на главную страницу            

   На главную    

   Биография

   Живопись

   Иван Грозный   
   Крестный ход   
   Запорожцы   
   Портреты   
   Приплыли   

   Графика

   О рисунках

   Лев Толстой

   Воспоминания

   Арт критика:    

   Шер   
   Бенуа   
   Иванов   
   Грабарь   
   Волынский   
   Кириллина   

   В "Пенатах"

   Репин и ТПХВ

   Репин в Питере

   Письма Репина

   Статьи Репина

   Приложение

    Публикации 

   Хронология

   Фото архив    

   Гостевая

   Музеи

Илья Репин

   Илья Репин
   1880-е годы

Илья Репин

   Илья Репин
   1910-е годы
   
  
   

Публикации:

И.М.Степанов
И.Л.Бродский - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11
В.Н.Римский-Корсаков - 2 - 3 - 4
3.И.Крапивин - 2
В.Н.Москвинов - 2 - 3 - 4
Б.Д.Сурис - 2
А.А.Ильина
Вл.Серов

   


«Искусством почти не занимался, - пишет он, - меня рвали на куски все эти люди, работающие для меня. Расчеты, указания, советы, перебранки за порчу и т.д. - все это скучно, утомительно и надсадительно. И все это мне надоело, и я хочу уйти в искусство. Куда-нибудь в Италию, и на всю оставшуюся мне, уже, конечно, недолгую, жизнь. А между тем трудно оборвать все веревки, которыми я добровольно и так накрепко привязываюсь к почти чуждой мне среде».
Наконец, дом с башней готов. Художник запечатлел его в нескольких зарисовках. Этим закончилось беспокойное лето, после чего Репин осуществил задуманную им поездку в Италию. В сентябре 1893 года он покидает Здравнево и едет в Петербург, а ровно через месяц выезжает с сыном за границу. Эта поездка длится всю зиму и весну следующего года. Лишь в начале мая 1894 года путешественники возвращаются домой, в Петербург. Но уже через две недели Здравнево вновь зовет Репина к себе.
Вскоре после приезда художника, 3 июня, умер его престарелый отец, живший в Здравневе. Сын похоронил отца на сельском кладбище. В конце июня в Здравнево приехала жена художника, Вера Алексеевна, с которой у него уже давно испортились отношения. «Здесь так нужна хозяйка», - как бы оправдываясь, сообщает он в письме Е.Званцевой. Чувствуется, что в этих словах сквозит скрытый намек на неудовлетворенность художника своей семейной жизнью. В ряде других писем этих лет к своим близким друзьям Репин пишет о неутоленном желании найти новую подругу жизни. Все это приводит постепенно к разрыву Репина с семьей, к переезду его в «Пенаты».
Неспокойный, импульсивный характер художника не мирится с постоянной оседлой жизнью. Размеренная и спокойная жизнь становится ему в тягость. Деревенское захолустье начинает художнику претить, и его вновь тянет в город.
К этому же периоду относится известный разрыв Репина со Стасовым, вызванный идейными шатаниями художника, сближение его с Академией художеств и согласие стать одним из ее профессоров-руководителей. Все его письма этого времени полны оправдания перед историей, объяснений в причинах ссоры со Стасовым, доводами в пользу новых взглядов на искусство, которые художник подробно изложил в известных статьях, частично написанных в Здравневе.
Работы по благоустройству имения продолжались и последующие годы. Репин был удовлетворен тем, что его деревенская мастерская наконец завершена и он мог там спокойно работать. Приехавший летом 1895 года ненадолго в гости в Здравнево А.Жиркевич свидетельствует о некоторых художественных удачах лета, об уравновешенном настроении художника. Вновь Репин высказывает полное удовлетворение сельской жизнью. Он хочет навсегда остаться в этом уголке. Но ему снова надоедает растительная жизнь провинции, и он начинает тосковать по столице. Вскоре эти настроения становятся преобладающими. В целом письма 1895 года уже характеризуются угасанием сельских интересов, в них главенствуют заботы о петербургских делах, временно оставленных. Диапазон общественных и творческих интересов художника был слишком обширен, чтобы его могли всерьез и надолго захватить чисто хозяйственные увлечения.
