на главную страницу            

   На главную    

   Биография

   Живопись

   Иван Грозный   
   Крестный ход   
   Запорожцы   
   Портреты   
   Приплыли   

   Графика

   О рисунках

   Лев Толстой

   Воспоминания

   Арт критика:    

   Шер   
   Бенуа   
   Иванов   
   Грабарь   
   Волынский   
   Кириллина   

   В "Пенатах"

   Репин и ТПХВ

   Репин в Питере

    Письма Репина 

   Статьи Репина

   Приложение

   Публикации

   Хронология

   Фото архив    

   Гостевая

   Музеи

Илья Репин

   Илья Репин
   1880-е годы

Илья Репин

   Илья Репин
   1910-е годы
   
  
   

Письма Репина:

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40

   


У нас здесь две очень интересные выставки. Английская (удивительная по отделке и законченности и изяществу идей) и финляндско-русская, от которой веет новизной и свежестью. Первенствует Серов.
Будьте здоровы. Ваш И.Репин

22
23 декабря 1898 г. Академия художеств
Дорогая Мариамна Владимировна.
Спасибо Вам за Ваше чудное, поэтическое письмо, полное очарований зимнею красотою... Я могу отвечать Вам только прозой: чемоданы уложены, и мы скоро едем в те же края. Наш академический экзамен вышел нынче огромный. Как ни грустно, но «пристрастие» действует и на художников. Обязательность эскизов дала чудесные результаты; было много очень хороших, в числе лучших - Де ла Вос. На 1-ю категорию 18, 2-ю 44, 3-ю 58, 4-ю 29 - итого 149 эскизов. Все это очень весело; на тему «Весна». В большом этюдном классе этюды вышли замечательные по силе, по размерам, по пластичности - очень подвинулись. В мастерской перевели 4-х. Особенно отличился Шмаров. В мою мастерскую поступило еще 6 человек, так что и 2-е отделение теперь набито. Хорошо, что не все работают. Малявин забрался в этюдный класс и, в антрактах, «отката л» портрет с Грабаря-Храброго - чертовски! За его спиною во время работы стояла толпа. Грабарь как живой стоит, покачнувшись вперед, заложив руки в карманы. Написано поразительно широко и живо - впереди палитра - так хочется ее принять, совсем как живая и написана с небывалой еще в живописи лихостью. Хорош также этюд Шретер и голова в этюде Де ла Вое. Хорош эскиз Голубина, символико-фантастический: весна прощается с зимой. Из остатков снега выделяется голова с плечами, и ее целует фантастическая фигура весны. Это на холсте, кругом далеко раскрытые реки и зеленеющие луга.
Прощайте, больше некогда писать. Прошу передать мой поклон Алексею Георгиевичу. Всего лучшего желаю Вам с Праздниками!!
Ваш И.Репин
Вера Васильевна хотела передать кое-что для Вас с нами до Двинска; но, вероятно, нашла другой способ, т.к. до сих пор ничего не было.

23
24 февраля 1903 г.
Многоуважаемая Мариамна Владимировна.
Давненько ничего не слышу о Вас и обрадовался Вашему письму. Спасибо за сообщение о Вас - жаль, что ничего художественного... А я еще вот на днях рассматривал с большим удовольствием фотографии с Ваших работ, какие у меня нашлись. И я невольно всякий раз думаю: если бы она не уезжала за границу, если бы работала скромно и сдержанно в своем черном тоне - инвалидов, моряков и др. - М.Веревкина была бы уже крупным именем оригинального художника. О, женщины!.. Алексей Георгиевич тоже - за такой маститый срок совершенствования себя в искусстве мог бы что-нибудь прислать сюда, показать... О, самолюбие!.. Нет, не рычаг, которым Архимед и пр., как сказал некто; а тормоз для искреннего проявления человека.
Напрасно г. Бюхтгер думает удовлетвориться скромной и тяжелой ролью учителя рисования в России, после европейской свободы художника - бросит, сбежит. Но если он очень желает этого, то должен подать прошение в Совет Академии художеств; и звание, я думаю, он получит легко. Труднее получить место. Тут придется подождать... Теперь громадная конкуренция; молодых художников масса!.. И хорошие места предпочтительно отдают окончившим у нас педагогические курсы министерства народного просвещения (при Академии художеств). Посылаю Вам свое последнее произведение пера, из которого Вы увидите, что я теперь уже один из тех старичков, которые всем известные истины записывают, печатают и выдают за свои собственные сочинения. И в живописи я моложусь, как все старички. Написал пару молодых людей, гуляющих по берегу Финского залива. Время первых заморозков моря, когда низовой ветер подымает воду и играет, ломая льдины. Это забавляет молодых людей, а стариков-художников смелость эта удивляет настолько, что они пишут на эту тему картину. А публика наша настолько еще молода, что поражается этим невозможным событием в картине и видит, что это неспроста, что тут кроется глубокая аллегория. И меня за эту аллегорию то бранят, то порицают, то презирают.
Кардовский приглашен к нам в профессора. У нас теперь сезон выставок. Жаль, Вас нет; вот бы мы наспорились! Столько предлогов... Кланяюсь Веласкез-Вистлер-Гойя-Зулохюс'у . Будьте здоровы.
Ваш И.Репин
P.S. Вы гуляете ins Grime, а я, так же скромно, гуляю ins Weisse на лыжах, по Финскому заливу. Отсюда и произошло мое знакомство с чудесами северного моря зимой, которыми я нежданно-негаданно ошарашил нашу публику самой невероятной фантастической картиной. Сидя вечно в своих и чужих квартирах, прокуренных табаком, они одичали как затворники и не верят в возможность моей картины в природе.

24
5 октября 1903 г.
Дорогая Мариамна Владимировна.
Нет, не воевать - мириться с Вами я желал бы. Вы меня очень обрадовали известием, что Явленский наконец выставил. Как бы я был рад видеть хоть бы фотографичсский снимок с его вещей: ничего, что они, как исключительно красочные, по Вашим словам, задачи - потеряют. Все же в фотографии (в Мюнхене снимают образцово) можно видеть гармонию общего и очарование полотен. Одолжите - пришлите! В Академии по-старому, начались занятия. Рубо явился только на экзамен (приемный) и отпросился на полгода, кончать свою панораму - Севастополь 1855 г. Несчастная мастерская опять без руководителя... Кардовский официально числится моим помощником, в отделении моей мастерской (лично у меня 60 учеников, двойной комплект, больше не помещается - каждый день я отказываю). У Кардовского человек. Преподает он очень хорошо. Самое дрянное, анархическое сборище полубездарностей он сумел в короткое время дисциплинировать и увлечь искренно в искусство. Рубо ему же поручает свою мастерскую; но это еще не прошло через Совет.


продолжение ...


"В "Художественном журнале" меня охарактеризовали как ремесленника живописи, которому решительно все равно, что бы ни писать, лишь бы писать. Сегодня он пишет из Евангелия, завтра народную сцену на модную идею, потом фантастическую картину из былин, жанр иностранной жизни, этнографическую картину, наконец, тенденциозную газетную корреспонденцию, потом психологический этюд, потом мелодраму либеральную, вдруг из русской истории кровавую сцену и т. д. Никакой последовательности, никакой определенной цели деятельности; все случайно и, конечно, поверхностно... Не правда ли, похожа эта характеристика?.. Что делать, может быть, судьи и правы, но от себя не уйдешь. Я люблю разнообразие." (Из письма Репина М.Федорову, 4 мая 1886 г.)

* * *

www.ilya-repin.ru, Илья Ефимович Репин, 1844-1930, olga(a)ilya-repin.ru

Rambler's Top100