на главную страницу            

   На главную    

   Биография

   Живопись

   Иван Грозный   
   Крестный ход   
   Запорожцы   
   Портреты   
   Приплыли   

   Графика

   О рисунках

   Лев Толстой

   Воспоминания

   Арт критика:    

   Шер   
   Бенуа   
   Иванов   
   Грабарь   
   Волынский   
   Кириллина   

   В "Пенатах"

   Репин и ТПХВ

   Репин в Питере

   Письма Репина

   Статьи Репина

   Приложение

    Публикации 

   Хронология

   Фото архив    

   Гостевая

   Музеи

Илья Репин

   Илья Репин
   1880-е годы

Илья Репин

   Илья Репин
   1910-е годы
   
  
   

Публикации:

И.М.Степанов
И.Л.Бродский - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11
В.Н.Римский-Корсаков - 2 - 3 - 4
3.И.Крапивин - 2
В.Н.Москвинов - 2 - 3 - 4
Б.Д.Сурис - 2
А.А.Ильина
Вл.Серов

   


Не удивительно, что, попав в такую обстановку и прожив в ней несколько лет, многие из молодежи становились либо активными революционерами, либо горячими сторонниками освободительного движения, каким был И.Е.Репин.
Под воздействием книг социалистического характера, приобретенных в магазине Франка по рекомендации Стасова, споров с Д.А.Татищевым, бывшим командиром лейб-гвардии полка во время восстания в Польше, о революционном движении в Польше и России и, наконец, в результате общения с русскими эмигрантами Лопатиным, Вырубовым и многими другими общественно-политические взгляды Репина настолько революционизируются, что он начинает мечтать о коммуне «и только в ней видит спасение человека», изобретает «план будущего города» и даже «образ жизни будущих коммунистов».
Репин не только мечтал о возрождении коммуны, о том времени, когда идеи братства, равенства и свободы проникнут в Россию, но и создал ряд произведений на эту тему. Из них прежде всего надо отметить картину «Баррикадные бои в Париже в 1871 г.» - яркое воплощение идеи низвержения капиталистического строя революционным путем. Она стала известна зрителю в 1931 году, когда впервые появилась на посмертной выставке Репина в Стокгольме и была воспроизведена на страницах иностранной прессы. Несмотря на плохое качество репродукции, в ней все же видно страстное стремление художника воссоздать героический эпизод борьбы за коммуну, показать храбрость и беспредельную преданность народных масс первой в мире революции рабочих.
Интерес Репина к международному движению рабочих не угасал. В 1883 году он создал известную картину «Поминальный митинг на кладбище Пер-Лашез в Париже». Многотысячная толпа на митинге изображена художником не случайно. Красное знамя, изобилие цветов в картине, алые флажки, реющие в воздухе, - все это заставляет зрителя остро почувствовать горячую любовь народа к героям Коммуны, его веру в то, что дело Коммуны продолжает жить и развиваться.
На этом митинге Репин встретил делегацию русских революционеров, которая пришла почтить память коммунаров и возложить венок на их могилу, а на другой день вместе со Стасовым был у П.Л.Лаврова, вокруг которого группировалась в Париже русская революционная эмиграция. «Среди той импровизированной компании, состоявшей из десяти - пятнадцати человек», был не только известный революционер А.Е.Орлов, о котором упоминает Репин в своих воспоминаниях, но и Г.А.Лопатин, Н.С.Русанов, И.И.Попов, Г.В.Плеханов, М.Н.Ошанина, С.Княжнин и другие. Некоторых из них Репин изобразил в картине «Поминальный митинг на кладбище Пер-Лашез в Париже», с других пытался написать портреты.
В 1889 году Репин снова побывал в Париже, где присутствовал на втором концерте русских музыкантов, данном 29 июня в зале Трокадеро. Здесь он вновь встретил П.Л.Лаврова, революционера И.И.Попова, привлекавшегося в 1884 году по делу Лопатина и сосланного в Забайкальскую область, а теперь редактора иркутской газеты «Восточное обозрение», и других русских революционеров-эмигрантов.
Многих политических эмигрантов Репин встретил у своего старого друга художника И.П.Похитонова на обеде 6 (18) июля. Здесь была А.Д.Похитонова, жившая в то время у двоюродного брата, после побега из сибирской ссылки, И.И.Попов, приехавший из Сибири на Всемирную выставку, и другие. В это время, пишет в своих воспоминаниях И.Попов, «через Похитонову-эмигрантку мы познакомились с ее братом, известным художником, а через него с другими художниками и между прочим с Антокольским. В мастерской Антокольского я видел все его скульптуры. Ходили мы с ним и по выставке». Если учесть, что Репин часто бывал у Антокольского, ходил с ним по Всемирной выставке и работал в его мастерской (написал превосходный портрет Антокольского во время работы), то можно предположить, что и в этот приезд в Париж он часто встречался с русскими революционерами.
К этому времени в Париж приехал В.В.Стасов. Вместе с ним, Г.В.Плехановым и П.Л.Лавровым Репин присутствовал 5 (17) июля 20 на первом учредительном конгрессе II Интернационала, организованного по инициативе Фридриха Энгельса. Здесь художник, слушая революционные речи многих видных деятелей рабочего движения Европы и России, выполнил ряд зарисовок - «Сицилийские анархисты (Изгнание анархиста Фенреа и его сторонников с конгресса)», «На собрании», «Выступающий оратор» и другие.
Приведенные выше материалы говорят о горячем интересе Репина к освободительному движению России и Запада, а также о том, что художник своим многогранным творческим трудом активно участвовал в борьбе за претворение в жизнь великих социалистических идеалов.

