на главную страницу            

   На главную    

   Биография

   Живопись

   Иван Грозный   
   Крестный ход   
   Запорожцы   
   Портреты   
   Приплыли   

   Графика

   О рисунках

   Лев Толстой

   Воспоминания

   Арт критика:    

   Шер   
   Бенуа   
   Иванов   
   Грабарь   
   Волынский   
   Кириллина   

   В "Пенатах"

   Репин и ТПХВ

   Репин в Питере

    Письма Репина 

   Статьи Репина

   Приложение

   Публикации

   Хронология

   Фото архив    

   Гостевая

   Музеи

Илья Репин

   Илья Репин
   1880-е годы

Илья Репин

   Илья Репин
   1910-е годы
   
  
   

Письма Репина:

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40

   


- Ах, да ведь вот это и есть работы Явленского, - крикнул мне Николай Дмитриевич, - сколько раз мы проходили мимо них, и вы еще махали на них безнадежно рукой.
Боже!.. Ну, этого не стоило искать; пухлая отсебятина: желто-зеленые лица, с японской краской костюмов (сочетание, весьма использованное мюнхенскими декораторами). Даже на вывеску забракуют. У этой-то шея - профиль - распухла; черный веер... Лучше бы не искать!..
- А внизу Веревкина, - указывает Виргилий.
- Не может быть! - вздыхаю я. - «Вот вам конец нелюбимый «Мира любимейшей сказки»... Ах, как грустно... Почему же при всех удобствах западных приспособлений в среде - бучиле искусства - такие отрицательные результаты?»
В 1914 году Веревкина и Явленский переселяются из Мюнхена в Аскону (Швейцария), где Веревкина прожила и все послевоенные годы. В 1938 году в Цюрихе была устроена ее посмертная выставка, на которой было представлено сорок восемь работ художницы. Многие из них выполнены в стиле ран него экспрессионизма, носят отвлеченно-аллегорический характер. Нереальность сюжетов усиливается условным, «сочиненным» колоритом. Л.Г.Явленский в 1921 году переселился из Асконы в Висбаден, где и прожил последние двадцать лет жизни (умер в 1941 году). Здесь Явленский вместе с Кандинским, Фейнингером и Клее участвовал в декадентских группах крайних экспрессионистов «Синяя четверка» и «Синий всадник» («Die blauen Vier», «Der Ыаи Reiter»). В последние годы жизни в работах Явленского преобладают абстрактные трагические сюжеты, выполненные в мрачных тонах.
Творчество А.Г.Явленского и М.В.Веревкиной было бесплодно, оно не оставило следа в истории русского искусства. Таков неминуемый удел художника, потерявшего живую связь с народом, замкнувшегося в маленьком мирке своего «я» и скатившегося в омут чужих, упаднических «измов». В одном письме Репин писал М.В.Веревкиной: «Для нас... важно, чтобы лепта наша была собственная, искренно положенная в общую сокровищницу человечества, а не занятая у кого-нибудь в долг, взятая напрокат. Для потомства эти заимствования и повторения будут уж жалки и неинтересны».
Письма И.Е.Репина М.В.Веревкиной во многом перекликаются с его же письмами к другой Веревкиной, Вере Васильевне, также художнице и ученице Репина, родственнице Мариамны (письма эти опубликованы во втором томе «Художественного наследства», стр. 185-218). В одном из писем В.В.Веревкиной в 1895 году Репин, уже разочарованный в таланте и человеческих качествах М.В.Веревкиной, пишет: «Мариамну Владимировну я ни единой йоты и ни единого момента не считаю своим другом. Ей я ни на волос не верю... У всех почти аристократов расположение к предательству и злая ирония; она естественно живет в глубине души их и проявляется невольно, за все ипокритство воспитания и обихода». И еще однажды, много лет спустя, в 1929 году, мы читаем о ней в последний раз в письме Репина В.В.Веревкиной: «Спасибо за сообщение о Мариамне Владимировне... « и там же: «О Явленском я совсем не заинтересован. Я не могу забыть слов маститого генерала, который произнес однажды, что Явленский «прикомандировался к его дочери».
Письма И.Е.Репина М.В.Веревкиной являются ценным пополнением к уже известному эпистолярному наследию великого художника. Публикация и послесловие Витаутаса Юргутпса.

