Здесь В.М.Васнецов в «Яшкином доме» установил и обрабатывал своих «Богатырей» и «Рай» для собора в Киеве. Адриан Викторович Прахов приводил в порядок весь большой материал (внутренняя отделка Владимирского собора в Киеве). Я разрабатывал свои картины «Проводы новобранца» и т.д.
Конечно, в продолжение целой недели иногда мы уставали над своими постоянными работами и поджидали приезда Саввы Ивановича... И вот он налетал на нас как освежающий дождь, весело вспрыскивал нас своими добрыми замечаниями и незаменимыми советами; и мы после его отъезда опять быстро опушались живой, веселой листвой молодых побегов (художественной мыслью).
По вечерам в доме, в уютных просторных покоях Елизаветы Григорьевны, происходило чтение. Елизавета Григорьевна очень хорошо читала и любила это дело. Я обыкновенно, во время чтения, рисовал с кого-нибудь в альбом и 15-летний Валентин Серов также пополнял альбом Елизаветы Григорьевны. И очень часто уже и тогда его портреты были лучше моих.
Савва Иванович был хороший настоящий певец (не любитель только) и очень хорошо знал музыку. Это доказывается тем, что Савва Иванович, как только позволили средства, сейчас же основал оперу и управлял ею. У него пели лучшие итальянские певцы; у него же начинал свою карьеру Федор Иванович Шаляпин. Отлично помню и я нашего гениального певца, когда ему было около 20 лет. В это же время Савва Иванович дружил и со скульптором - князем Трубецким, который запросто был вхож к Савве Ивановичу. И сейчас же, как услышал пение этого феноменального юноши, сейчас же стал лепить его бюст.
Теперь этот бюст стоит у меня - отлитый из бронзы и страшно похож и по сие время.
А у меня же есть бюст, последняя работа Саввы Ивановича, бюст профессора Поленова. Это очень удачный бюст лепки Саввы Ивановича. Василий Дмитриевич как живой - проходить мимо страшно в сумерках. Я радуюсь на него.
Илья Репин.
Илья Евграфович Бондаренко (1870-1947) - архитектор, историк архитектуры.
Савва Иванович Мамонтов (1841-1919) - известный меценат, крупный промышленник и финансовый деятель. Занимался скульптурой, музыкой, пением. В 1885 году основал в Москве частную русскую оперу. Подмосковное имение Мамонтова Абрамцево близ станции Хотьково Северной железной дороги, купленное им в 1870 году (с 1844 по 1870 год принадлежало Аксаковым), в семидесятых - девяностых годах становится значительным центром русской художественной жизни. Здесь подолгу жили и работали многие крупнейшие артисты и художники: М.М.Антокольский, В.М.Васнецов, М.А.Врубель, А.Я.Головин, К.А.Коровин, И.И.Левитан, Н.В.Неврев, М.В.Нестеров, И.С.Остроухов, В.Д.Поленов, Е.Д.Поленова, И.Е.Репин, В.А.Серов и другие.
Адриан Викторович Прахов (1846-1916) - археолог и историк искусства, профессор Петербургского университета. С юных лет был другом Репина и оказывал большое влияние на его развитие.
В. К. БЯЛЫНИЦКОМУ-БИРУЛЯ
1
29 марта 1908 г. «Пенаты»
Дорогой Витольд Каэтанович.
Я очень рад поменяться с Вами работами. Но, ради бога, ни о каких деньгах доплаты не может быть речи.
Ваша «Первые цветы» превосходная вещь!.. Я умолкаю, когда думаю, что могу я предложить Вам в обмен...
У меня есть только два эскиза: один к «Искушению» (очень близкий к картине, бывшей на выставке), другой неизвестный, картины не было. При лунном свете в парке объяснение двух, мужчины и женщины.
Вот, на Ваш выбор.
Т. к. дело сие не к спеху, то советую - при случае, когда будете в Петербурге, заглянуть в Куоккала, где Вам будут рады, и выбрать и решить. Искренно Вас полюбивший Илья Репин
2
19-26 апреля 1908 г.
Дорогой Витольд Каэтанович.
Мы были очень тронуты коллективным письмом с подписями всех наших милых друзей, с прибавкою Клавдия Васильевича Лебедева.
Задержали ответ фотографии, которые и до сих пор все еще не готовы (бывает же!).
Зима без всякого милосердия заслоняет нам пасхальное настроение ... Заказ Ваш - повторение эскиза Иоанна Грозного делается: кажется, выходит интересно. А может быть, это вначале так кажется.
Как трудно остановиться вовремя! От Натальи Борисовны 3 и от меня прошу Вас передать глубокоуважаемой Ольге Ивановне 4 мой сердечный привет и всем нашим общим друзьям.
Вероятно, Вы уже заняты отъездом, да даже в отъезде - по первой пороше? Есть? Возможно на пасхе?
Ваш И. Репин.
3
14 ноября 1908 г. «Пенаты»
Дорогой Витольд Каэтанович.
И я каждый день вспоминаю Вас с чувством, глядя на очаровательный, свежий момент ранней весны. И голубые подснежники, и тихая река, и целая панорама леса, так художественно моделированная за рекою.
Надеюсь в 1-й половине декабря увидеться с Вами в Москве и дружески пожать Вам руку.
Ваш Илья Репин.
Вторая половина ноября, и я всякую среду думаю - не подъедете ли Вы, теперь по снежку было бы чудесно. Тащите и Жуковского 5, если состоится Ваш приезд в Петербург.
А я так стараюсь окончить и повезти в Москву свою картину. Но и до сих пор не могу уверенно сказать, сбудется ли сия затянувшаяся мечта.
продолжение ...
|