на главную страницу            

   На главную    

   Биография

   Живопись

   Иван Грозный   
   Крестный ход   
   Запорожцы   
   Портреты   
   Приплыли   

   Графика

   О рисунках

   Лев Толстой

   Воспоминания

   Арт критика:    

   Шер   
   Бенуа   
   Иванов   
   Грабарь   
   Волынский   
   Кириллина   

   В "Пенатах"

   Репин и ТПХВ

   Репин в Питере

   Письма Репина

   Статьи Репина

   Приложение

    Публикации 

   Хронология

   Фото архив    

   Гостевая

   Музеи

Илья Репин

   Илья Репин
   1880-е годы

Илья Репин

   Илья Репин
   1910-е годы
   
  
   

Публикации:

И.М.Степанов
И.Л.Бродский - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11
В.Н.Римский-Корсаков - 2 - 3 - 4
3.И.Крапивин - 2
В.Н.Москвинов - 2 - 3 - 4
Б.Д.Сурис - 2
А.А.Ильина
Вл.Серов

   


Если парижская картина «Садко в подводном царстве» и была весьма отдаленным откликом на симфоническую картину «Садко», то другая знаменитая картина Репина - «Царь Иоанн Грозный и сын его Иван», - по собственному его признанию, была им создана под «неотразимым впечатлением», которое на него произвела музыка, и именно: произведение Римского-Корсакова.
В беседе с сотрудником газеты «Русское слово» И.Е.Репин рассказал, что слушал в Москве в 1881 году «новую вещь Римского-Корсакова - «Месть». Эта фраза Репина требует некоторого уточнения. Во-первых, «Месть» - это вторая часть симфонии «Антар» - «Сладость мести». Во-вторых, это был, очевидно, не 1881-й, а 1882 год. На концерте 15 августа 1882 года под управлением Н.А.Римского-Корсакова на Всероссийской промышленно-художественной выставке исполнялся «Антар». Репин присутствовал на этом концерте и зарисовал Николая Андреевича за дирижерским пультом, о чем речь была уже выше. В 1881 году «Антар» в Москве не исполнялся.
Суть, однако, не в этом, а в том воздействии музыкального произведения на впечатлительного художника, которое вызвало творческий позыв «воплотить в живописи то настроение, ибо Грозный убил сына не из мести, а в порыве страсти и неудержимого гнева, которое создалось под влиянием этой музыки».
Вот эти давно прошедшие, но вспомнившиеся впечатления от музыки и от также давнишних непосредственных общений Репина и Римского-Корсакова несомненно в какой-то степени перенесены были на сына композитора.
В результате - письма к Римскому-Корсакову - сыну в дружеском тоне и проявление внимания к нему в виде присылки рисунка, навеянного давно любимыми произведениями Римского-Корсакова - отца.

