Нетрудно заметить если не прямое, то близкое сходство в типе зарисованных крестьян с отдельными образами картин «Крестный ход в Курской губернии» и «Явленная икона». Только немногие из них вошли в картину, стали ее персонажами. Это портреты-этюды по типу живописных крестьянских портретов Репина, но только исполненные карандашом. Нельзя не увидеть в них глубокую симпатию художника к народу, интерес к его жизни и чаяниям.
Этюды «Икона» и «Хоругви» (1880-е гг. НИ музей АХ СССР) помогают оценить большой труд художника по изучению всего предметного антуража картины. Киот, хоругви, икона, церковные одеяния, их сверкающее на солнце богатое убранство играют большую роль в цветовом и композиционном построении картины. В рисунках и этюдах этих натюрмортных кусков картины, сделанных со всеми подробностями, художник добивается той законченности, с которой они будут выражены в картине.
В конце семидесятых - начале восьмидесятых годов Репин во многом пересматривает свои творческие приемы, ищет новые композиционные решения, обогащает свою палитру пленерными исканиями. Он много работает над совершенствованием мастерства, углубленно изучает жизнь.
Обращение к крестьянским образам, к типическим явлениям русской действительности семидесятых - восьмидесятых годов, к изображению народных масс было обусловлено прогрессивной идейной позицией художника.
Новая фаза творческого развития Репина была итогом сложных поисков более совершенного и художнически тонкого выражения действительности, стремления к эстетическому постижению процессов общественной жизни.
Живопись Репина восьмидесятых годов в сборнике представлена несколькими интересными портретами и этюдами. Таковы известные лишь по альбому фотографий «Картины и эскизы И.Е.Репина», сделанных Е.Ц.Кавосом в 1891 году, этюд «Внутренний вид запорожской церкви» (1880, местонахождение неизвестно) и эскиз «У Петрушки, на балаганах в Москве» (местонахождение неизвестно). Последний был экспонирован на выставке картин, портретов, эскизов и этюдов И.Е.Репина в 1892 году. Эскиз «Петрушка» (так называет его И.Э.Грабарь в составленном им списке произведений Репина) был в коллекции И.Н.Терещенко в Киеве. Вероятно, эскиз был исполнен вскоре по возвращении Репина из-за границы в Россию, когда он после недолгой поездки на Украину поселился в Москве. Здесь все казалось ему родным и милым, и понятно, что народные балаганы с их ярким национальным колоритом не могли не заинтересовать его.
Этюд запорожской церкви был написан на Украине, в селе Покровском, о чем Репин вспоминает в письме С. Сергееву-Ценскому в 1926 году:
«Да, да, это милая старина, о которой я не могу не мечтать: и даже нет-нет сама рука и начинает нечто набрасывать - непременно побольше и непременно нечто виденное мною... Последние места последней Запорожской Сечи, Покровское, - еще цел храм каменный во имя Покрова пресвятой Богородицы, выбиты плиты пола чоботами. Но еще цело место добрых (т.е. славных стариков) почтенных казаков: где они стояли в церкви - как я умно сделал, что написал этюдик с этого места!»
К 1880-м годам относятся два холста с превосходно написанными этюдами украинских крестьян. Этот колоритный типаж, вероятно, предназначался для картины «Вечорнiци», начатой в конце 1870-х годов и законченной в 1881 году. Образы крестьян неповторимы в своей индивидуальности, они имеют ярко национальный характер и чем-то родственны запорожцам.
Один из этюдов, «Крестьянин в шапке и крестьянин с трубкой», датирован 1880 годом, и эту же дату правомерно поставить под этюдом «Парубок и крестьянин с палкой». Оба они могли быть выполнены во время поездки Репина совместно с его учеником Валентином Серовым в Приднепровье летом 1880 года. Местонахождение этюдов неизвестно. В «Пенатах» сохранились лишь негативы, с которых были сделаны отпечатки.
Сравнительно недавно советские зрители имели возможность познакомиться с превосходным портретом художника И.П.Похитонова, изображенного за работой (1880, собрание Б. Маркевича, Париж). Портрет хранился в семье художника и впервые экспонировался на выставке произведений Похитонова в Москве и в Ленинграде в 1964 году. Этот портретный этюд, написанный в пору наивысшего расцвета репинского мастерства, отличается энергичной живописной лепкой.
Впервые мы знакомимся с группой репинских портретов, хранящихся в Национальном музее в Белграде. Это портрет Н.Д.Кузнецова (1884), «Этюд к мужскому портрету» и «Женщина в украинском костюме».
Портрет художника Н. Д. Кузнецова, жившего в двадцатых годах в Югославии, был вывезен им из России и после его смерти продан его наследниками. Эскиз «Композитор М.Глинка» (1884, Национальный музей в Белграде) предшествует по времени написания портрету-картине «М.Глинка в период создания «Руслана» (1887, ГТГ). Известно, что В.В.Стасов еще в 1880 году и позднее уговаривал П.М.Третьякова заказать портрет Глинки. Эскиз Белградского музея, выполненный в 1884 году, свидетельствует о том, что работа над живописным композиционным портретом Глинки велась художником уже в начале восьмидесятых годов.
Этюд «Женщина в украинском костюме» был опубликован в зарубежной печати, но подлинность его не подтверждена. Вопрос об авторстве Репина может быть решен лишь после специального изучения оригинала.
В 1889 году Репин сделал два акварельных портрета: «Крестьянин» и «Начетчик» (ЦГАЛИ, альбом Г.Фельдмана). Это портреты крестьянина Пантелеймона Васильева. На втором из них он изображен сидящим у стола за книгой. Портрет этот написан с натуры, о чем художником сделана надпись.
Обращаясь к графическим работам Репина 1880-х годов, мы видим утверждение новых качеств в его рисуночном стиле. Это - усиление роли света, воздушность, богатство тональных отношений. Контур уже не фиксирует форму, а намечает ее грани, штрих становится более прерывистым, динамичным. Перегруженность деталями, штрихование и тушевка уступают место сочной пластической лепке, выявлению более обобщенного образа.
В рисунках этих лет человек воспринимается в его окружении, во взаимодействии со световоздушной средой. Художник работает линией в светлых планах, намечая ею контуры лица, фигуры, платья. Более энергичной штриховкой он определяет затененные части, добиваясь живой светотени. Освещение, отношение тонов, света, их тонкие градации придают подвижность форме, естественность. Он применяет растушку и протирание пальцем, достигая переходами мягко освещенных планов сочности, пленерности рисунка.
продолжение ...
|