А. В. ВЕРЖБИЛОВИЧУ

Февраль 1903 г.
Поздравляю Вас, дорогой маэстро.
Дай бог и впредь упиваться чудесами звуков Вашей виолончели
Репин

Алексей Валерианович Вержбилович (1849-1911) - известный музыкант, виолончелист. Профессор Петербургской консерватории. Репин написал его портрет в 1895 году.

Е. И. ВИТКЕВИЧ

24 декабря 1908 г. «Пенаты»
Искренне уважаемая Евгения Игнатьевна.
Глубоко благодарен за великолепную книгу о великом художнике Я.Матейке. Прошу Вас передать мою сердечную благодарность Вашему доброму брату. Какая дивная образцовая книга! Как полно представляет она великого польского деятеля.
В два вечера я едва пересмотрел превосходные иллюстрации! Составлена книга с таким серьезным вниманием, распределение частей и целого так уместно и красиво, что хотелось смотреть и смотреть без конца. Жаль, я не знаю польского языка. С текстом мне придется знакомиться только кусочками, когда кто-нибудь из знающих язык приятелей прочтет, что успеет.
Вы не приписали ни своего адреса, ни подробного адреса Вашего брата. Мне бы очень хотелось его поблагодарить.
С искренним желанием Вам всего лучшего
Илья Репин.

В. В. ВОИНОВУ

1
19 февраля 1925 г. Куоккала
Многоуважаемый Всеволод Владимирович.
Простите мою краткость:
1) Офорт - старик с короной на голове - не первый, но один из первых сделан в Москве, - в 1877 году у Льва Михайловича Жемчужникова. Это была проба. Но Л.М. ее так перетравил, что я удивляюсь, как этот «блин» не брошен (фантазия на «Король Лир»).
2) Натурщицы травлены В.Матэ... Офортом я не занимался у себя. Из того же времени и у Рейтерна. Я думаю, их больше девяти, но я не помню. Портрет графини Мерси д'Аржанто: все верно, что говорит Ровинский. Сухой иглой это я проходил по очень бледной, но законченной сухой - бездарной гравюре. Возможно, что гравер Дюно еще раз ее гравировал, не знаю; но я ее заново не гравировал. Гравер Дюно был обижен... По сложности процесса и по неудобствам печати я почти не работал. Ах, и память плоха, не помню; я так не имел досуга: всегда, скованный какою-нибудь большой работой, я убивал время туда, все силы и забывал по годам начатые медные доски офорта...
3) Относительно 1-го вопроса Вашего, из папки Рейтерна: женский портрет. Если бы был снимок фотографический, но это, вероятно, не стоит труда; а сейчас не вспомню. То же должен сказать и о «Чижике» - не помню.
4) К рассказу Л.Н. «Краюшка хлеба» литография для Чертковского издания (Сытина). Это все мог бы знать Владимир Григорьевич Чертков; но я не уверен, помнит ли он. Здесь не так давно на литографской бумаге я нарисовал голову (в натуральную величину) своей дочери и еще такую же - молодого человека В.М.Максимова. Эти головы так и стоят неотпечатанными. Вероятно, уже и к переводу на камень более не годны - краска пересохла.
5) Может быть, в хламе и найдется где-нибудь забытая затертая медная дощечка, но это уже совершенно в испорченном виде, не стоит Вашего внимания. Очень, очень польщен я Вашим любезным вниманием и жалею, что Ваш труд, на этот раз, не оправдал Ваших надежд.


продолжение ...


"Вот увидишь сам, как заблестит перед тобой наша русская действительность, никем не изображенная. Как втянет тебя до мозга костей ее поэтическая правда, как станешь ты постигать ее, да со всем жаром любви переносить на холст - так сам удивишься тому, что получится перед твоими глазами." (Из письма Репина Поленову в 1877 г.)

* * *

www.ilya-repin.ru, Илья Ефимович Репин, 1844-1930, olga(a)ilya-repin.ru

Rambler's Top100