«Одной из многих черт великого русского художника, - вспоминает В.Оскерко, - была скромность; он утверждал: «До чего же трудно быть оригинальным». О собственных попытках изменить манеру письма на более импрессионистическую выражался скептически: «Ничего не выходит...» Репин высказывался с уважением о польской живописи, особенно о Матейко, которого почитал и с которым очень хотел бы познакомиться... Репина отличало большое трудолюбие. Рано утром он отправлялся на работу и приносил пейзажные этюды. Требовал серьезного отношения к искусству. Требовал также верного рисунка, обращал внимание на ошибку в рисунке известной картины Вычулковского («Волы» из музея в Сукенницах). О царе Николае, портрет которого Репин написал, он говорил: «Это плохой человек...»
По возвращении в Петербург Репин в знак признательности послал Владиславу Оскерко свою книгу «Воспоминания, статьи и письма из-за границы» с дарственной надписью. Об этом мы узнаем из ответного письма Оскерко Репину, где говорится, с каким интересом и увлечением читалась эта книга обитателями Проховни и Антоколя.
Так старая фотография воскресила не только забытый факт репинской биографии, но и приоткрыла перед нами интересную страничку из истории дружеских связей передовых представителей русской и польской культур.
А.А.Ильина. Неизвестная карикатура В.А.Серова
Имя Валентина Александровича Серова, одного из крупнейших русских художников, широко известно не только в нашей стране, но и за ее пределами. Серов оставил галерею ярких и типических портретов своих современников.
Серов был не только мастером портрета, пейзажа, жанровых и исторических композиций, но и превосходным карикатуристом. Эта сторона его творчества известна не многим и еще недостаточно изучена.
Причиной этому было, может быть, то обстоятельство, что сам художник не придавал своим карикатурам большого значения, зачастую выполняя их просто на клочках бумаги. Карикатуры Серова носили по большей части «домашний» характер. Значительная часть их утеряна, и лишь немногие сохранились в частных собраниях и государственных музеях.
Карикатуры и шаржи Серова представляют безусловно большой интерес, так как благодаря переданному в них острому портретному сходству и психологической выразительности они являются, в сущности, особым видом портретирования. Подробное изучение этих работ помогло бы в какой-то мере глубже понять характер творчества этого замечательного художника.
Будучи по складу своего характера крайне сдержанным, молчаливым, внешне даже несколько угрюмым, Серов, однако, искренне любил смешное, ценил остроумие и сам обладал очень тонким юмором, что в сочетании с изощренной наблюдательностью позволяло ему создавать яркие сатирические образы.
Подход к шаржируемым лицам у Серова был далеко не одинаков, да иначе и быть не могло. Одни шаржи выполнены тепло и добродушно, другие зло и беспощадно. К числу первых принадлежит шарж на И.Е.Репина (ГТГ). Его появлению предшествовало следующее обстоятельство: в 1902 году в Москве была открыта очередная, 30-я, выставка передвижников. Выставка свидетельствовала о творческом спаде Товарищества передвижных выставок. Среди экспонируемых произведений преобладали картины на малозначительные темы. В большом количестве были представлены этюды, изображающие древнерусскую церковную архитектуру и жанровые сцены, вроде «На построение храма» К.Савицкого, «У ворожеи» Н.Пимоненко, «У святых ворот» В.Максимова и т.д. Поэтому естественно, что такие произведения И.Е.Репина, как портреты П.М.Третьякова, В.А.Серова, А.П.Боткиной, с их исключительным реализмом, сильно выделялись на фоне остальных работ. Это обстоятельство и дало повод Серову для его шарика.
Он изобразил Репина, тянущего тяжелую телегу, к которой на палке прикреплена табличка с надписью: «30-я передвижная выставка».
Голова Репина выполнена с портретным сходством, все остальное, телега и фигурки художников, сидящих в ней, намечены быстрыми, беглыми штрихами.
Этот шарж свидетельствует о пиетете Серова к своему учителю Репину и о его отношении к Товариществу передвижных выставок, членом которого он был еще недавно. С конца девяностых годов Серов экспонировал свои произведения на выставках враждебного передвижникам «Мира искусства».
Вл. Серов. Великое наследие Репина
Великий русский художник Илья Ефимович Репин принадлежал к тем мастерам искусства России, которые безраздельно отдали народу свое светлое дарование. В его творчестве воплощены лучшие черты прогрессивного русского искусства второй половины XIX века.
Репин горячо любил свой народ - в те годы бесправный, угнетенный. С огромной силой художественного обобщения показывают дореволюционную Россию его картины. Потрясающий образ людей в ярме создан им в картине «Бурлаки на Волге». Но великий художник сумел передать в ней также силу и красоту трудового народа, показать характеры могучие и свободолюбивые. Репину чужд был слезливый либерализм - творчество его полно гневного протеста, ненависти к поработителям и глубокой веры в народ, в его грядущую судьбу.
Значительное место в творческом наследии Репина занимают картины, посвященные мужественным образам революционеров. Его произведения «Не ждали», «Отказ от исповеди», «Арест пропагандиста» были и остаются прекрасным памятником героям, бесстрашно шедшим на борьбу с самодержавием.
Репин оставил нам огромную галерею портретов лучших людей России. Создавая образы крупнейших ученых, писателей, художников, музыкантов, он запечатлел их как людей высоких моральных качеств, большого ума и благородства.
Сила Репина не только в идейной насыщенности творчества, но и в том, с какой убедительностью и совершенным мастерством созданы его произведения. Художественный язык Репина могуч и ярок, он покоряет чистой красотой жизненной правды.
Всегда Репин был верен правде жизни. Но волновала его не педантичная достоверность мелочных жизненных явлений: великий реалист, он хорошо знал, какую правду должен рассказывать народу художник.
Искусство было для него могучим средством познания жизни. Поэтому художественное наследие Репина позволяет нам значительно расширить представление о тех общественных процессах, которые происходили в стране. Его творчество - правдивая летопись жизни дореволюционной России, летопись глубокая по содержанию и столь совершенная по форме, что и сейчас является непревзойденным образцом высокого и прекрасного искусства.
Советские художники глубоко изучают драгоценный опыт великих мастеров прошлого. Особенно дорогим и близким для нас является наследие, оставленное Ильей Ефимовичем Репиным. Самое ценное в творчестве великого художника - его горячая, неувядающая любовь к жизни народной, умение видеть в ней самое главное, самое значительное. Продолжая и развивая славные традиции русского классического искусства, мы обязаны помнить о том, что наши произведения должны не только показывать действительность во всем ее многообразии, но и помогать рождению, победе нового, передового.
У Репина мы должны учиться неустанному труду, безграничной любви к искусству, умению создавать произведения, значительные по содержанию, полные художественного очарования, ясные и понятные народу.
Нести вперед знамя передового реалистического искусства, высоко поднятое репинским гением, - долг советских художников. Творческий подвиг великого мастера-реалиста призывает нас неустанно совершенствовать художественное мастерство, работать так, как работал Репин.
к началу публикаций ...
|