на главную страницу            

   На главную    

   Биография

   Живопись

   Иван Грозный   
   Крестный ход   
   Запорожцы   
   Портреты   
   Приплыли   

   Графика

   О рисунках

   Лев Толстой

   Воспоминания

   Арт критика:    

   Шер   
   Бенуа   
   Иванов   
   Грабарь   
   Волынский   
   Кириллина   

   В "Пенатах"

   Репин и ТПХВ

   Репин в Питере

   Письма Репина

   Статьи Репина

   Приложение

    Публикации 

   Хронология

   Фото архив    

   Гостевая

   Музеи

Илья Репин

   Илья Репин
   1880-е годы

Илья Репин

   Илья Репин
   1910-е годы
   
  
   

Публикации:

И.М.Степанов
И.Л.Бродский - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11
В.Н.Римский-Корсаков - 2 - 3 - 4
3.И.Крапивин - 2
В.Н.Москвинов - 2 - 3 - 4
Б.Д.Сурис - 2
А.А.Ильина
Вл.Серов

   


К этому же циклу работ примыкает акварель «Пожарный» (ГМИИ). Лепка формы контрастами темных и высветленных планов, живой светотенью хорошо передает тревожный момент: пожарный в каске, с фонарем в руке, пробирается в темноте к месту катастрофы.
Интересный акварельный рисунок «Митинг» (ГМИИ) по технике и живописному почерку, а главное, по теме и ее трактовке можно отнести к 1905-1906 годам. Этот сюжет, несомненно, связан с революционными событиями тех лет.
В сборнике репродуцируются портретные живописные работы 1910-х годов: портрет А.Л.Андреевой-Шкилондзь (1910, собрание А.Л.Андреевой-Шкилондзь, Стокгольм), «Пейзаж» (1910, частное собрание, Ленинград), «Прокуратор» (1912, музей Атенеум, Хельсинки), «Этюд к мужскому портрету» (1915, местонахождение неизвестно), «Мужской портрет» (1916, частное собрание, Москва), «Натурщица с собакой» (Областная галерея изобразительных искусств в Готвальдове), «Автопортрет» (1915, Областная галерея изобразительных искусств в Готвальдове), «Портрет инженера-технолога Я.М.Венгерова» (1916, ГТГ) и другие.
Этюды к картинам, над которыми в те годы работал Репин: «Студент» (Национальная галерея в Праге) - этюд к картине «17 октября 1905 года» и «Пушкин» (1912, Национальная галерея в Праге)- этюд к картине «Пушкин па набережной».
Портрет артистки шведской Королевской оперы А.Л.Андреевой-Шкилондзь (1910) - один из трех ее портретов, исполненных Репиным, о которых стало известно только теперь благодаря розыскам И.М.Карпинского. Артистка написана в светлой кофточке с накинутой на плечи красной шалью и с красным платком на голове. Вариант этого портрета был сделан в 1915 году, в нем Шкилондзь изображена в той же кофточке, но уже без шали (собрание Монсона, Стокгольм). Третий портрет артистки, написанный в 1916 году в Куоккала, находится в Стокгольмском оперном театре. Артистка изображена в розовом бальном платье, на фоне огромного светлого зала с горящими большими люстрами. По словам И.М.Карпипского, «портрет настолько узкий, что производит впечатление вырезанного из большой картины».
Необходимо здесь исправить ошибку, допущенную И.Э.Грабарем в его монографии «Репин», в которой репродуцированный портрет А.Л.Андреевой-Шкилондзь ошибочно назван портретом артистки Беллы Горской из собрания Центрального музея Татарской АССР в Казани. Это явное недоразумение, так как музей Татарской АССР портретом А.Л.Андреевой-Шкилондзь, как и портретом Беллы Горской, не располагает.
«Мужской портрет» (1915, 1916) остается нерасшифрованным. Судя по тому, что художник писал эту модель дважды, она представляла для него значительный интерес. Портрет написан живо, в этюдной манере, как и «Прокуратор» (1916), широко и энергично проложенный кистью, и «Портрет инженера-технолога Я.М.Венгерова», которого Репин также писал дважды (1915, Курская областная художественная галерея; 1916, ГТГ).
«Автопортрет» (1915) мало известен в Советском Союзе. Он был написан по заказу И.Э.Грабаря для Третьяковской галереи, но остался в «Пенатах», откуда попал в Чехословакию. Репин написал себя в рост, за работой у мольберта, с палитрой, привязанной к поясу. Этот портрет - важное звено в большой серии автопортретов Репина, составляющих многолетнюю иконографическую летопись жизни художника. В нем он запечатлел свой облик в пору начавшейся старости, которую встретил с кистью в руке, не опустив ее до последних своих дней.
