на главную страницу            

   На главную    

   Биография

   Живопись

   Иван Грозный   
   Крестный ход   
   Запорожцы   
   Портреты   
   Приплыли   

   Графика

   О рисунках

   Лев Толстой

   Воспоминания

   Арт критика:    

   Шер   
   Бенуа   
   Иванов   
   Грабарь   
   Волынский   
   Кириллина   

   В "Пенатах"

   Репин и ТПХВ

   Репин в Питере

   Письма Репина

   Статьи Репина

   Приложение

    Публикации 

   Хронология

   Фото архив    

   Гостевая

   Музеи

Илья Репин

   Илья Репин
   1880-е годы

Илья Репин

   Илья Репин
   1910-е годы
   
  
   

Публикации:

И.М.Степанов
И.Л.Бродский - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11
В.Н.Римский-Корсаков - 2 - 3 - 4
3.И.Крапивин - 2
В.Н.Москвинов - 2 - 3 - 4
Б.Д.Сурис - 2
А.А.Ильина
Вл.Серов

   


«Парижский» период творчества Репина представлен в нашей публикации коллективной работой - росписью керамического блюда, сделанной группой художников (1876, собрание С.А.Белица, Париж). В семидесятых годах в Париже образовалась большая колония русских художников, в основном воспитанников Академии художеств. В нее входили И.Е.Репин, В.Д.Полепов, К.А.Савицкий, В.Е.Маковский, А.К.Беггров, Н.Д.Дмитриев-Оренбургский и другие. Во главе колонии стоял известный художник-маринист А.П.Боголюбов. Тогда же в Париже была организована Русская керамическая мастерская, которой руководил художник Е.А.Егоров, специализировавшийся в живописи на фарфоре.
О работе керамической мастерской Репин писал конференц-секретарю Академии художеств П.Ф.Исееву 5 марта 1876 года: «Я сделал несколько русских исторических типов (на блюдах) и народных, раскупаются нарасхват, недавно чуть не подрались из-за одного чухонца, которого я изобразил на тарелке (Маковский оттягал). А теперь Егоров {хозяин мастерской) вот уже третий день ходит как помешанный от одной тарелочки, на которой мне пришло в голову сделать дурачка Иванушку, какими изобилуют наши деревни и города Количество и качество работ растет с неимоверной силою, от первого у нас ломятся полки; а последнему и французы начали отдавать уважение».
В 1876 году художники, работавшие в керамической мастерской, коллективно расписали блюдо, которое преподнесли известному железнодорожному деятелю С.С.Полякову, о чем свидетельствует надпись на блюде. Все рисунки были объединены одной темой - железная дорога в России.
Роспись состоит из семи сюжетов, написанных в секторах и центральном круге блюда. Верхняя роспись, исполненная К. Савицким, во многом повторяет композицию его известной картины «Ремонтные работы на железной дороге» (1874). Воспроизведена ее центральная часть, с выразительными фигурами подростка и широкоплечего рабочего с мускулистыми руками, толкающего тачку с тяжелым грузом. С повязкой на голове, предохраняющей от палящих лучей солнца, он напоминает бурлака Канина, позировавшего Репину для этюда к картине «Бурлаки на Волге».
Роспись Савицкого композиционно связана с соседним рисунком, выполненным В.Маковским, на котором изображена головная часть поезда - паровоз и вагон в клубах дыма и пара. Симметрично, с правой стороны, помещена композиция В.Поленова, написавшего небольшую железнодорожную станцию; на платформе ожидает поезда группа пассажиров.
Эти три сюжета занимают верхнюю половину блюда; нижняя половина отведена трем жанровым сценкам. Слева Н.Дмитриев-Оренбургский изобразил часть вагона, заполненного людьми. На первом плане толстый генерал, развалившийся в кресле, и дама, увлеченная игрой в карты. Пассажирам первого класса противопоставлена группа пассажиров третьего класса, изображенных И.Репиным в противоположном секторе блюда; безмятежно спящий, уставший мужик, запрокинувший руки и голову на спинку скамьи, и рядом другой мужик, в дремоте склонивший голову на руки, сложенные на коленях. В соседстве с ними сидит усталая, погруженная в свои думы девушка, одетая в темный костюм, с муфтой в руках - типичный образ курсистки-шестидесятницы. Вся группа, написанная широкими, раздельными мазками, вылепленная кистью, очень живописна и психологична.