Однако необходимость отдыха для семьи заставила Репина еще два лета подряд пробыть в Здравневе, где художник немало работал. В следующем, 1898 году он был в деревне лишь часть мая, а затем половину августа. Июнь и июль он провел в путешествии по Востоку, куда поехал за материалами для картины «Искушение» («Иди за мною, Сатано»). «Совсем почти не удалось мне нынче отдохнуть в Здравневе», - жаловался Репин в письме А.Жиркевичу 16 августа 1898 года 6. Он сообщал ему, что недавно вернулся из Палестины и уже в конце августа должен отправляться в Питер.
В 1899 году Репин съездил в Здравнево лишь на несколько дней, в июле, а затем вернулся в Петербург: надо было оканчивать разные незавершенные работы. Следующий, 1900 год ознаменовался в жизни художника знакомством с писательницей Натальей Борисовной Нордман-Северовой, с которой он провел все лето за границей. В этом году Репин приезжал в свое имение также ненадолго.
Такова вкратце летопись событий в годы пребывания Репина в Здравневе.
Перейдем к более важной стороне жизни и деятельности художника в здравневский период - к его творчеству.
Просматривая списки работ Репина, созданных в девяностые годы, мы не находим ни одного значительного произведения, если не считать картины «Дуэль», известной в трех вариантах. Эта тема частично разрабатывалась в Здравневе. Все варианты картины значительны своими живописными достоинствами и говорят о том, что в техническом отношении кисть Репина нисколько не ослабела. На необычайной высоте остался психологизм, свойственный вообще таланту Репина. Композиция «Дуэль» подробно освещена в литературе о великом художнике.
Значительные усилия посвятил Репин в девяностые годы претенциозной и не имевшей успеха картине «Иди за мной, Сатано» (известны два варианта; оба погибли: один из них уничтожил сам автор, другой сгорел в Харькове во время фашистской оккупации). А.Жиркевич вспоминает, как много работал Репин в Здравневе над эскизами этой картины, какими мучениями сопровождались поиски отдельных образов композиции. Однажды писатель предложил художнику совершить совместную поездку на Кавказ - посмотреть там в натуре освещение гор при закате и проверить наметившуюся в эскизах воздушную перспективу. Поездка состоялась в конце августа - начале сентября 1899 года. Она принесла желаемые результаты. И все же картина получилась надуманной: художник-реалист, приверженец жизненной правды, вынужден был заниматься сочинительством. Образы Христа и сатаны получились в картине насквозь фальшивыми и выдуманными.
Живя в Здравневе, Репин создал немало интересных этюдов, а также портретов. Особенно последние удались художнику; некоторые из них по проникновенности и глубине исполнения, по широте обобщения и типизации вполне могут быть причислены к разряду так называемых портретов-картин.
К наиболее значительным из них следует отнести портрет дочери Веры, известный под названием «Осенний букет». Это первоклассное художественное произведение - одно из самых поэтических созданий великого художника. Портрет создан в течение первой здравневской осени 1892 года.
В то же лето Репиным были созданы еще два портрета-картины: «Белорус» и «Охотник» (портрет дочери Нади с ружьем). Первый из них отличается великолепным решением пленерной задачи, а также психологической трактовкой образа. Вместе с «Осенним букетом» он открывает как бы новую веху в портретном творчестве Репина. В обеих картинах художник по-новому, с большой живописностью и радостным восприятием жизни воссоздает реальную красоту мира. Богатство и разнообразие цвета, свобода живописного письма - отзвук художественных исканий новой эпохи. Можно предположить, что эти работы Репина писались не без воздействия творчества его недавнего ученика - В.А.Серова.

продолжение ...


"Искусство я люблю больше всего на этой земле. Даже больше самой добродетели. Люблю тайно, ревниво, неизлечимо - как старый пьяница. Где бы я ни был, чем бы ни развлекался, как бы ни восхищался, чем бы ни наслаждался, - искусство всегда и везде в моей голове, в моих желаниях - лучших, сокровеннейших." (Репин И.Е.)

* * *

www.ilya-repin.ru, Илья Ефимович Репин, 1844-1930, olga(a)ilya-repin.ru

Rambler's Top100