3. И. Крапивин. Из жизни и творчества И. Е. Репина в Париже

5 мая 1873 года Репин вместе со своей семьей выехал за границу в качестве пенсионера Академии художеств. Первые месяцы пребывания за границей Репин провел в Италии, потом переехал в Париж, где и прожил до 1876 года.
Устроившись на Монмартре, как сообщил Репин, в «квартале коммунистов», где жили защитники Коммуны и группировалась значительная часть русских революционеров, Репин заинтересовался произведениями авторов, «изгнанных из России», книгами «о революции 48 года», «о последних делах и движении коммунистов» и просил Стасова, как компетентного человека в этой области, написать ему, где он может достать их в Париже. Получив воодушевляющее письмо от Стасова и купив рекомендованные книги, Репин принялся за работу. Целыми днями он чертит «эскизы из русской истории, из былин и даже из песен», у него возникает такое множество всевозможных сюжетов, что не успевает зачерчивать, «так и лезут в голову, спать не дают», - пишет он Стасову.
В первых числах декабря 1873 года в Париж приезжает его друг и товарищ по Академии В.Д.Поленов. Вместе с Поленовым с утра до вечера они работают над своими картинами: пишут с натуры этюды, портреты, разрабатывают композиции, а вечерами наслаждаются чтением чудесных писем Реньо, мысли которого были так дороги и близки их взглядам, либо занимались офортом. Так незаметно проходит их время до возвращения в последних числах февраля 1874 года опекуна русских художников в Париже Алексея Петровича Боголюбова.
С возвращением Боголюбова из Петербурга в Париж жизнь русской колонии значительно оживает. Начинаются вечера в салоне Боголюбова. Эти вечера носили разнообразный характер. На 'них занимались рисованием, чтением, музыкой, пением, танцами. Их посещали художники со своими женами, музыканты, артисты, писатели и многие русские помещики, проживавшие в то время в Париже.
На вечерах у Боголюбова Репин встречает И.С.Тургенева, а через некоторое время, по заказу П.М.Третьякова, пишет его портрет. Работая над этим портретом, Репин встречается в квартире Тургенева с другом Герцена философом-позитивистом Г.Н.Вырубовым и видным русским революционером Г.А.Лопатиным.
Лопатин был живой и общительный человек, интересный собеседник и рассказчик. Его революционная жизнь была полна различных событий и приключений. В ранней молодости, еще студентом университета, он привлекался к следствию по делу о беспорядках на лекциях доцента физики Ленца. В 1866 году он был привлечен по делу Каракозова о покушении на Александра II и до своего ареста руководил конспирацией оставшихся кружков и связей между ними. В 1870 году Лопатин похитил из Кадниковской ссылки, прямо из-под носа жандармов, видного идеолога народнического движения П.Л.Лаврова, достал ему заграничный паспорт и вместе с ним уехал в Париж. В 1871 году Лопатин снова приехал в Россию с целью освободить из сибирской ссылки и увезти за границу Н.Г.Чернышевского. Достигнув Иркутска, Лопатин стал жертвой предательства, потерпел неудачу и попал в тюрьму. Отсюда он совершил побег, но его по горячему следу настигли и вернули на старое место. Через некоторое время он повторил побег, но его снова арестовали и доставили обратно в Иркутский острог. В феврале 1873 года он совершил третий побег, добрался до Петербурга, женился на курсистке. А.Аспентовой (Карали) и тайно с ней уехал за границу. В эмиграции Лопатин почти постоянно жил в Париже, изредка приезжал в Лондон к Карлу Марксу и Фридриху Энгельсу. В Париже Лопатин часто навещал Тургенева по делам подпольного революционного журнала «Вперед». Журнал издавался в Женеве П.Л.Лавровым, а субсидировал его И.С.Тургенев. В связи с этим Лопатин приходил к Тургеневу, и здесь состоялось его знакомство с Репиным, который писал в то время портрет Тургенева.
Общение Репина с Германом Александровичем Лопатиным несомненно способствовало сближению его с политическими эмигрантами.
В Париже находились в то время многие деятели кружка Н.В.Чайковского: Д.А.Клеменц, А.И.Иванчин-Писарев, С.Н.Кривенко, Л.С.Клячко, М.И.Кутитонская и другие. В 1874 году сюда приехала большая группа русской студенческой молодежи из Цюриха - С.Бардина, Л.Фигнер, сестры Александровы и другие высланные из Швейцарии по просьбе царского правительства. Приезжали в Париж Н.А.Морозов, С.М.Кравчинский и В.Н.Фигнер - впоследствии известные деятели революционного движения. Здесь временно жили писатели Г.И.Успенский и Н.С.Курочкин. Сюда приехали в 1874 году шестидесятница В.С.Серова, по выражению Е.Г.Мамонтовой, активная участница самых «крайних партий этого горячего времени» 4 и семья Г.Н.Ге (брат художника Н.Н.Ге).
Сам Г.Н.Ге жил в то время в Николаеве, работал советником в городской управе и, по отзыву начальника херсонской жандармской управы, отличался «крайне вредным в политическом отношении направлением». В доме Ге в начале восьмидесятых годов скрывалась от царских ищеек В.Н.Фигнер. По заданию Фигнер и своей дочери Зои, принимавшей активное участие в работе революционных кружков Николаева и Одессы, Григорий Николаевич занимался распространением революционной литературы и пропагандой в народе. Поэтому, очевидно, его имя и было занесено в биобиблиографический словарь деятелей революционного движения России рядом с его дочерью Зоей.

продолжение ...


"Приблизительность, непродуманность - самые подходящие слова для характеристики репинской живописи. И по части исполнения, и по части содержания она приблизительна, туманна, непродуманна. Репин - мягкий человек, с нежным, но непостоянным сердцем, с ярким умом, развившимся, однако, не в глубину и не в высоту, а как-то в ширину. Впечатлительность у него большая, но не цепкая, не прочная. В этом мощном силаче, как оно ни странно, много женственного: нежного, мягкого, но и неверного, непрочного."

* * *

www.ilya-repin.ru, Илья Ефимович Репин, 1844-1930, olga(a)ilya-repin.ru

Rambler's Top100