на главную страницу            

   На главную    

   Биография

   Живопись

   Иван Грозный   
   Крестный ход   
   Запорожцы   
   Портреты   
   Приплыли   

   Графика

   О рисунках

   Лев Толстой

   Воспоминания

   Арт критика:    

   Шер   
   Бенуа   
   Иванов   
   Грабарь   
   Волынский   
   Кириллина   

   В "Пенатах"

   Репин и ТПХВ

   Репин в Питере

    Письма Репина 

   Статьи Репина

   Приложение

   Публикации

   Хронология

   Фото архив    

   Гостевая

   Музеи

Илья Репин

   Илья Репин
   1880-е годы

Илья Репин

   Илья Репин
   1910-е годы
   
  
   

Письма Репина:

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40

   


- Ах, да ведь вот это и есть работы Явленского, - крикнул мне Николай Дмитриевич, - сколько раз мы проходили мимо них, и вы еще махали на них безнадежно рукой.
Боже!.. Ну, этого не стоило искать; пухлая отсебятина: желто-зеленые лица, с японской краской костюмов (сочетание, весьма использованное мюнхенскими декораторами). Даже на вывеску забракуют. У этой-то шея - профиль - распухла; черный веер... Лучше бы не искать!..
- А внизу Веревкина, - указывает Виргилий.
- Не может быть! - вздыхаю я. - «Вот вам конец нелюбимый «Мира любимейшей сказки»... Ах, как грустно... Почему же при всех удобствах западных приспособлений в среде - бучиле искусства - такие отрицательные результаты?»
В 1914 году Веревкина и Явленский переселяются из Мюнхена в Аскону (Швейцария), где Веревкина прожила и все послевоенные годы. В 1938 году в Цюрихе была устроена ее посмертная выставка, на которой было представлено сорок восемь работ художницы. Многие из них выполнены в стиле ран него экспрессионизма, носят отвлеченно-аллегорический характер. Нереальность сюжетов усиливается условным, «сочиненным» колоритом. Л.Г.Явленский в 1921 году переселился из Асконы в Висбаден, где и прожил последние двадцать лет жизни (умер в 1941 году). Здесь Явленский вместе с Кандинским, Фейнингером и Клее участвовал в декадентских группах крайних экспрессионистов «Синяя четверка» и «Синий всадник» («Die blauen Vier», «Der Ыаи Reiter»). В последние годы жизни в работах Явленского преобладают абстрактные трагические сюжеты, выполненные в мрачных тонах.
Творчество А.Г.Явленского и М.В.Веревкиной было бесплодно, оно не оставило следа в истории русского искусства. Таков неминуемый удел художника, потерявшего живую связь с народом, замкнувшегося в маленьком мирке своего «я» и скатившегося в омут чужих, упаднических «измов». В одном письме Репин писал М.В.Веревкиной: «Для нас... важно, чтобы лепта наша была собственная, искренно положенная в общую сокровищницу человечества, а не занятая у кого-нибудь в долг, взятая напрокат. Для потомства эти заимствования и повторения будут уж жалки и неинтересны».
Письма И.Е.Репина М.В.Веревкиной во многом перекликаются с его же письмами к другой Веревкиной, Вере Васильевне, также художнице и ученице Репина, родственнице Мариамны (письма эти опубликованы во втором томе «Художественного наследства», стр. 185-218). В одном из писем В.В.Веревкиной в 1895 году Репин, уже разочарованный в таланте и человеческих качествах М.В.Веревкиной, пишет: «Мариамну Владимировну я ни единой йоты и ни единого момента не считаю своим другом. Ей я ни на волос не верю... У всех почти аристократов расположение к предательству и злая ирония; она естественно живет в глубине души их и проявляется невольно, за все ипокритство воспитания и обихода». И еще однажды, много лет спустя, в 1929 году, мы читаем о ней в последний раз в письме Репина В.В.Веревкиной: «Спасибо за сообщение о Мариамне Владимировне... « и там же: «О Явленском я совсем не заинтересован. Я не могу забыть слов маститого генерала, который произнес однажды, что Явленский «прикомандировался к его дочери».
Письма И.Е.Репина М.В.Веревкиной являются ценным пополнением к уже известному эпистолярному наследию великого художника. Публикация и послесловие Витаутаса Юргутпса.

