на главную страницу            

   На главную    

   Биография

   Живопись

   Иван Грозный   
   Крестный ход   
   Запорожцы   
   Портреты   
   Приплыли   

   Графика

   О рисунках

   Лев Толстой

   Воспоминания

   Арт критика:    

   Шер   
   Бенуа   
   Иванов   
   Грабарь   
   Волынский   
   Кириллина   

   В "Пенатах"

   Репин и ТПХВ

   Репин в Питере

   Письма Репина

   Статьи Репина

   Приложение

    Публикации 

   Хронология

   Фото архив    

   Гостевая

   Музеи

Илья Репин

   Илья Репин
   1880-е годы

Илья Репин

   Илья Репин
   1910-е годы
   
  
   

Публикации:

И.М.Степанов
И.Л.Бродский - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11
В.Н.Римский-Корсаков - 2 - 3 - 4
3.И.Крапивин - 2
В.Н.Москвинов - 2 - 3 - 4
Б.Д.Сурис - 2
А.А.Ильина
Вл.Серов

   


Обстановка, в которой создавались эти картины, как нельзя более способствовала решению новых художественных проблем. Репин вывел обе модели на солнце и свет, как это делали художники новой школы, и блестяще разрешил колористическую задачу. Остановимся на первом из этих портретов. Крестьянин-белорус изображен стоящим на фоне цветущей летней природы. Он стоит в свободной позе, облокотившись на изгородь правым локтем. Из-под ворота кафтана, подпоясанного кушаком, видна розовая рубаха. На непокрытой голове - шапка красивых каштановых волос. В этом приветливо улыбающемся человеке, с открытым умным лицом, с изогнутыми длинными бровями, с полуоткрытым ртом, украшенным крепкими белыми зубами, с рыжими усами и чуть вздернутым носом чувствуется здоровый ум и сметка, видно гордое крестьянское достоинство. Этот портрет по праву можно поставить в число лучших крестьянских образов в русском искусстве.
Интересно задуман портрет второй дочери художника, Нади, позировавшей с ружьем за плечами. По воспоминаниям Л.А.Шевцовой-Споре, двоюродной сестры Нади Репиной, последняя уже в ранние годы стала проявлять странности, приведшие позднее к шизофреническому заболеванию. Так, она любила рядиться в мужское платье, стриглась по-мужски, ходила с братом Юрой на охоту и требовала, чтобы ее называли Федей. В портрете хорошо передано сходство, он красив своей строгой колористической гаммой, тонким пленерным письмом.
К творческим удачам можно отнести и такие масляные и акварельные этюды, как «Цветущие яблони» (1893), «Косарь-литвин» (1894), два этюда - «В избе» и «Ночь» (1895), акварель «Белорус» (1896), масляный этюд «Лунная ночь» (1896), «Барышни в стаде» (1896). Интересен портрет сына художника Юрия Репина, изображенного на террасе здравневского дома, на фоне пейзажа. И хотя этот портрет нельзя считать удачным (фигура юноши недостаточно связана с фоном и смотрится скорее отдельно), но сам фон - здравневский пейзаж - написан красиво, он сдержан по колориту, выдержан в приглушенной гамме зеленых красок и мягок в тонах.
В 1898 году Репин писал картину «Барышня в деревне», созвучную по сюжету картине 1896 года. Она навеяна теми же сельскими впечатлениями и по своему решению не выходит за пределы большого этюда.
Перечисленные выше произведения Репина в большинстве своем широко известны, но существует немало еще неопубликованных до сих пор здравневских работ художника, никогда не попадавших в поле зрения искусствоведения. Составители сборника выявили большое количество рисунков Репина, исполненных им в Здравневе. Часть из них была в недавнее время приобретена за границей для наших музеев, часть осталась за рубежом в частных и государственных собраниях и известна только по фотографиям. Все эти работы заслуживают пристального внимания.
Хотя первое лето-лето 1892 года сам художник считал потерянным для искусства, так как целиком отдался отдыху, все же эта радость слияния с природой вызвала в нем столько творческой энергии, что ее хватило и на многие художественные работы. Кроме уже названных произведений, именно в это лето им было выполнено немало весьма интересных карандашных рисунков.
