Во всех этих рисунках хорошо передана характерность детской натуры, живость, индивидуальность ребенка.
Репин-иллюстратор представлен в нашей публикации несколькими композициями, имеющими подготовительный, эскизный характер.
Рисунок «Сапожник Семен» (1879, Музей искусств в Бухаресте), сделанный для иллюстрации «Встреча ангела с сапожником Семеном у часовни», датирован художником ошибочно. Он выполнен в 1882 году. Рассказ Л.Н.Толстого «Чем люди живы» написан в 1881 году и в конце того же года напечатан в двенадцатом номере журнала «Детский отдых». В 1882 году Репин получил от П.А.Берса и Л.Д.Оболенского предложение иллюстрировать рассказ для сборника «Рассказы для детей И.С.Тургенева и гр. Л.Н.Толстого», вышедшего с иллюстрациями вторым изданием в 1886 году. К уже известным рисункам, сделанным к рассказу «Чем люди живы» (см.: А. Парамонов. Иллюстрации И.Е.Репина. М., «Искусство», 1952, стр. 76 и 190), теперь добавляется еще один. На нем изображен сапожник Семен у часовни. Он снимает со своего плеча кафтан, чтобы одеть встретившегося ему голого человека. В рисунке намечен только образ сапожника. В последующих вариантах он почти не претерпел изменений.
В рисунке «Поприщин» (1896, собрание Миллера, Прага), созданном через четверть века после иллюстраций к «Запискам сумасшедшего», Репин вновь обратился к образам Гоголя, находя в творчестве своего любимого писателя остро психологические гротесковые коллизии.
В 1913 году в галерее Лемерсье были выставлены пять рисунков Репина к «Запискам сумасшедшего» Гоголя. «Две этих иллюстрации производят особенно сильное впечатление, - пишет К.Кузьминский. - Это - Поприщин в шинели и форменной фуражке, изображенный, должно быть, в момент, когда он отправляется «увидеть Фидель и допросить ее». Безумие еле сквозит в его глазах. Гораздо сильнее на его лице необыкновенная сосредоточенность. Ведь он поглощен, вероятно, в этот момент мыслью разгадать тайный смысл того разговора двух собачонок, который он подслушал на Невском проспекте». Судя по всему, рисунок из собрания Миллера - одна из этих иллюстраций.
Сепия «Убитый Ленский» (частное собрание, Ленинград) - один из многих вариантов этой темы, связанный с работой художника над одноименной картиной, написанной в 1901 году.
Иллюстрациям Репина, как пишет Н.В.Кузьмин, свойственны «живость, острота, очарование репинского артистизма, острая психологическая «хватка». Эти качества в различной мере присущи и вышеназванным иллюстративным рисункам.
На протяжении всего многолетнего творчества Репин оставался верным своей постоянной привязанности к акварели. Об этом свидетельствуют и публикуемые работы. Акварельный этюд сидящей пожилой украинки (1877, Национальная галерея в Праге) написан к картине «Вечорнiци». Рисунок тесно связан с композицией картины, уже к тому времени детально разработанной. Сравнивая образ крестьянки в этюде и в картине, видишь, как художник, сохраняя все внешние приметы натуры, сумел включить ее в действие картины. В этюде - лицо позирующей женщины с безотносительным выражением, в картине - экспрессия напряженного внимания, участие в происходящем.
Акварель «В.А.Шевцова у постели больного сына Юрия» (1884, собрание Л.И.Бродской, Москва) интересна своей психологической напряженностью. Репин стремился выразить мучительную борьбу ребенка с тяжелой болезнью; колеблющийся свет лампы и темные тени, в которые погружена комната, помогают ощутить состояние больного мальчика и тревогу сидящей у его постели матери.