А. В. ВЕРЖБИЛОВИЧУ

Февраль 1903 г.
Поздравляю Вас, дорогой маэстро.
Дай бог и впредь упиваться чудесами звуков Вашей виолончели
Репин

Алексей Валерианович Вержбилович (1849-1911) - известный музыкант, виолончелист. Профессор Петербургской консерватории. Репин написал его портрет в 1895 году.

Е. И. ВИТКЕВИЧ

24 декабря 1908 г. «Пенаты»
Искренне уважаемая Евгения Игнатьевна.
Глубоко благодарен за великолепную книгу о великом художнике Я.Матейке. Прошу Вас передать мою сердечную благодарность Вашему доброму брату. Какая дивная образцовая книга! Как полно представляет она великого польского деятеля.
В два вечера я едва пересмотрел превосходные иллюстрации! Составлена книга с таким серьезным вниманием, распределение частей и целого так уместно и красиво, что хотелось смотреть и смотреть без конца. Жаль, я не знаю польского языка. С текстом мне придется знакомиться только кусочками, когда кто-нибудь из знающих язык приятелей прочтет, что успеет.
Вы не приписали ни своего адреса, ни подробного адреса Вашего брата. Мне бы очень хотелось его поблагодарить.
С искренним желанием Вам всего лучшего
Илья Репин.

В. В. ВОИНОВУ

1
19 февраля 1925 г. Куоккала
Многоуважаемый Всеволод Владимирович.
Простите мою краткость:
1) Офорт - старик с короной на голове - не первый, но один из первых сделан в Москве, - в 1877 году у Льва Михайловича Жемчужникова. Это была проба. Но Л.М. ее так перетравил, что я удивляюсь, как этот «блин» не брошен (фантазия на «Король Лир»).
2) Натурщицы травлены В.Матэ... Офортом я не занимался у себя. Из того же времени и у Рейтерна. Я думаю, их больше девяти, но я не помню. Портрет графини Мерси д'Аржанто: все верно, что говорит Ровинский. Сухой иглой это я проходил по очень бледной, но законченной сухой - бездарной гравюре. Возможно, что гравер Дюно еще раз ее гравировал, не знаю; но я ее заново не гравировал. Гравер Дюно был обижен... По сложности процесса и по неудобствам печати я почти не работал. Ах, и память плоха, не помню; я так не имел досуга: всегда, скованный какою-нибудь большой работой, я убивал время туда, все силы и забывал по годам начатые медные доски офорта...
3) Относительно 1-го вопроса Вашего, из папки Рейтерна: женский портрет. Если бы был снимок фотографический, но это, вероятно, не стоит труда; а сейчас не вспомню. То же должен сказать и о «Чижике» - не помню.
4) К рассказу Л.Н. «Краюшка хлеба» литография для Чертковского издания (Сытина). Это все мог бы знать Владимир Григорьевич Чертков; но я не уверен, помнит ли он. Здесь не так давно на литографской бумаге я нарисовал голову (в натуральную величину) своей дочери и еще такую же - молодого человека В.М.Максимова. Эти головы так и стоят неотпечатанными. Вероятно, уже и к переводу на камень более не годны - краска пересохла.
5) Может быть, в хламе и найдется где-нибудь забытая затертая медная дощечка, но это уже совершенно в испорченном виде, не стоит Вашего внимания. Очень, очень польщен я Вашим любезным вниманием и жалею, что Ваш труд, на этот раз, не оправдал Ваших надежд.


продолжение ...


   Реклама:
   » 

"Репин не оказывается тем великим художником, каким многие, кому он был дорог, желали его когда-то видеть. Он не тот здоровый и простой реалист, каким он представлялся в былое время в сравнении со своими товарищами - вовсе уже не простыми и здоровыми реалистами. Напротив того, и он оказывается скорее каким-то чрезмерно разносторонним, неточным и неглубоким «учителем», вечно стремившимся высказать свое мнение по поводу последних толков. В сущности, и он презрел самую живопись, меньше всего обратил внимание на внутренний смысл красок и линий."

* * *

www.ilya-repin.ru, Илья Ефимович Репин, 1844-1930, olga(a)ilya-repin.ru

Rambler's Top100