на главную страницу            

   На главную    

   Биография

   Живопись

   Иван Грозный   
   Крестный ход   
   Запорожцы   
   Портреты   
   Приплыли   

   Графика

   О рисунках

   Лев Толстой

   Воспоминания

   Арт критика:    

   Шер   
   Бенуа   
   Иванов   
   Грабарь   
   Волынский   
   Кириллина   

   В "Пенатах"

   Репин и ТПХВ

   Репин в Питере

   Письма Репина

   Статьи Репина

   Приложение

    Публикации 

   Хронология

   Фото архив    

   Гостевая

   Музеи

Илья Репин

   Илья Репин
   1880-е годы

Илья Репин

   Илья Репин
   1910-е годы
   
  
   

Публикации:

И.М.Степанов
И.Л.Бродский - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11
В.Н.Римский-Корсаков - 2 - 3 - 4
3.И.Крапивин - 2
В.Н.Москвинов - 2 - 3 - 4
Б.Д.Сурис - 2
А.А.Ильина
Вл.Серов

   


В целях выявления еще не известных и не введенных в научный обиход произведений Репина нами были запрошены многие художественные музеи в СССР и за границей, а также владельцы частных коллекций. Эти поиски дали возможность получить большой материал - свыше двухсот названий, преимущественно рисунков художника.
Некоторые из них после долгих лет пребывания за границей уже вернулись на родину и теперь находятся в советских художественных музеях. Большую коллекцию рисунков Репина, преимущественно альбомных набросков, приобрела в 1950 году у наследников художника Государственная Третьяковская галерея; несколько рисунков поступило туда же из собраний Чехословакии.
В ряде сборников, монографий и в периодической печати в послевоенные годы опубликованы многие произведения Репина, находящиеся в зарубежных государственных и частных собраниях. Все это способствовало более широкому изучению творческого наследия художника.
Несомненно, что дальнейшие публикации работ Репина из зарубежных и отечественных фондов значительно обогатят наши представления о мастерстве и многообразии творческих исканий великого художника.
Необходимы плановые поиски не только неизвестных произведений Репина, но и выявление утраченных или забытых его работ.
Известный исследователь творчества Репина И.С.Зильберштейн убедительно пишет о том, что русские иллюстрированные издания, литературно-художественные сборники и альманахи, журналы и газеты таят много таких воспроизведений работ Репина, которые можно объединить словом «утраченные». Действительно, многие из произведений Репина, репродуцировавшиеся в этих изданиях, не экспонировались на дореволюционных и послереволюционных выставках и не были учтены в списках произведений Репина, а местонахождение их остается неизвестным. Несомненно прав И.С.Зильберштейн в том, что систематическое обследование «газетно-журнальной целины 1880-1910 годов» может дать интересные находки. Не будем повторять названные в его статье русские и иностранные журналы и сборники, в которых публиковались репинские произведения. Их список может быть увеличен.
Выявляя материал для сборника, мы не ставили перед собой задачи публикации этих ранее изданных работ. Ограниченные объемом сборника, мы смогли напечатать лишь часть собранного материала, в первую очередь произведения еще не публиковавшиеся в нашей печати, за исключением нескольких работ, воспроизведенных в малотиражных изданиях.
Репродуцированные в сборнике произведения Репина охватывают период с 1860-х годов по 1925 год. Это преимущественно рисунки из альбомов, хранившихся в «Пенатах», распыленные наследниками художника по всему свету.
Число рисунков Репина еще не учтено. На большой ретроспективной выставке его произведений, состоявшейся в 1935-1936 годах в Третьяковской галерее и Русском музее, было экспонировано лишь около пятисот рисунков. Это, конечно, незначительная часть рисовального овр'а Репина. Полный свод всех созданных им рисунков составит несколько тысяч номеров.
Великий труженик, не знавший часа отдыха, Репин повседневно упражнялся в рисунке, не расставаясь с карандашом и альбомом.
«Репин обожал живопись, но он до страсти любил и рисовать. Без рисования он едва ли прожил хотя бы один день своей жизни в зрелые творческие годы», - писал И.Э.Грабарь.
Если бы удалось собрать все сделанные Репиным рисунки, они составили бы календарный дневник всей его жизни, с ранних детских лет, когда он впервые взял карандаш в руки, и до последних его дней. Этот дневник рассказал бы нам, где и когда бывал художник, с кем он встречался, с кем дружил, кого он любил, к кому был равнодушен и кого презирал. Составление такого календаря-дневника облегчится тем, что художник редко забывал датировать свои работы.