Мастерски исполненный сепией эскиз «Голгофа» (1887, НИ музей АХ СССР) - один из вариантов этой темы, над которой художник работал начиная с 1860-х годов, еще во время обучения в Академии художеств, и кончая последними годами жизни. О длительности этой темы в его творчестве говорит и другой эскиз - «Голгофа» (1883-1916, НИ музей АХ СССР), имеющий две даты, разделенные более чем тремя десятилетиями. Художник использует здесь пастозную акварель, добиваясь средствами водяных красок эффекта масляной живописи. Контрасты ярких, горячих и холодных цветовых пятен помогают выразить напряженность темы, ее драматизм.
В девяностые и девятисотые годы, как и в последующие десятилетия, Репин неизменно обращается к акварели, работая на акварельных вечерах у художницы Е.С.Зарудной-Канос и совместно с учениками в Тенишевской мастерской и в Академии художеств. В своих путешествиях этих лет в Палестину, Италию и в Чугуев он не расстается с набором акварельных красок.
Акварельные портреты и этюды «Крестьянин» (1891, собрание Л.И.Бродской, Москва), «С.П.Крачковский» (1907, Рыбинский историко-художественный музей), «Н.Б.Нордман-Северова» (1910, НИ музей АХ СССР) - вещи среднего качества. Выделяется «Арабский воин» (собрание В.Н.Москвинова, Москва), сделанный во время поездки Репина в Палестину в 1898 году. Чувствуется увлечение художника силой и красотой отдыхающего араба, а не ориентальной экзотикой, модной в то время.
Рисунки Репина девяностых годов, как и ряд его живописных произведений этого времени, правдиво выражают реальный мир. Они убеждают в том, что и в эти годы тогда, когда художник оставался верен натуре и жизненной правде, его творчество не подвергалось влиянию ложных эстетических теорий, связанных с проповедью «чистого» искусства. Ратуя за «свободу творчества», Репин как художник оставался носителем реалистических традиций. Живая объективная реальность, а не субъективные изменчивые ощущения, остается для него главным. Он не стремится к тому, чтобы выразить только форму; забывая о надуманных теориях, он любуется человеком, природой, поэзией окружающего мира.
Проводя летние месяцы в Здравневе, своем имении в Витебской губернии, Репин много пишет и рисует на воздухе. Пейзаж и портрет - вот жанры, в которых он работает с видимым удовольствием, хотя и жалуется постоянно на усталость и отсутствие сил. Пейзажи «Цветущие яблони» (1893, частное собрание, Москва), «Сад в Здравневе» (1898, Национальная галерея в Праге) и зарисовки берегов Двины носят этюдный характер.
Из работ здравневского периода выделяется картина «На Западной Двине. Восход солнца» (1892, собрание С.А.Белица, Париж).
Над ней Репин работал увлеченно; но картина не удавалась ему. Об этом он писал Т.Л.Толстой 10 августа 1892 года: «Работаю очень мало. Сначала стал было писать восход солнца над Двиной (я каждое утро, как пифагориец, готов ему петь гимны, как это величественно!!!), но пейзаж мне не удается» (И.Е.Репин и Л.Н.Толстой. Т.1. М. -Л., «Искусство», 1949, стр. 64).
Однако позднее Репин изменил свое мнение об этой незадавшейся ему картине.
Отвечая К.И.Чуковскому на вопрос о ней, он подробно рассказал в письме от 18 марта 1926 года историю ее создания. Расставшись с картиной (она была продана им С. И. Мамонтову), он увидел ее вновь через некоторое время и по его же словам залюбовался ею:
«Не «этюд», а картина, с кружками в глазах от солнца - писалась мною все лето в Здравневе, забыл, в котором году. Всякий солнечный день - к восходу солнца я бежал на берег Западной Двины, от дому шагов 30. Алчно глотал и тон неба, и розовых перистых облаков под солнцем, это, к досаде, редко повторялось, и, как дополнения: обмелевшую, в продолжение лета, Двину (над порогами против нас), и лес сейчас за рекой.
продолжение ...
|