В. Н. Москвинов. Репин в Здравневе

Почти целое десятилетие (1892-1900) связано с пребыванием И.Е.Репина в витебской усадьбе Здравнево. Это - немаловажная веха в его жизни и творчестве. В то время Репин был на вершине славы, им были созданы почти все его лучшие творения; По-видимому, художнику нелегко достался его творческий взлет восьмидесятых годов. Он почувствовал необходимость основательного отдыха. Вероятно, пределом его творческого напряжения следует считать начало девяностых годов. В 1891 году в Петербурге, а затем в Москве была организована его персональная отчетная выставка. К этому времени художник мобилизовал все свои силы и закончил «Запорожцев», а также написал ряд других произведений. После этого в течение целого десятилетия им не было создано ничего равного работам предыдущего периода, хотя и в эти годы он выполнил целый ряд превосходных живописных портретов и рисунков.
Из многих писем начала девяностых годов видно, что Репин сильно устал и нуждался в длительном отдыхе. Его потянуло в деревню, в глушь.
Выставка принесла художнику большой успех и обеспечила его материально. Были проданы «Запорожцы» и целый ряд других картин и этюдов. Ренин решил купить дачу и жить там летние месяцы. Это было весной 1892 года.
Сначала Репин побывал в окрестностях Бологого, где смотрел продававшуюся там усадьбу. Сделка не состоялась. В мае того же года художник поехал в Белоруссию. Там, в пятнадцати верстах от Витебска, он приобрел у местной жительницы С. Яцкевич за двенадцать тысяч рублей имение Здравнево. Это была целая усадьба с большим домом и многочисленными надворными постройками. Вместе с усадьбой были приобретены стадо скота, лес, огороды и полевые пахотные земли - всего более ста десятин.
Не успел Репин совершить купчую, как уже с азартом принялся за новые обязанности. Он пишет своему другу Т.Толстой, что его теперь тянет в Здравнево «взяться за топор, вычищать лес, переустраивать около дома, укреплять набережную, которую безжалостно обрывает сердитая, бурливая Двина, и т.д.»
Все первое лето прошло под знаком большой, неустанной работы в новой усадьбе. Репин «по уши окунулся в животную жизнь». Он вырубает негодный лес, укрепляет циклопической кладкой размытые берега реки, сеет и убирает хлеб, косит траву на зимний корм скоту, разводит овощи.
Эта деловая жизнь переключившего свою энергию художника подробно и обстоятельно описана им в письмах. Много интересного о жизни Репина в Здравневе содержится в воспоминаниях писателя и военного прокурора А.В.Жиркевича, не раз навещавшего Репина в его имении. Ценные сведения имеются в письмах Репина художнице М.В.Веревкиной. В письме к ней, датированном 7 августа 1893 года, Репин пишет, что и второе деревенское лето было полно хлопот. Основная забота для него - перестройка дома и переоборудование его под мастерскую, надстройка большой башни. Художник измучился тем, что выбит из колеи и вынужден вместе с семьей поселиться в маленьком флигельке. Он сообщает, что у него свыше двадцати работников: плотники, маляры, штукатуры, пастух, экономка, домашняя работница, стряпуха, пастушка с дочерью, птичница и другие.

продолжение ...


"Вот увидишь сам, как заблестит перед тобой наша русская действительность, никем не изображенная. Как втянет тебя до мозга костей ее поэтическая правда, как станешь ты постигать ее, да со всем жаром любви переносить на холст - так сам удивишься тому, что получится перед твоими глазами." (Из письма Репина Поленову в 1877 г.)

* * *

www.ilya-repin.ru, Илья Ефимович Репин, 1844-1930, olga(a)ilya-repin.ru

Rambler's Top100