Репин был замечательным мастером рисунка, тонким изобразителем человека и природы. Значение рисунка в его творчестве огромно. Если бы художник оставил после себя только рисунки, они принесли бы ему славу великого мастера. И в этой области, как и в живописи, Репину, несомненно, принадлежит одно из первых мест среди художников его времени.
Рисунки Репина, как и его живопись, знаменуют расцвет реализма в русском искусстве. «Он был наиболее разносторонним, наиболее оригинальным, идущим всегда вперед рисовальщиком среди передвижников. Ряд его рисунков несет в себе отчетливый приговор над отрицательными силами русской действительности. По верности наблюдений жизни и людей Репин как рисовальщик стоит в ряду крупнейших наших мастеров. Огромность его наследия не позволяет еще и теперь подлинно проанализировать все приемы его рисунков, все неожиданное богатство его средств изображения, искания правды и красоты», - пишет известный исследователь русского рисунка А.А.Сидоров.
Карандаш в руках Репина был очень гибким и сильным средством, помогающим художнику выражать впечатления и создавать «образы из самой животрепещущей действительности».
Живопись и рисунок у Репина едины по своим творческим принципам. Стиль его рисунков имеет те же фазы развития, что и живопись. Это единство репинского стиля подчеркивают все исследователи творчества Репина. «От классического рисования контуром, с моделировкой светотенью внутри контура, Репин переходил к тонкому, вырабатывающему детали рисованию и штриховке остро отточенным карандашом. Затем последовала манера более сочной и гибкой, отрывистой линией, приобретавшая все более «живописный» характер. К линейному рисунку присоединялась растушка. Пятно и линия сливались, соединялись вместе в рисунках углем с тем, чтобы затем в поздних рисунках карандашом и сангиной сама линия стала средством «живописной» передачи атмосферы, решения пленерных задач... Менялась манера, но сохранялось существо, стиль - реалистическое восприятие и передача натуры в полновесных, пластических, безукоризненно верных формах», - пишет А.А.Федоров-Давыдов. Рисункам Репина присущи ясность почерка, цельность, внутренняя гармония. Для них характерны единство мысли и средств ее выражения; их форма и техника зависят от содержания, творческой цели, поставленной художником. Поэтому они лишены какой бы то ни было нарочитости, штампа. Рисуночные приемы Репина всегда были подсказаны той задачей, которая решалась художником в каждом отдельном случае, всегда определялись его позицией по отношению к изображаемому объекту. Никогда Репин не дает себя сковать одним приемом, одной манерой.
Подавляющее большинство рисунков Репина исполнены с натуры. Рисуя, художник изучал жизнь, глубже познавал ее, размышлял, анализировал. Способность передать материальный мир во всей его полноте, постоянное стремление выразить человека и природу в их реальном бытии опиралось у Репина на его жизнеутверждающее материалистическое мировосприятие. Именно в изображении натуры непосредственно или по памяти - сила Репина-рисовальщика. Внимательное изучение жизни, умение охватить ее явления в характерных особенностях, непосредственность живого впечатления, безупречная зоркость глаза и яркость творческого переживания являются основой рисуночного творчества Репина.

продолжение ...


"В "Художественном журнале" меня охарактеризовали как ремесленника живописи, которому решительно все равно, что бы ни писать, лишь бы писать. Сегодня он пишет из Евангелия, завтра народную сцену на модную идею, потом фантастическую картину из былин, жанр иностранной жизни, этнографическую картину, наконец, тенденциозную газетную корреспонденцию, потом психологический этюд, потом мелодраму либеральную, вдруг из русской истории кровавую сцену и т. д. Никакой последовательности, никакой определенной цели деятельности; все случайно и, конечно, поверхностно... Не правда ли, похожа эта характеристика?.. Что делать, может быть, судьи и правы, но от себя не уйдешь. Я люблю разнообразие." (Из письма Репина М.Федорову, 4 мая 1886 г.)

* * *

www.ilya-repin.ru, Илья Ефимович Репин, 1844-1930, olga(a)ilya-repin.ru

Rambler's Top100