движению России и Запада, а также о том, что художник своим многогранным творческим трудом активно участвовал в борьбе за претворение в жизнь великих социалистических идеалов.

В. Н. Москвинов. Репин в Здравневе

Почти целое десятилетие (1892-1900) связано с пребыванием И.Е.Репина в витебской усадьбе Здравнево. Это - немаловажная веха в его жизни и творчестве. В то время Репин был на вершине славы, им были созданы почти все его лучшие творения; По-видимому, художнику нелегко достался его творческий взлет восьмидесятых годов. Он почувствовал необходимость основательного отдыха. Вероятно, пределом его творческого напряжения следует считать начало девяностых годов. В 1891 году в Петербурге, а затем в Москве была организована его персональная отчетная выставка. К этому времени художник мобилизовал все свои силы и закончил «Запорожцев», а также написал ряд других произведений. После этого в течение целого десятилетия им не было создано ничего равного работам предыдущего периода, хотя и в эти годы он выполнил целый ряд превосходных живописных портретов и рисунков.
Из многих писем начала девяностых годов видно, что Репин сильно устал и нуждался в длительном отдыхе. Его потянуло в деревню, в глушь.
Выставка принесла художнику большой успех и обеспечила его материально. Были проданы «Запорожцы» и целый ряд других картин и этюдов. Ренин решил купить дачу и жить там летние месяцы. Это было весной 1892 года.
Сначала Репин побывал в окрестностях Бологого, где смотрел продававшуюся там усадьбу. Сделка не состоялась. В мае того же года художник поехал в Белоруссию. Там, в пятнадцати верстах от Витебска, он приобрел у местной жительницы С. Яцкевич за двенадцать тысяч рублей имение Здравнево. Это была целая усадьба с большим домом и многочисленными надворными постройками. Вместе с усадьбой были приобретены стадо скота, лес, огороды и полевые пахотные земли - всего более ста десятин.
Не успел Репин совершить купчую, как уже с азартом принялся за новые обязанности. Он пишет своему другу Т.Толстой, что его теперь тянет в Здравнево «взяться за топор, вычищать лес, переустраивать около дома, укреплять набережную, которую безжалостно обрывает сердитая, бурливая Двина, и т.д.»
Все первое лето прошло под знаком большой, неустанной работы в новой усадьбе. Репин «по уши окунулся в животную жизнь». Он вырубает негодный лес, укрепляет циклопической кладкой размытые берега реки, сеет и убирает хлеб, косит траву на зимний корм скоту, разводит овощи.
Эта деловая жизнь переключившего свою энергию художника подробно и обстоятельно описана им в письмах. Много интересного о жизни Репина в Здравневе содержится в воспоминаниях писателя и военного прокурора А.В.Жиркевича, не раз навещавшего Репина в его имении. Ценные сведения имеются в письмах Репина художнице М.В.Веревкиной. В письме к ней, датированном 7 августа 1893 года, Репин пишет, что и второе деревенское лето было полно хлопот. Основная забота для него - перестройка дома и переоборудование его под мастерскую, надстройка большой башни. Художник измучился тем, что выбит из колеи и вынужден вместе с семьей поселиться в маленьком флигельке. Он сообщает, что у него свыше двадцати работников: плотники, маляры, штукатуры, пастух, экономка, домашняя работница, стряпуха, пастушка с дочерью, птичница и другие.

продолжение ...


   Реклама:
   » 

"Репин не оказывается тем великим художником, каким многие, кому он был дорог, желали его когда-то видеть. Он не тот здоровый и простой реалист, каким он представлялся в былое время в сравнении со своими товарищами - вовсе уже не простыми и здоровыми реалистами. Напротив того, и он оказывается скорее каким-то чрезмерно разносторонним, неточным и неглубоким «учителем», вечно стремившимся высказать свое мнение по поводу последних толков. В сущности, и он презрел самую живопись, меньше всего обратил внимание на внутренний смысл красок и линий."

* * *

www.ilya-repin.ru, Илья Ефимович Репин, 1844-1930, olga(a)ilya-repin.ru

Rambler's Top100