Вот несколько зарисовок так называемых лайбашников. Об этих белорусских бурлаках художник не раз рассказывал в своих письмах из Здравнева. Так, в письме Т.Л.Толстой от 10 июня 1892 года он писал: «На Двине очень весело... Мимо часто проходят лайбы с огромными парусами, величественно проходят вверх против течения; часто их тянут бурлаки, партиями от 4 до 11 человек. Вниз по течению они проносятся быстро, как пароход, наполненные лесом, камнем и какими-то отчаянными головорезами, страшными лайбашниками, которых тут все боятся. Пользуясь быстротой реки, они отпускают остроты моим труженикам и улетают к Витебску».
На рисунке, датированном 7 июня 1892 года, принадлежащем музею Атенеум в Хельсинках, изображена подобная лайба на Западной Двине. В ней видны несколько фигур лайбашников. Сама лайба - большое судно, скорее похожее на баржу, чем на лодку. Рядом с лайбой, ближе к берегу, две маленькие лодки.
Другой, близкий к этому рисунок из того же собрания, тоже с лайбой, не датирован, но по технике столь близок к вышеописанному, что, по всей вероятности, исполнен тогда же. На рисунке лайба изображена на переднем плане. Внутри судна несколько лайбашников. Судно причалено к берегу.
На двух рисунках, также очень близких по теме и манере исполнения (музей Атенеум), изображены парусные лодки, идущие вдоль реки. Слегка намечен дальний берег, люди и лес вдали. Видно, что эти наброски исполнены быстро, решительно, в них жизнь, деятельная и кипучая.
На одном из рисунков изображен берег с камнями. Это, по-видимому, те самые работы по укреплению берега, о которых художник сообщал в своих письмах друзьям. Камни уложены в ряд и служат перегородкой между берегом и частью водного пространства.
На другом листе нарисована тренога, сооруженная из древесных сучьев. На ней висит котел, под которым разведен костер. Рядом - мужская фигура, по-видимому, дежурного лайбашника. Вдали - лодка с людьми.
Есть еще несколько рисунков, изображающих различные сцены сельской жизни. Один из них помечен 22 июня 1892 года. Пятеро косцов идут на зрителя. Правее намечена изгородь, далее - поле и лес. По диагонали расположены пни. Очевидно, это работы на земляных участках, принадлежащих художнику.
28 июля Репин зарисовал пастуха (Киевский государственный музей русского искусства). Через три дня, 1 августа, исполнен рисунок, изображающий корову, пьющую из бадьи (музей Атенеум). На втором плане нарисован забор, вдали намечены усадебные постройки и линия леса.
На одном из рисунков - крестьяне, стоящие возле воза с впряженной лошадью. Сцена происходит, по-видимому, внутри риги или сарая. Рядом - работающие крестьяне.
У одного, молодого, выразительное лицо, тонко и неторопливо прорисованное. Ближе видна склоненная фигура мужчины, одетого не по-крестьянски (не себя ли изобразил автор?).
Хорошо исполнены два наброска работающих крестьян. На одном - три мужские фигуры с сильными, энергичными движениями. Один держит лопату в руках, другой замахнулся ломом или пешней. На другом рисунке - слабо намеченные фигуры крестьян за работой. На голове одного - фуражка. Все крестьяне одеты в рубахи.
Кроме того, музею Атенеум принадлежат еще семь рисунков с трудно определимыми сюжетами, предположительно относящиеся к здравневским темам. Все эти рисунки, исполненные с разной степенью законченности, носят характер альбомных набросков. Они исполнены уверенной рукой мастера, умеющего несколькими штрихами определить главное, характерное.
В Чехословакии, в частном собрании Е. Миллера, находится рисунок, изображающий деревню Тяково. Репин упоминал в одном из писем, что тяковцы подрядились к нему на различные работы и что у него с ними установились хорошие отношения.
У Е.Миллера есть также целый ряд недатированных рисунков здравневского периода, по-видимому, также 1892 или близкого к нему года, сюжеты которых весьма близки вышеописанным.

продолжение ...


"Не знаю других областей искусства, но живопись у теперешних французов - так глупа, так пуста, что сказать страшно. Собственно, сама живопись талантлива, но одна живопись, содержания никакого... Для этих художников жизни не существует, она их не трогает. Идеи их дальше картинной лавочки не поднимаются". (И.Е.Репин о французской живописи)

* * *

www.ilya-repin.ru, Илья Ефимович Репин, 1844-1930, olga(a)ilya-repin.ru

Rambler's Top100