на главную страницу            

   На главную    

   Биография

   Живопись

   Иван Грозный   
   Крестный ход   
   Запорожцы   
   Портреты   
   Приплыли   

   Графика

   О рисунках

   Лев Толстой

   Воспоминания

   Арт критика:    

   Шер   
   Бенуа   
   Иванов   
   Грабарь   
   Волынский   
   Кириллина   

   В "Пенатах"

   Репин и ТПХВ

   Репин в Питере

   Письма Репина

   Статьи Репина

   Приложение

    Публикации 

   Хронология

   Фото архив    

   Гостевая

   Музеи

Илья Репин

   Илья Репин
   1880-е годы

Илья Репин

   Илья Репин
   1910-е годы
   
  
   

Публикации:

И.М.Степанов
И.Л.Бродский - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11
В.Н.Римский-Корсаков - 2 - 3 - 4
3.И.Крапивин - 2
В.Н.Москвинов - 2 - 3 - 4
Б.Д.Сурис - 2
А.А.Ильина
Вл.Серов

   


Можно предположить, что эти жанровые рисунки делались Репиным для продажи, в целях чего он выбирал сюжеты, способные заинтересовать покупателей.
Оставшиеся незаконченными рисунки «Силомер» (1869, Национальная галерея в Праге) и «На салазках» (НИ музей АХ СССР) - бытовые сценки из жизни города - намечали в творчестве Репина тот интерес к «уличному» жанру, который получил развитие в годы его заграничной поездки, когда он, живя в Париже, по его выражению, охотно рисовал «картины уличных типов». «Силомер» датирован, судя по почерку, позднее и ошибочно.
Это, несомненно, предварительный набросок композиции «На балаганах. Силомер», исполненный акварелью в 1868 году (собрание А.И.Логиновой, Москва. Воспроизведен во втором томе монографии И.Грабаря «Репин», М., Изогиз, 1937, стр. 149). К шестидесятым годам относятся также рисунки из юношеских альбомов, преимущественно портреты: В.А.Шевцова, Е.Д.Шевцова, А.А.Шевцов (?) (местонахождение неизвестно) п. «Женский портрет» (1870, Музей искусств в Находе, Чехословакия), портрет Василия Репина (1870, Музей искусств в Находе, Чехословакия), портрет Климова (1867, Национальная галерея в Праге), «Портрет неизвестного» (1868, Национальная галерея в Праге) и «Женский портрет» (1871, частное собрание в Праге); все они из круга домашних работ Репина академического периода. Рисунок с натуры «Семейная сцена» из юношеского альбома (1867, ГТГ) сделан в доме архитектора А.И.Шевцова, будущего тестя художника. Среди слушателей музыки легко узнаются юный Репин и его новые друзья, дети Шевцовых.
По четкой графической технике многие из этих рисунков близки к приемам «классического» рисования и несут отпечаток классного штудирования. Рисованные тонкими штрихами, еще не всегда уверенно положенными, эти портретные «штудии» передают натуру со многими подробностями, с большим внешним сходством. Густые тени, взятые в контрасте с высветленными планами, создают ощущение искусственно освещенных лиц. Резкая светотень и четкий контур, положенные по форме параллельные штрихи моделируют объемы головы, тела, платья. Пользуясь этими приемами, Репин умел добиваться острой психологической характерности, жизненности образов.
Портрет Климова (1867, Национальная галерея в Праге) поражает выразительностью умного лица, с живыми, смотрящими на зрителя черными глазами. Это - человек шестидесятых годов. О Климове не сохранилось никаких сведений; быть может, это один из университетских товарищей Репина (сын архитектора И.И.Климова) или его земляк, но нет сомнения, что это представитель интеллектуальной демократической молодежи, близкой Репину по духу и воззрениям. Рисунок сделан на рисовальных вечерах, которые устраивались учениками Академии, в чем убеждает надпись на рисунке: «25-й вечер. 1867 г. января».
Годом позже, также на рисовальном вечере, был сделан «Портрет неизвестного» (1868, Национальная галерея в Праге). К сожалению, не удалось расшифровать, кто послужил Репину моделью для портрета, но уже внешний облик этого человека говорит о принадлежности его к тому же кругу молодой, мыслящей России, к которому был близок юный Репин.
