на главную страницу            

   На главную    

   Биография

   Живопись

   Иван Грозный   
   Крестный ход   
   Запорожцы   
   Портреты   
   Приплыли   

   Графика

   О рисунках

   Лев Толстой

   Воспоминания

   Арт критика:    

   Шер   
   Бенуа   
   Иванов   
   Грабарь   
   Волынский   
   Кириллина   

   В "Пенатах"

   Репин и ТПХВ

   Репин в Питере

   Письма Репина

   Статьи Репина

   Приложение

    Публикации 

   Хронология

   Фото архив    

   Гостевая

   Музеи

Илья Репин

   Илья Репин
   1880-е годы

Илья Репин

   Илья Репин
   1910-е годы
   
  
   

Публикации:

И.М.Степанов
И.Л.Бродский - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11
В.Н.Римский-Корсаков - 2 - 3 - 4
3.И.Крапивин - 2
В.Н.Москвинов - 2 - 3 - 4
Б.Д.Сурис - 2
А.А.Ильина
Вл.Серов

   


Публикуемые рисунки можно разделить на две группы: рисунки, имеющие «самостоятельное» значение, и рисунки «подсобные», связанные с работой над картинами. К первой группе относятся портреты, пейзажи, всевозможные альбомные зарисовки. Ко второй - следует отнести карандашные этюды и эскизные наброски, связанные с живописными работами художника, для которых они служат «заготовительным» материалом. Это зарисовки типажа, отдельных фигур и групп, первоначальные наброски композиций - черновики, которые в дальнейшем часто отбрасывались в поисках более удачного выражения замысла. Но и эти рисунки, исполненные рукой мастера, имеют большую эстетическую ценность. Они чаруют пластикой, гибкостью композиционного мышления, чувством зарождения художественного образа. Большая часть этих работ сделана не с натуры, а «от себя». Таковы карандашные эскизы картин, иллюстраций, жанровые композиции.
Значительную группу составляют рисунки, относящиеся ко времени занятий Репина в Академии художеств. Они разнообразны по жанру: это академические эскизы, портреты, бытовые сценки. Наиболее ранние из них - карандашные наброски эскиза «Митрополит Филипп, изгоняемый Иваном Грозным из церкви 8 ноября 1568 года» (1866, Национальная галерея в Праге), за который Репин получил одобрение совета Академии художеств. Эти наброски раскрывают метод академического рисования и «компонирования», который Репин перерабатывал в своем духе, внося в него живую реалистичность и психологическую трактовку образов. Явно в несогласии с академической премудростью изображен митрополит, лишенный традиционной условности и канона. «Натурально», хотя и наивно, нарисованы другие персонажи этой композиции, что, вероятно, и послужило поводом для сравнительно невысокой оценки эскиза советом Академии.
На одном из набросков Репин нарисовал митрополита Филиппа обнаженным, для того чтобы выяснить анатомическое строение фигуры в связи с композицией. Известно, что этот академический прием был использован им и при работе над программной картиной «Воскрешение дочери Иаира» и применялся позднее в связи с картиной 1888 года «Николай Мирликийский, избавляющий от смертной казни трех невинно осужденных в Мирах Ликийских». (В нашей публикации читатель увидит рисунки к этим картинам, сделанные с обнаженных натурщиков.) Репин смело использовал все лучшее в опыте академической школы, но применял ее метод только в тех случаях, когда его задачи хотя бы косвенно совпадали с ее принципами.
Рисунок «Натурщик» (1870, ГТГ. Приобретен в 1950 году у наследников художника)- этюд к фигуре Иаира. Это не единственный пример своеобразного синтеза, который был достигнут Репиным, сумевшим внести в академическую «методу» свое репинское мировосприятие, жизненность характеристик, психологическую правдивость.
Жанровая сценка «На уроке закона божьего» (НИ музей АХ СССР)- одна из литографий, исполненных Репиным еще в первые годы обучения в Академии художеств. Возможно, что рисунок предназначался для воспроизведения в журналах с целью пополнения тогда очень скудного студенческого бюджета Репина. Сюжет был подсказан ему живыми наблюдениями.
В воспоминаниях об Академии художеств в книге «Далекое близкое» Репин писал:
