на главную страницу            

   На главную    

   Биография

   Живопись

   Иван Грозный   
   Крестный ход   
   Запорожцы   
   Портреты   
   Приплыли   

   Графика

   О рисунках

   Лев Толстой

   Воспоминания

   Арт критика:    

   Шер   
   Бенуа   
   Иванов   
   Грабарь   
   Волынский   
   Кириллина   

   В "Пенатах"

   Репин и ТПХВ

   Репин в Питере

   Письма Репина

   Статьи Репина

   Приложение

    Публикации 

   Хронология

   Фото архив    

   Гостевая

   Музеи

Илья Репин

   Илья Репин
   1880-е годы

Илья Репин

   Илья Репин
   1910-е годы
   
  
   

Публикации:

И.М.Степанов
И.Л.Бродский - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11
В.Н.Римский-Корсаков - 2 - 3 - 4
3.И.Крапивин - 2
В.Н.Москвинов - 2 - 3 - 4
Б.Д.Сурис - 2
А.А.Ильина
Вл.Серов

   


Можно только пожалеть, что фресковая картина на столь важную тему погибла, и о ней осталось лишь глухое упоминание. Следует еще сказать о фресковой работе Репина с изображением своей собаки Пегаса. Эту собаку он очень любил и писал и рисовал ее не раз. В альбоме 1895-1896 годов, принадлежащем Третьяковской галерее, содержится немало рисунков. На одном из них мы видим крестьянского мальчика с посохом и котомкой за плечами; на другом - деревню у опушки леса и лежащую собаку. Возможно, эти рисунки исполнены также в Здравневе.
Лето 1897 года было занято исполнением и обработкой эскизов картин «Иди за мной, Сатано» и «Дуэль».
Среди работ 1898 года следует отметить рисунок, изображающий молодых художников И.М.Тряпичникова, К.А.Вещилова и сына художника, Юрия, на этюдах. Этот рисунок подтверждает свидетельство Л.А.Шевцовой-Споре о том, что Репин не только не жалел средств для помощи нуждающимся ученикам, но и содержал некоторых из них целые годы. Так, упомянутые здесь Тряпичников и Вещилов зимой проживали на полном обеспечении в его квартире в здании Академии художеств, а на летние месяцы он брал их с собою на дачу.
В предпоследнем здравневском, 1899 году Репин был в деревне лишь краткое время. Все же он успел сделать два рисунка (ГТГ), на одном из которых изображена сцена косьбы, на другом - вид Западной Двины с тремя идущими бурлаками. Первый из этих рисунков датирован 22 июля. На нем имеется приписка: «Здравнево».
Остальные листы альбома, в котором обнаружены вышеупомянутые рисунки, заполнены кавказскими зарисовками, имеющими отношение к картине «Иди за мной, Сатано».
В этюдах и рисунках, сделанных на Кавказе, выверялись воздушная перспектива и закатное освещение, необходимые в картине. Последний здравневский, 1900 год был малопродуктивным в творческой биографии художника. Репин съездил в деревню ненадолго, и то после длительной поездки за границу, где у него появились новые интересы. Мы имеем в виду уже упомянутое знакомство с Н.Б.Нордман-Северовой, сопровождавшей художника во все время его заграничного путешествия. Переезд Репина в Финляндию, в Куоккала в том же году, где он поселился в доме Нордман-Северовой, обозначал разрыв со старой жизнью, так долго тяготившей его. Больше художник никогда не бывал в Здравневе, предоставив его в полное распоряжение своей прежней семьи.