Картина «Натурщица с собакой» (галерея в Готвальдове) написана поверх незаконченного большого портрета Ф.И.Шаляпина, позировавшего в 1914 году в «Пенатах» на большом диване, со своим мопсом Булькой, История этого портрета подробно изложена И.С.Зильберштейном в его статье, напечатанной в «Художественном наследстве».
После нескольких сеансов Шаляпин, гостивший у Репина, должен был уехать. Художник продолжал работать над портретом уже без натуры и удачно начатую голову с хорошо переданным сходством после переработки ухудшил, а затем весь портрет уничтожил. Вскоре он написал на этом холсте обнаженную натурщицу, сидящую на том же диване и с тем же мопсом.
«Натурщица с собакой» написана, судя по фотографии, рыхло, без натуры (по акварели с Н.Б.Нордман-Северовой) и вряд ли может восполнить утрату шаляпинского портрета. Сделанный недавно Национальной галереей в Праге рентгеновский снимок, о чем сообщает В.Фиала, отчетливо показал лицо Шаляпина.
Несомненно, что рентгеновские лучи могут помочь обнаружить немалое количество произведений Репина. Известно, что одна из наиболее значительных портретных работ юного Репина - портрет В.А.Шевцовой (1869, ГРМ) - написана на портрете неизвестного мужчины. В тени одной из складок кофты, в которую одета Шевцова, отчетливо виден очень живо изображенный карий глаз. При внимательном рассмотрении вырисовывается мужское лицо, перевернутое в отношении к голове Шевцовой. Нет никакого сомнения, что ее портрет написан поверх другого, мужского портрета. Это подтвердил сделанный реставрационными мастерскими Государственного Русского музея рентгеновский снимок, обнаруживший под верхним слоем красок портрет мужчины с небольшими усами и клинообразной бородкой-эспаньолкой. Лицо его ясно читается, видны многие подробности. При дальнейшем изучении, возможно, удастся выяснить, кто именно был изображен на этом портрете. Так, в 1960-х годах рентген помог узнать еще об одном неизвестном произведении Репина. О поисках его сообщил на Репинских чтениях в Институте имени И.Е.Репина искусствовед А. Н.Савинов.
Еще одно открытие принес рентгеновский снимок картины «Бурлаки на Волге», на котором обнаружилась записанная художником голова бурлака.
Известно также, что эскиз «Тайная вечеря» (1893) выполнен на одном из незадавшихся худолшику портретов И.С.Тургенева, а под картиной «Монахиня» (1878, ГТГ), написанной с Софьи Алексеевны Репиной, изображена она же, но в бальном платье.
Один из ранних портретов Репина «Семенок Маринич» (1876) написан на портрете А.А.Шевцова, брата жены художника, о чем последний пишет в письме А.А.Добрускину (см. стр. 80 настоящего издания). По свидетельству А.В.Жиркевича, «Царевна Софья» написана на холсте, на котором была написана картина «Узник». Все это требует дополнительных специальных исследований.
Наиболее поздняя запись художником своих полотен относится к 1914 году, когда он на неудавшейся картине «Смерть А.А.Зиновьева» (эпизод из русско-японской войны), выполненной еще в 1906 году, написал картину, также неудачную, «Козьма Крючков».
Все эти записанные произведения, загубленные автором «в жестокий час искушения», свидетельствуют о большой требовательности художника к себе.
Произведения Репина 1900-х и 1910-х годов относятся к позднему периоду его творчества. За ним следует последний период, отделенный исторической чертой 1917 года.
Этот период, явившийся завершающим этапом творческого пути Репина, отмечен значительным спадом его мастерства. Но и в эти годы художнику иногда удавалось дряхлеющей рукой создавать интересные произведения.

продолжение ...


   Реклама:
   » 

"Репин и теперь все еще в полном расцвете сил и мастерства. Но, увы - ожидать от него новых слов нечего. Он все сказал, он весь без утайки предстал перед нами, и теперь уже можно сказать решительное слово об этом большом художнике. Можно, но в то же время опасно, так как, без сомнения, мы, современники, находимся в самых невыгодных для правильной оценки условиях. Наш приговор фатально будет несправедливым и односторонним. Нет достаточной отдаленности, чтоб судить о настоящей величине Репина, нет достаточного спокойствия, чтоб беспристрастно говорить о художнике, который благодаря своей чрезмерной впечатлительности и нервности так часто менял свое отношение к молодому искусству, переходя от ярой защиты его к беспощадной вражде." (А.Н.Бенуа)

* * *

www.ilya-repin.ru, Илья Ефимович Репин, 1844-1930, olga(a)ilya-repin.ru

Rambler's Top100