«Самое страдательное лицо был священник Илья Денисов. Он читал историю церкви и закон божий, и на его лекциях царила пустота.
- Да вы хоть по очереди ходите!- резонно обижался он. - Что же я буду читать лекции пустым партам?!
На своих лекциях, которые он читал без всякого красноречия по своим запискам, он почти к каждому слову прибавлял «как бы».
Сатирический характер рисунка легко связывается с этими строками. Никто из учеников не внемлет поглощенному своей речью лектору; каждый занят своим делом, один ученик спит, два других увлеченно беседуют, четвертый пытается незаметно уйти из аудитории. Его уже ждет швейцар, держа наготове плащ, цилиндр и трость. В молодом ученике, сидящем за длинной партой, узнается сам художник. Наивный, робкий рисунок (чувствуется, что Репин еще не освоил технику работы на литографском камне) и подробно рассказанный сюжет позволяют отнести литографию к самым первым пробам художника в этой области, к середине 1860-х годов.
В исследовании В.В.Воинова «И.Е.Репин. Рисунки, офорты и литографии» указывается, что три первые литографии Репина были сделаны им в 1869 году для «Художественного автографа» выставки 1869 г., изданного Артелью художников. «Две из них являются репродуктивными: «Патриций в тюрьме» с картины профессора Бронникова и «Мозаика (евангелист Марк)» с картины К.П.Брюллова, а третья воспроизводит его собственную картину «Иов и его друзья».
Первой оригинальной литографией Репина Воинов называет иллюстрацию к стихотворению А.Плещеева «Бабушка и внучек», сделанную в 1873 году для литературно-научного сборника «Нашим детям» (изд. Л.Н.Якоби, СПб., 1873). Теперь из известных нам литографий Репина следует признать наиболее ранней «На уроке закона божьего». Этот лист, как и другая литография Репина «Проверка таблицы выигрышей» (НИ музей АХ СССР. Опубликована в сборнике «И.Е.Репин, доклады и материалы», Изд-во АХ GCCP, 1952) не могли быть известны Воинову, так как были обнаружены автором этой статьи в 1939 году, в архиве С.С.Лаппо-Данилевского, жившего в Куоккала по соседству с Репиным. Лаппо-Данилевский имел частную русскую библиотеку, которой пользовался Репин.
Литография «На уроке закона божьего» близка к тем жанровым рисункам, которые делались Репиным на студенческих «вечерах художеств», активным участником которых он был. Другой рисунок этих же лет «Поцелуй» (1869, Национальная галерея в Праге) мог быть, вероятнее всего, исполнен на «четвергах» Артели художников, где бывали не только именитые художники, но и ученики Академии художеств. Это наиболее ранний лист в серии «четверговых» рисунков Репина.
Сравнивая «Поцелуй» с уже известными картинами, выполненными сепией, - «Сцена в сарае» и «Рыболов» (обе 1871. Опубликованы И.С.Зильберштейном в первом томе «Художественного наследства»), - видишь большое сходство в трактовке сюжета и в технике выполнения. Другой рисунок, сделанный также на «четвергах» Артели художников, был приобретен в 1946 году Одесским художественным музеем. На нем изображена, по-видимому, семейная, бытовая сцена. Этот жанровый сюжет, трактованный в духе русской сатирической графики 1850-1860-х годов, выполнен тушью в отличной перовой технике, которую художник хорошо использовал для характеристики своих персонажей. Рисунок «На коньках» (местонахождение неизвестно), возможно, также был сделан на «четвергах» или вечерах в Обществе поощрения художеств. Известно из письма И.Н.Крамского, что с 1872 года «члены четверговых вечеров» из-за разногласий с руководством Артели перешли «всем своим составом, как один человек, в Общество поощрения художеств».

продолжение ...


   Реклама:
   » 

"Среди художников 60-х и 70-х годов самым крупным и замечательным является Репин. Если прежние сравнения его с Веласкесом и Халсом и кажутся теперь преувеличенными, то все же несомненно, что по своему огромному, совершенно из ряда вон выходящему таланту он достоин занять одно из наиболее видных мест в истории - и не одного только русского - искусства." (А.Н.Бенуа)

* * *

www.ilya-repin.ru, Илья Ефимович Репин, 1844-1930, olga(a)ilya-repin.ru

Rambler's Top100