Между росписями Репина и Дмитриева-Оренбургского помещена жанровая композиция польского художника П.Шиндлера, изобразившего двух модно одетых пассажиров, устало шагающих с чемоданом по заснеженной степи. Все эти сценки расположены по овалу блюда, в центре которого А. Боголюбов написал ночной пейзаж - озеро, с отраженным в нем лунным светом, уходящие вдаль железнодорожные пути и поезд, еле виднеющийся у горизонта.
Это керамическое блюдо, на котором семь известных художников сделали интересные сюжетные композиции, связанные с важной стороной русской жизни - строительством железных дорог, заслуживает внимания не только исследователей русской живописи, но и, в первую очередь, историков отечественной керамики.
Другим произведением, также свидетельствующим об увлечении Репина живописью на керамике, является большое блюдо из собрания Нижне-Тагильского государственного музея изобразительных искусств с росписью, исполненной в 1876 году. Художник, работавший в это время над картиной «Садко», написал на блюде персиянку в шлеме с той же натурщицы, которая, по его выражению, была «чудесной моделью» для одной из русалок в его картине.
Вернувшись в 1876 году в Россию, художник обратился к родным темам и начал работать над картинами из крестьянской жизни. С его приездом в Чугуев связан набросок «Дом Репиных в Чугуеве» (НИ музей АХ СССР) - рисунок кистью на белом грунтованном холсте, выполненный в 1876-1877 годах для картины «Возвращение в отчий дом» (1877, частное собрание за границей. Картина опубликована В.Н.Москвиновым в его книге «Репин на Харьковщине», Харьковское книжное издательство, 1959, стр. 46). В ней художник изобразил себя с женой возвратившимися на родину. К этому же времени относится небольшая акварель - весенний пейзаж, написанный в Чугуеве (частное собрание, Ленинград).
Значительный цикл рисунков и этюдов связан с большими композициями, над которыми Репин работал в конце 1870-х - начале 1880-х годов.
Рисунки «Крестьянин» (1879, Национальная галерея в Праге) и «Старик с костылем» (1879, Омский музей изобразительных искусств), лист с набросками, изображающими странника с посохом, юродивого, упавшего на ковер, и бегущего крестьянина, сделанные рядом с эскизом на фантастические темы (1880, музей Атенеум, Хельсинки), и этюд «Молящийся крестьянин» (НИ музей АХ СССР) относятся к большому циклу рисунков и этюдов, выполненных для картин «Крестный ход в Курской губернии» и «Явленная икона», задуманных как двухчастная эпопея русской крестьянской жизни пятидесятых - шестидесятых годов.
Тщательное изучение натуры, жизненная верность сочетаются в этих этюдах с широким подходом мастера, умеющего обобщать свои наблюдения. Художник ищет в натуре ее типичные, наиболее выразительные особенности и стремится к предельно полному оформлению найденного образа.
В создании «Крестного хода в Курской губернии» и «Явленной иконы» участвовали не только те этюды и зарисовки, которые специально были сделаны для картин, но и весь цикл крестьянских портретов, выполненных Репиным в семидесятых годах.

продолжение ...


"Искусство я люблю больше всего на этой земле. Даже больше самой добродетели. Люблю тайно, ревниво, неизлечимо - как старый пьяница. Где бы я ни был, чем бы ни развлекался, как бы ни восхищался, чем бы ни наслаждался, - искусство всегда и везде в моей голове, в моих желаниях - лучших, сокровеннейших." (Репин И.Е.)

* * *

www.ilya-repin.ru, Илья Ефимович Репин, 1844-1930, olga(a)ilya-repin.ru

Rambler's Top100