на главную страницу            

   На главную    

   Биография

   Живопись

   Иван Грозный   
   Крестный ход   
   Запорожцы   
   Портреты   
   Приплыли   

   Графика

   О рисунках

   Лев Толстой

   Воспоминания

   Арт критика:    

   Шер   
   Бенуа   
   Иванов   
   Грабарь   
   Волынский   
   Кириллина   

   В "Пенатах"

   Репин и ТПХВ

   Репин в Питере

   Письма Репина

   Статьи Репина

   Приложение

    Публикации 

   Хронология

   Фото архив    

   Гостевая

   Музеи

Илья Репин

   Илья Репин
   1880-е годы

Илья Репин

   Илья Репин
   1910-е годы
   
  
   

Публикации:

И.М.Степанов
И.Л.Бродский - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11
В.Н.Римский-Корсаков - 2 - 3 - 4
3.И.Крапивин - 2
В.Н.Москвинов - 2 - 3 - 4
Б.Д.Сурис - 2
А.А.Ильина
Вл.Серов

   


Во всех этих рисунках хорошо передана характерность детской натуры, живость, индивидуальность ребенка.
Репин-иллюстратор представлен в нашей публикации несколькими композициями, имеющими подготовительный, эскизный характер.
Рисунок «Сапожник Семен» (1879, Музей искусств в Бухаресте), сделанный для иллюстрации «Встреча ангела с сапожником Семеном у часовни», датирован художником ошибочно. Он выполнен в 1882 году. Рассказ Л.Н.Толстого «Чем люди живы» написан в 1881 году и в конце того же года напечатан в двенадцатом номере журнала «Детский отдых». В 1882 году Репин получил от П.А.Берса и Л.Д.Оболенского предложение иллюстрировать рассказ для сборника «Рассказы для детей И.С.Тургенева и гр. Л.Н.Толстого», вышедшего с иллюстрациями вторым изданием в 1886 году. К уже известным рисункам, сделанным к рассказу «Чем люди живы» (см.: А. Парамонов. Иллюстрации И.Е.Репина. М., «Искусство», 1952, стр. 76 и 190), теперь добавляется еще один. На нем изображен сапожник Семен у часовни. Он снимает со своего плеча кафтан, чтобы одеть встретившегося ему голого человека. В рисунке намечен только образ сапожника. В последующих вариантах он почти не претерпел изменений.
В рисунке «Поприщин» (1896, собрание Миллера, Прага), созданном через четверть века после иллюстраций к «Запискам сумасшедшего», Репин вновь обратился к образам Гоголя, находя в творчестве своего любимого писателя остро психологические гротесковые коллизии.
В 1913 году в галерее Лемерсье были выставлены пять рисунков Репина к «Запискам сумасшедшего» Гоголя. «Две этих иллюстрации производят особенно сильное впечатление, - пишет К.Кузьминский. - Это - Поприщин в шинели и форменной фуражке, изображенный, должно быть, в момент, когда он отправляется «увидеть Фидель и допросить ее». Безумие еле сквозит в его глазах. Гораздо сильнее на его лице необыкновенная сосредоточенность. Ведь он поглощен, вероятно, в этот момент мыслью разгадать тайный смысл того разговора двух собачонок, который он подслушал на Невском проспекте». Судя по всему, рисунок из собрания Миллера - одна из этих иллюстраций.
Сепия «Убитый Ленский» (частное собрание, Ленинград) - один из многих вариантов этой темы, связанный с работой художника над одноименной картиной, написанной в 1901 году.
Иллюстрациям Репина, как пишет Н.В.Кузьмин, свойственны «живость, острота, очарование репинского артистизма, острая психологическая «хватка». Эти качества в различной мере присущи и вышеназванным иллюстративным рисункам.
На протяжении всего многолетнего творчества Репин оставался верным своей постоянной привязанности к акварели. Об этом свидетельствуют и публикуемые работы. Акварельный этюд сидящей пожилой украинки (1877, Национальная галерея в Праге) написан к картине «Вечорнiци». Рисунок тесно связан с композицией картины, уже к тому времени детально разработанной. Сравнивая образ крестьянки в этюде и в картине, видишь, как художник, сохраняя все внешние приметы натуры, сумел включить ее в действие картины. В этюде - лицо позирующей женщины с безотносительным выражением, в картине - экспрессия напряженного внимания, участие в происходящем.
Акварель «В.А.Шевцова у постели больного сына Юрия» (1884, собрание Л.И.Бродской, Москва) интересна своей психологической напряженностью. Репин стремился выразить мучительную борьбу ребенка с тяжелой болезнью; колеблющийся свет лампы и темные тени, в которые погружена комната, помогают ощутить состояние больного мальчика и тревогу сидящей у его постели матери.