Б.Д.Сурис. Репин в Кракове в 1905 году. Забытый эпизод биографии

Около двадцати лет назад в краковском журнале «Всеобщий еженедельник» была опубликована старая фотография: группа людей на лужайке на фоне дачных построек и сада. Среди изображенных - И.Е.Репин и его жена Н.Б.Нордман-Северова, известный русский физиолог И.Р.Тарханов с женой Е.П.Тархановой-Антокольской; рядом с ними - польский ученый профессор Н.Цыбульский и члены его семьи. Снимок сделан поздним летом 1905 года в сельской местности Проховня, близ местечка Кшешовицы под Краковом, где Репин находился тогда в гостях у Тархановых и Цыбульских.
Еще один экземпляр этой фотографии нашелся среди материалов репинского фонда в архиве Академии художеств СССР. Следовательно, он всегда хранился у И.Е.Репина.
Какой же эпизод кроется за поблекшим от времени, пожелтевшим снимком?
Изучение жизни и творчества И.Е.Репина ведется советским искусствознанием систематически и углубленно; тем не менее наше знание биографии художника еще далеко от исчерпывающей полноты. В частности, о таком факте, как его поездка в Краков в 1905 году, в обширной «репиноведческой» литературе можно найти лишь два-три глухих, вскользь брошенных и неточных упоминания. Восстановить эту забытую, но не лишенную интереса страничку репинской биографии помогают упомянутый фотоснимок, краткая заметка, которой сопровождалась его публикация, а также отдельные места из репинской переписки (опубликованной и неопубликованной). Главным же источником служит статья «Илья Репин в Кракове», которую автору настоящего сообщения удалось разыскать в одном из старых польских журналов. Статья эта содержит ряд подробностей настолько любопытных, что стоит привести здесь из нее обширную выписку.
Но прежде необходимо уточнить дату интересующего нас события. Для этого сопоставим несколько писем, относящихся к концу лета - началу осени 1905 года.
Галицию (как именовали тогда австрийскую часть Польши с Краковом) Репин посетил проездом, по пути в Италию; главной причиной поездки была болезнь Н.Б.Нордман, а конечной целью - курортная местность «на озерах» в южных предгорьях Альп. Не последнюю роль в отъезде за границу играло желание Репина на время уйти от угнетавшей его петербургской обстановки, от тревожных настроений, навеянных студенческими волнениями в Академии художеств, поражением в русско-японской войне, варварскими расправами царских властей с поднимавшимся на революционную борьбу народом. Задолго до того друзья Репина Тархановы настойчиво звали художника к себе, однако до последнего момента вопрос, заезжать ли к ним, оставался нерешенным. Еще 31 июля Репин писал Е.П.Тархановой, что приехать не сможет; 17 августа он еще находился в Куоккала (на этот день был назначен Стасову сеанс для портрета «в палевой рубахе»). Шестым сентября помечен ответ Стасова на письмо, которое он успел получить от Репина из-под Кракова, а 12 сентября Репин пишет Стасову уже из Фазано (Италия). Таким образом, время пребывания Репина в Польше определяется концом августа - началом сентября 1905 года. Имеющееся в архивных делах разрешение Академии художеств на увольнение Репина в отпуск за границу «сроком на два месяца и пять дней», последовавшее 16 сентября, было дано, очевидно, post factum.
То было уже не первое посещение Репиным Польши. Как известно, еще двенадцатью годами ранее, а именно осенью 1893 года, предприняв большое заграничное путешествие, Репин побывал и в Кракове. Он приехал сюда специально для того, чтобы лично познакомиться с прославленным мастером исторической живописи Яном Матейко, чье творчество имело в лице Репина давнего и горячего поклонника, и написать его портрет. К сожалению, задуманная встреча не состоялась: как раз накануне репинского приезда Матейко умер. Репин смог лишь отдать ему последний долг, приняв участие в похоронах, после чего задержался в Кракове еще на несколько дней, осматривая достопримечательности города, знакомясь с его культурной жизнью, встречаясь с местными художниками. Обо всем этом Репин сам подробно рассказал в своих «Письмах об искусстве», печатавшихся первоначально в «Театральной газете», а впоследствии вошедших в книгу воспоминаний «Далекое близкое».

продолжение ...


   Реклама:
   » 

"В русском искусстве нет художника, который был бы так всенародно популярен, как Репин. Это знают все, и может проверить каждый. Кто бы ни был, ваш собеседник, ...спросите его сразу, врасплох: "Кто знаменитейший из русских художников?", ответ будет один: Репин! Его имя приходит первым. Наша память и мысль подсказывают его, прежде всего. ... Он - воплощение национальной славы русской живописи. Он самый полномочный из ее представителей. В общенародном сознании, это - Русский Художник, с двух заглавных букв." (Эфрос А.М.)

* * *

www.ilya-repin.ru, Илья Ефимович Репин, 1844-1930, olga(a)ilya-repin.ru

Rambler's Top100