на главную страницу            

   На главную    

   Биография

   Живопись

   Иван Грозный   
   Крестный ход   
   Запорожцы   
   Портреты   
   Приплыли   

   Графика

   О рисунках

   Лев Толстой

   Воспоминания

   Арт критика:    

   Шер   
   Бенуа   
   Иванов   
   Грабарь   
   Волынский   
   Кириллина   

   В "Пенатах"

   Репин и ТПХВ

   Репин в Питере

    Письма Репина 

   Статьи Репина

   Приложение

   Публикации

   Хронология

   Фото архив    

   Гостевая

   Музеи

Илья Репин

   Илья Репин
   1880-е годы

Илья Репин

   Илья Репин
   1910-е годы
   
  
   

Письма Репина:

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40

   


1 марта 1929 г. «Пенаты»
По поводу памяти двадцатипятилетия кончины Вячеслава Григорьевича Шварца - к Евгению Григорьевичу Шварцу, от профессора Ильи Ефимовича Репина.
Глубокоуважаемый Евгений Григорьевич.
Очень обрадован Вашим письмом, и об искусстве Вячеслава Григорьевича я с удовольствием напишу, как могу... Но прежде всего, надо взять все, что писано о нем Владимиром Васильевичем Стасовым. Он его обожал и писал много и превосходно об этом необыкновенном русском художнике. Ведь картины Шварца были последним словом искусства в то время, и действительно не мне говорить Вам об искусстве Вячеслава Григорьевича Шварца. Он был новатором - и мне посчастливилось познакомиться в Неаполе с профессором Миола, который был в кружке Шварца. Это было в начале 60-х годов. Четверо художников особенно стремились к новизне и своеобразию. Они стремились к самобытности. Они шли от Джиотто и достигли больших результатов. Миола изобразил: «Смерть Виргинии». Но ведь как? У него вышла совсем картинка жанра. И сейчас в Неаполитанском музее это лучшая картина исторической живописи. Еще товарищем их был Альтамура (неаполитанец) и француз Тиссо. Тиссо изобразил «Фауста и Маргариту». Эта картина известна всему образованному миру: улица с деревянным подмостком и костюмы средних веков - не театральные, к каким мы привыкли, а эти граждане идут действительно в костюмах, которые они носили. Этому же направлению следовал и Д.Морелли. Его «Искушение св. Антония» - картина колоссального значения.
Более столетия бились художники над св. Антонием, и когда, наконец, Д.Морелли написал свое «Искушение св. Антония», все в один голос сказали: «Ну, наконец-то, св. Антоний искушен», и этому сюжету дали отдых и больше за него не берутся. Миола мне рассказывал, что одно время эти четыре художника жили в одном большом ателье в Париже, стремились к новизне стиля, и В.Г.Шварц, говорил он, особенно ярым был между ними новатором.
И когда впервые были выставлены в Академии художеств работы Вячеслава Григорьевича Шварца, все были поражены свежестью истории. Его царские охоты охватили всех такой новизной, что имя Вячеслава Шварца всеми повторялось.

Евгений Григорьевич Шварц - коллекционер, брат художника В. Г. Шварца.

А. Л. ШКИЛОНДЗЬ

1
1 июля 1924 г.
Ваше милое письмо, дорогая Адель Львовна, так ободряет меня. Но Вы совершенно правы, конечно надо попозже, в половине или в конце сентября... А вообще я сейчас серьезно подумал: может быть, и еще отложить придется. Да и торопиться во что бы то ни стало не к чему, скоро только сказка сказывается. Но Вы какая умница, какая опытная - так все верно уже и теперь намечаете. Разумеется, дождемся Монсона и вообще дело надо обставить как следует.
О всех серьезных, ответственных шагах буду Вас уведомлять. А пока примите нашу глубочайшую благодарность за дружественное участие к нашему делу.
При случае черкните словцо о Ваших племянниках, что они? И где они теперь?
А мои внуки Гай и Дий выросли совсем большие, и Гай третьего дня уже отличился в Терриокском спектакле (первую роль «Медведя» Чехова так сыграл, что заслужил всеобщее одобрение от директора до сторожа гимназии). Всего, всего лучшего и успехов, успехов желаем Вам, как и следует
Ваш Илья Репин

2
8 апреля 1927 г.
Это был сон... Вы посетили «Пенаты»!
Этот старик на скамейке грезит во сне
И.Репин. Вы представляете такой цельный и редкий тип украинки. Им, малороссианам, следует соорудить великолепный трон-колесницу: Вы, возимая обожателями, пели бы, и за Вами несметная толпа бежала бы в восторге. А фотография с Вас представляет какое-то символическое существо. Так неужели Вы еще когда-нибудь еще нас посетите?
И. Репин

Аделаида Львовна Шкилондзь (род. 1882 г.) - певица, артистка оперной труппы Народного дома в Петрограде, а затем шведской Королевской оперы. Репин написал три портрета Шкилондзь.

Н. П. ШМАКОВУ

25 июля 1928 г. «Пенаты»
Дорогой глубокоуважаемый Николай Петрович. Я получил Ваше письмо; на Вашу выставку я очень рад попасть своими вещами; к сожалению, не могу считать их выдающимися. У меня есть дома две головы: одна акварель и одна масляная живопись. И есть в Гельсинках, у г.Людекена, три вещи, которые оттуда можно взять. Прошло довольно времени, и я, порассудив здраво, извиняюсь перед Вами. Я такой стал инвалид, как и следует по моему возрасту, что прошу Вас выключить меня, ибо не могу ничего привести в надлежащий порядок... Надо отложить мне до другого раза, чтобы не опростоволоситься... Простите, простите... Прошу верить моему искреннему желанию участвовать с Вами... Но что делать... Благоразумнее мне отклонить. С глубоким уважением к Вам, Илья Репин

Николаи Петрович Шмаков - художник-любитель, владелец художественного салона в Хельсинках.

А. Р. ЭБЕРЛИНГУ

1
25 января 1903 г.
Многоуважаемый г-н Эберлинг. Ваше письмо меня очень удивило. Ваша картина настолько обдумана и обработана, что, рассматривая ее, у меня не нашлось ни одного замечания.


продолжение ...


"Отсутствие в Репине при полной его сбитости и, мы бы сказали, податливости истинной, «перовской» силы обличителя и рассказчика способствовало прежде тому, что мы его особенно любили. Именно благодаря отсутствию этой силы мы мало обращали внимания на те рассказы и уроки, которые он вкладывал в свои картины." (А.Н.Бенуа)

* * *

www.ilya-repin.ru, Илья Ефимович Репин, 1844-1930, olga(a)ilya-repin.ru

Rambler's Top100