Более поздний в этой серии рисунков - «Портрет художника В.Д.Орловского» (1873, ГТГ. Поступил в 1961 году из Чехословакии). Этим рисунком Репин дорожил как памятью о своем старшем академическом товарище. «Таким был Орловский 1873 г. 18 сентября», - написал он в нижнем левом углу рисунка. Не случайно этот портрет художник решил поместить в книгу своих воспоминаний «Далекое близкое». (В сохранившихся в ГТГ и НБА АХ СССР корректурных листах книги есть оттиски с клише этого рисунка.)
«Орловскому», как и другим репинским портретам начала 1870-х годов, присущи острая характерность и документальность образа. Веришь, что таким был Орловский и что облик его был симпатичен Репину. Жизненные пути их не раз пересекались. Уроженец Украины, В.Д.Орловский в юности обучался в Киевском кадетском корпусе и жил у художника И.М.Сошенко, который рекомендовал его Т.Г.Шевченко с просьбой помочь поступить в Академию художеств. Переехав в 1886 году по болезни из Петербурга в Киев, Орловский преподавал в рисовальной школе Н.И.Мурашко и был одним из организаторов Киевского художественного училища. Репин, бывая в Киеве, несомненно, встречался с Орловским.
Все эти рисунки очень верно передают близких художнику людей. Он не приукрашивает, не идеализирует их, а стремится, как бы для памяти, запечатлеть в альбоме облик своих товарищей, родственников, знакомых, весь тот разночинный люд, который составлял демократическую среду, окружавшую тогда Репина. В этих портретах он стремится к технической законченности, точности; в них нет никаких отклонений от того, что он видит в натуре. Отсюда ясность и четкость формы, несколько сухой и аскетичной, порой излишне детализированной. Чаще всего он работает остро отточенным графитным карандашом, в технике, излюбленной им в те годы. Во всех этих рисунках пытливый глаз увидит то «репинское», что не могла заглушить «метода» академической школы. Это - живые люди, во всей их характерности, неповторимой индивидуальности.
«В конце 1860-х годов Репин превращается из ученика в мастера. Это особенно бросается в глаза в тех вещах, которые он пишет с натуры, и прежде всего в его портретах», - пишет И.Э.Грабарь о живописных портретах Репина, и это же можно с не меньшим основанием отнести и к его рисункам.
Семидесятые годы знаменуют новый этап в творчестве Репина, связанный с работой над картиной «Бурлаки на Волге» и пенсионерской поездкой за границу, а затем с возвращением на родину. Рисунки этих лет характерны большей технической легкостью, освобождением от академической условности, сухости и досказанности формы, связанных с ее светотеневой, линеарной моделировкой. Репин все смелее идет по пути более глубокого реалистического охватывания всех сторон жизненных явлений, к активному отношению к натуре, к ее образному выражению.
Художник обретает свой почерк, менее скованный, хотя и внутренне напряженный. В его работах семидесятых годов уже есть то, что присуще только ему. Нетрудно увидеть, что в рисунках этих лет Репин отходит от классического канона и заданных приемов. Он смело оперирует звучным пятном, энергичной штриховкой, добиваясь трепетности линий, живой светотени, пластической жизненности образа.
Живопись раннего, «петербургского», периода представлена в сборнике одной работой - «Мужской портрет» (собрание Л.А.Руслановой, Москва). Можно предположить, что это портрет академика архитектуры А.И.Шевцова, тестя художника. Он похож на другие его рисуночные портреты, сделанные Репиным. Профильный поколенный портрет Шевцова благодаря четкому силуэту головы и темных волос хорошо читается на светлом нейтральном фоне. Внимательной кистью прослежены все подробности натуры, вероятно переданной с большим сходством.

продолжение ...


"Мой главный принцип в живописи: плоть и материя как таковая. Мне нет дела до особенных красок, красивого колорита, изящных мазков и виртуозности кисти. Я всегда преследовал суть: тело как тело. Правда так правда." (Репин И.Е.)

* * *

www.ilya-repin.ru, Илья Ефимович Репин, 1844-1930, olga(a)ilya-repin.ru

Rambler's Top100