1 марта 1929 г. «Пенаты»
По поводу памяти двадцатипятилетия кончины Вячеслава Григорьевича Шварца - к Евгению Григорьевичу Шварцу, от профессора Ильи Ефимовича Репина.
Глубокоуважаемый Евгений Григорьевич.
Очень обрадован Вашим письмом, и об искусстве Вячеслава Григорьевича я с удовольствием напишу, как могу... Но прежде всего, надо взять все, что писано о нем Владимиром Васильевичем Стасовым. Он его обожал и писал много и превосходно об этом необыкновенном русском художнике. Ведь картины Шварца были последним словом искусства в то время, и действительно не мне говорить Вам об искусстве Вячеслава Григорьевича Шварца. Он был новатором - и мне посчастливилось познакомиться в Неаполе с профессором Миола, который был в кружке Шварца. Это было в начале 60-х годов. Четверо художников особенно стремились к новизне и своеобразию. Они стремились к самобытности. Они шли от Джиотто и достигли больших результатов. Миола изобразил: «Смерть Виргинии». Но ведь как? У него вышла совсем картинка жанра. И сейчас в Неаполитанском музее это лучшая картина исторической живописи. Еще товарищем их был Альтамура (неаполитанец) и француз Тиссо. Тиссо изобразил «Фауста и Маргариту».
Эта картина известна всему образованному миру: улица с деревянным подмостком и костюмы средних веков - не театральные, к каким мы привыкли, а эти граждане идут действительно в костюмах, которые они носили. Этому же направлению следовал и Д.Морелли. Его «Искушение св. Антония» - картина колоссального значения.
Более столетия бились художники над св. Антонием, и когда, наконец, Д.Морелли написал свое «Искушение св. Антония», все в один голос сказали: «Ну, наконец-то, св. Антоний искушен», и этому сюжету дали отдых и больше за него не берутся.
Миола мне рассказывал, что одно время эти четыре художника жили в одном большом ателье в Париже, стремились к новизне стиля, и В.Г.Шварц, говорил он, особенно ярым был между ними новатором.
И когда впервые были выставлены в Академии художеств работы Вячеслава Григорьевича Шварца, все были поражены свежестью истории. Его царские охоты охватили всех такой новизной, что имя Вячеслава Шварца всеми повторялось.
Евгений Григорьевич Шварц - коллекционер, брат художника В. Г. Шварца.
А. Л. ШКИЛОНДЗЬ
1
1 июля 1924 г.
Ваше милое письмо, дорогая Адель Львовна, так ободряет меня. Но Вы совершенно правы, конечно надо попозже, в половине или в конце сентября... А вообще я сейчас серьезно подумал: может быть, и еще отложить придется. Да и торопиться во что бы то ни стало не к чему, скоро только сказка сказывается. Но Вы какая умница, какая опытная - так все верно уже и теперь намечаете. Разумеется, дождемся Монсона и вообще дело надо обставить как следует.
О всех серьезных, ответственных шагах буду Вас уведомлять.
А пока примите нашу глубочайшую благодарность за дружественное участие к нашему делу.
При случае черкните словцо о Ваших племянниках, что они?
И где они теперь?
А мои внуки Гай и Дий выросли совсем большие, и Гай третьего дня уже отличился в Терриокском спектакле (первую роль «Медведя» Чехова так сыграл, что заслужил всеобщее одобрение от директора до сторожа гимназии).
Всего, всего лучшего и успехов, успехов желаем Вам, как и следует
Ваш Илья Репин
2
8 апреля 1927 г.
Это был сон... Вы посетили «Пенаты»!
Этот старик на скамейке грезит во сне
И.Репин.
Вы представляете такой цельный и редкий тип украинки. Им, малороссианам, следует соорудить великолепный трон-колесницу: Вы, возимая обожателями, пели бы, и за Вами несметная толпа бежала бы в восторге.
А фотография с Вас представляет какое-то символическое существо. Так неужели Вы еще когда-нибудь еще нас посетите?
И. Репин
Аделаида Львовна Шкилондзь (род. 1882 г.) - певица, артистка оперной труппы Народного дома в Петрограде, а затем шведской Королевской оперы. Репин написал три портрета Шкилондзь.
Н. П. ШМАКОВУ
25 июля 1928 г. «Пенаты»
Дорогой глубокоуважаемый Николай Петрович. Я получил Ваше письмо; на Вашу выставку я очень рад попасть своими вещами; к сожалению, не могу считать их выдающимися. У меня есть дома две головы: одна акварель и одна масляная живопись. И есть в Гельсинках, у г.Людекена, три вещи, которые оттуда можно взять. Прошло довольно времени, и я, порассудив здраво, извиняюсь перед Вами. Я такой стал инвалид, как и следует по моему возрасту, что прошу Вас выключить меня, ибо не могу ничего привести в надлежащий порядок... Надо отложить мне до другого раза, чтобы не опростоволоситься... Простите, простите... Прошу верить моему искреннему желанию участвовать с Вами... Но что делать... Благоразумнее мне отклонить.
С глубоким уважением к Вам, Илья Репин
Николаи Петрович Шмаков - художник-любитель, владелец художественного салона в Хельсинках.
А. Р. ЭБЕРЛИНГУ
1
25 января 1903 г.
Многоуважаемый г-н Эберлинг.
Ваше письмо меня очень удивило. Ваша картина настолько обдумана и обработана, что, рассматривая ее, у меня не нашлось ни одного замечания.
продолжение ...
|