Мастерски исполненный сепией эскиз «Голгофа» (1887, НИ музей АХ СССР) - один из вариантов этой темы, над которой художник работал начиная с 1860-х годов, еще во время обучения в Академии художеств, и кончая последними годами жизни. О длительности этой темы в его творчестве говорит и другой эскиз - «Голгофа» (1883-1916, НИ музей АХ СССР), имеющий две даты, разделенные более чем тремя десятилетиями. Художник использует здесь пастозную акварель, добиваясь средствами водяных красок эффекта масляной живописи. Контрасты ярких, горячих и холодных цветовых пятен помогают выразить напряженность темы, ее драматизм.
В девяностые и девятисотые годы, как и в последующие десятилетия, Репин неизменно обращается к акварели, работая на акварельных вечерах у художницы Е.С.Зарудной-Канос и совместно с учениками в Тенишевской мастерской и в Академии художеств. В своих путешествиях этих лет в Палестину, Италию и в Чугуев он не расстается с набором акварельных красок.
Акварельные портреты и этюды «Крестьянин» (1891, собрание Л.И.Бродской, Москва), «С.П.Крачковский» (1907, Рыбинский историко-художественный музей), «Н.Б.Нордман-Северова» (1910, НИ музей АХ СССР) - вещи среднего качества. Выделяется «Арабский воин» (собрание В.Н.Москвинова, Москва), сделанный во время поездки Репина в Палестину в 1898 году. Чувствуется увлечение художника силой и красотой отдыхающего араба, а не ориентальной экзотикой, модной в то время.
Рисунки Репина девяностых годов, как и ряд его живописных произведений этого времени, правдиво выражают реальный мир. Они убеждают в том, что и в эти годы тогда, когда художник оставался верен натуре и жизненной правде, его творчество не подвергалось влиянию ложных эстетических теорий, связанных с проповедью «чистого» искусства. Ратуя за «свободу творчества», Репин как художник оставался носителем реалистических традиций. Живая объективная реальность, а не субъективные изменчивые ощущения, остается для него главным. Он не стремится к тому, чтобы выразить только форму; забывая о надуманных теориях, он любуется человеком, природой, поэзией окружающего мира.
Проводя летние месяцы в Здравневе, своем имении в Витебской губернии, Репин много пишет и рисует на воздухе. Пейзаж и портрет - вот жанры, в которых он работает с видимым удовольствием, хотя и жалуется постоянно на усталость и отсутствие сил. Пейзажи «Цветущие яблони» (1893, частное собрание, Москва), «Сад в Здравневе» (1898, Национальная галерея в Праге) и зарисовки берегов Двины носят этюдный характер.
Из работ здравневского периода выделяется картина «На Западной Двине. Восход солнца» (1892, собрание С.А.Белица, Париж).
Над ней Репин работал увлеченно; но картина не удавалась ему. Об этом он писал Т.Л.Толстой 10 августа 1892 года: «Работаю очень мало. Сначала стал было писать восход солнца над Двиной (я каждое утро, как пифагориец, готов ему петь гимны, как это величественно!!!), но пейзаж мне не удается» (И.Е.Репин и Л.Н.Толстой. Т.1. М. -Л., «Искусство», 1949, стр. 64).
Однако позднее Репин изменил свое мнение об этой незадавшейся ему картине.
Отвечая К.И.Чуковскому на вопрос о ней, он подробно рассказал в письме от 18 марта 1926 года историю ее создания. Расставшись с картиной (она была продана им С. И. Мамонтову), он увидел ее вновь через некоторое время и по его же словам залюбовался ею:
«Не «этюд», а картина, с кружками в глазах от солнца - писалась мною все лето в Здравневе, забыл, в котором году. Всякий солнечный день - к восходу солнца я бежал на берег Западной Двины, от дому шагов 30. Алчно глотал и тон неба, и розовых перистых облаков под солнцем, это, к досаде, редко повторялось, и, как дополнения: обмелевшую, в продолжение лета, Двину (над порогами против нас), и лес сейчас за рекой.

продолжение ...


"Вот увидишь сам, как заблестит перед тобой наша русская действительность, никем не изображенная. Как втянет тебя до мозга костей ее поэтическая правда, как станешь ты постигать ее, да со всем жаром любви переносить на холст - так сам удивишься тому, что получится перед твоими глазами." (Из письма Репина Поленову в 1877 г.)

* * *

www.ilya-repin.ru, Илья Ефимович Репин, 1844-1930, olga(a)ilya-repin.ru

Rambler's Top100